Как избежать стресса 1 сентября: психолог ВСК рассказал о правильной подготовке школьника к началу учебного года
Скоро наступит сентябрь, и после беззаботных летних каникул дети и подростки возвращаются к учебному процессу. Для многих этот переход может быть непростым и сопровождаться стрессом и ростом тревожности. Как помочь детям и подросткам адаптироваться к школьной жизни, рассказала Анна Власова, консультативный психолог Страхового Дома ВСК.
Чтобы комфортно влиться в учебный процесс, важно придерживаться нескольких
простых советов, которые могу отличаться в зависимости от возраста ученика. Так,
младшим школьникам (7-12 лет) рекомендованы:
• Постепенный переход к учебному процессу: важно начать с введения привычного
распорядка дня за неделю до начала учебного года – раньше ложиться спать и
просыпаться, уменьшать время, отводимое на просмотр телевизора и игры,
увеличивать продолжительность дневного сна.
• Школьная подготовка — как ритуал: за неделю до начала учебы загляните в
школьный рюкзак, проверьте наличие всех необходимых канцелярских товаров,
приобретите новую одежду и обувь. Такая подготовка позволит ребенку чувствовать
себя более уверенным и готовым к школьным будням.
• Общение со сверстниками: позвольте ребенку пообщаться с друзьями перед
началом учебы. Это поможет ему чувствовать себя более комфортно в школьной
среде.
• Приятные школьные ритуалы: создайте приятные традиции, связанные со школой
– это может быть вкусный завтрак, любимая музыка по пути в школу, поощрения за
успехи в учебе. Все это будет вызывать у ребенка положительные эмоции и
ассоциации со школой.
Для родителей подростков (13-17 лет) рекомендации следующие:
• Поговорите с подростком о его планах на учебный год. Какие предметы его
интересуют, какие цели он ставит перед собой? Пусть ребенок почувствует ваше
участие в планировании его будущих событий. Это как совместный путь к новым
вершинам, где подросток чувствует поддержку и доверие родителей.
• Если подросток испытывает сильный стресс или тревожность от возвращения в
школу, обратитесь к специалисту — психологу, психотерапевту или школьному
психологу. Профессиональная помощь поможет найти правильный путь к спокойствию и
уверенности.
• Помогите подростку найти увлечение, которое будет его занимать в свободное
время и поможет ему снять напряжение.
• Поощряйте самостоятельность подростка — позвольте ему планировать свой
день, принимать решения, не контролируйте каждый его шаг.
Чтобы минимизировать стресс и тревожность необходимы регулярные физические
нагрузки. Мотивируйте ребенка заниматься спортом, ходить на прогулки на свежем
воздухе, играть в активные игры. Также можно научить ребенка простым техникам
релаксации: глубокому дыханию, медитации, йоге. Эти методы помогут снять
напряжение и успокоиться.
Важно помнить, что поведение родителей сильно влияет на психологическое
состояние ребенка. Взрослым не стоит давить на ребенка, требовать от него
идеального поведения и отличных оценок. Важно создать атмосферу доверия и
поддержки. Адаптация к новому учебному году может занять время, поэтому стоит
проявлять терпение, не ожидая мгновенных блестящих результатов. Родителям также
важно регулярно общаться с ребенком, интересоваться его делами, слушать его
мнение и не обесценивать чувства. В топ-10 ошибок родителей перед подготовкой
ребенка к школе также входят:
1. Игнорирование процесса подготовки ребенка к школе, перекладывание
ответственности за сборы и организацию на самого ребенка.
2. Навязывание ребенку чрезмерного количества дополнительных занятий и кружков.
Важно оставлять время для отдыха и личного развития.
3. Использование страха и негативной мотивации. Чаще всего это беседы о школьной
жизни преимущественно в негативном свете, рассказы о строгих учителях, плохих
оценках и неудачах.
4. Сравнение с другими детьми – это может сформировать у ребенка чувство
неполноценности и неуверенности.
5. Отсутствие интереса к делам ребенка в школе, разговоров о его впечатлениях и
проблемах.
6. Ограничение свободы выбора – одежды, кружков или друзей, подавление
индивидуальности.
7. Завышенные ожидания — установка нереальных целей перед ребенком, что может
вызывать чувство беспомощности и разочарования при невозможности их достижения.
8. Превращение школы в наказание: Восприятие школы как места, где ребенку
неинтересно и неприятно, что может вызвать чувство отвращения к учебе.
9. Навязывание ребенку идеи о безусловном подчинении учителю, подавление его
критического мышления и желания задавать вопросы.
10. Превращение успеха в учебе в главный критерий любви и принятия, что может
привести к неуверенности в собственных силах.
«Отсутствие должной подготовки к началу учебы может привести к возникновению
стресса и тревожности. Ребенок может начать испытывать страх перед
неизвестностью. Стресс и тревожность могут проявляться в разных формах — это и
изменения в поведении, и нарушения сна, потеря аппетита, головные боли,
раздражительность, плаксивость. Важно не наказывать ребенка за плохое поведение,
а попытаться понять его причины. Помните — успешная адаптация к новому учебному
году зависит от совместных усилий родителей и детей. Создайте атмосферу доверия,
поддержки и понимания, и ваш ребенок сможет легко и с удовольствием вернуться к
школьным будням», — отмечает Анна Власова, консультативный психолог Страхового
Дома ВСК.
материал MedLinks.ru