
Введение
За последние 150 лет значительно увеличилась продолжительность жизни в экономически развитых странах мира, в связи с чем отмечается тенденция к старению населения и закономерный рост развития возраст-ассоциированных состояний [1]. У пожилых пациентов снижение слуха является одним из самых распространенных сенсорных нарушений и третьим по распространенности заболеванием наряду с ревматоидным артритом и артериальной гипертензией [2,3]. В среднем возрастные изменения состояния слуха наблюдаются у 37% пациентов в возрасте 61-70 лет, у 2/3 пациентов старше 70 лет и в более чем 80% случаев у пациентов старше 85 лет [3,4].
Возрастные изменения слухового восприятия (возраст-ассоциированное снижение слуха (англ. age-relatedhearing loss (ARHL) или пресбиакузис) обычно начинаются в возрасте около 50 лет и характеризуются развитием симметричной, билатеральной, прогрессирующей сенсоневральной тугоухости с повышением порогов слуха преимущественно в области высоких частот (4-8 кГц) [5,6]. Однако, повышение порогов на частотах свыше 8 кГц может наблюдаться у пациентов более молодого возраста: у 16% пациентов 20-ти лет, 50% пациентов 30-ти лет и в 90% случаев у пациентов 40 лет [7].
Пресбиакузис – это мультифакторное заболевание, для которого характерны дегенеративные изменения и реорганизация структур периферического и центрального отделов слухового анализатора. Основными факторами, приводящими к развитию данного состояния и отягощающие его течение, являются биологический возраст, пол, национальность, факторы окружающей среды, образ жизни, сопутствующие соматические заболевания и генетическая предрасположенность [2,7,8]
Не смотря на тот факт, что пресбиакузис достаточно распространенное заболевание среди лиц пожилого возраста, зачастую ему не уделяется должного внимания, так как считается, что ухудшение слуха является неотъемлемой составляющей старения организма [3]. Согласно ряду исследований, возраст-ассоциированное снижение слуха может приводить к ухудшению качества жизни, одиночеству, депрессии, замедлению динамики мыслительной деятельности, ухудшению памяти и внимания [9].
Содержание статьи
Пресбиакузис и когнитивные нарушения
В соответствии с «теорией депривации» ухудшение слуха может способствовать снижению когнитивных функций головного мозга и развитию деменции посредством реорганизации структур головного мозга в ответ на слуховую депривацию. Например, по результатам исследований, базирующихся на данных магнитно-резонансной томографии у пациентов со снижением слуха по сравнению со здоровыми пациентами, были выявлены атрофические изменения головного мозга (преимущественно правой лобной доли) и уменьшение его объема [2,9].
Неоднократно проводились исследования о возможной связи между ухудшением слухового восприятия и разборчивости речи со снижением когнитивных функций [2,9]. Чаще всего пожилые пациенты предъявляют жалобы не только на снижение слуха, но и на ухудшение разборчивости речи особенно на фоне шумовой помехи или многоголосья, причем ухудшение разборчивости речи может быть непропорционально повышению порогов слухового восприятия тональных сигналов и ассоциировано прежде всего с дегенеративными изменениями нейронных и синоптических структур, в то время как общее тоновое снижение слуха связано с гибелью наружных волосковых клеток преимущественно в области базального завитка улитки [10].
Снижение слуха и ухудшение разборчивости речи могут способствовать уменьшению физической активности, социальной изоляции и ухудшению психического здоровья пациентов, что в свою очередь является факторами риска развития деменции и болезни Альцгеймера [8,9]. Следовательно, слуховая реабилитация пациентов направлена на предотвращение развития указанных патологических состояний [3,8].
Реабилитация пациентов с возраст-ассоциированным снижением слуха
Коррекцию снижения слуха средне-выраженной степени необходимо осуществлять с помощью оптимально подобранных слуховых аппаратов [11]. В связи с тем, что пожилые пациенты страдают преимущественно от нарушения разборчивости речи, поэтому качество и особенности звучания средств акустической стимуляции имеют первостепенное значение [3]. При выборе средств коррекции следует отдавать предпочтение слуховым аппаратам воздушной проводимости многоканальным или бесканальным соответствующей мощности.
Российской компанией разработан бесканальный слуховой аппарат (№ РЗН 2015/3130 от 28.09.2015, патент № RU 188277 U1), который по своим характеристикам может составить конкуренцию иностранным брендам. Бесканальные (англ. channelless) слуховые аппараты работают без искусственного разделения входящих звуковых сигналов на каналы. Они обрабатывают звук как единое целое во всем частотном диапазоне, что исключает искажение сигнала на стыке каналов, следовательно, обеспечивается наилучшая разборчивость речи за счет того, что звук максимально приближен к аналоговому естественному звучанию.
При глубокой степени нарушения слуха реабилитацию пожилых пациентов проводят методом многоканальной кохлеарной имплантации, а при наличии сопутствующей соматической патологии, являющейся противопоказанием к эндотрахеальному наркозу, проведение оперативного вмешательства возможно под местной анестезией [12].
При своевременных эффективных реабилитационных мероприятиях пожилых пациентов, страдающих средне-выраженной и глубокой степенью потери слуха, восстанавливаются когнитивные функции головного мозга, улучшается социальная адаптация, коммуникация и в целом качество жизни [3,9,10].
Заключение
Возраст-ассоциированное нарушение слуха или пресбиакузис является мультифакторным прогрессирующим заболеванием, которое сопровождается дегенеративными изменениями и реорганизацией структур периферического и центрального отделов слухового анализатора, приводящим к снижению когнитивных функций головного мозга.
Снижение слуха и ухудшение разборчивости речи у пожилых пациентов может способствовать социальной изоляции, депрессии, деменции и болезни Альцгеймера.
Следовательно, в случае выраженного ухудшения слуха необходимо проводить своевременную реабилитацию лиц пожилого возраста с помощью современных эффективных методов акустической или электрической стимуляции для предотвращения развития когнитивных нарушений, улучшения качества жизни и полноценной социальной интеграции.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflict of interest.
Сведения об авторах:
Карпищенко Сергей Анатольевич — докт. мед. наук, проф., директор ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 190013, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9; тел.: 8(812) 316-22-56, е-mail: karpischenkos@mail.ru;
Щербакова Яна Леонидовна – канд. мед. наук, научный сотрудник отдела диагностики и реабилитации нарушений слуха ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 190013, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9; тел.: 8(812)316-45-79, Щербакова Я.Л. — е-mail: shcherbakova_ya@mail.ru;
Мегрелишвили Спартак Михайлович – врач высш. категории, заведующий. сурдологическим отделением ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 190013, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9; тел.: 8(812)316-28-83, e-mail: 3162883@mail.ru
Электронное периодическое издание rmj.ru («РМЖ.ру»), октябрь 2020 г.
.
материал rmj.ru