Анализ нарушений нейрокогнитивных функций у
ВИЧ-инфицированных детей
Василевский И.В.
Белорусский государственный медицинский университет, Минск, Беларусь
Цель. Проанализировать характер изменений нейрокогнитивных функций у
ВИЧ-инфицированных детей
Материалы и методы. Использованы современные литературные данные по
изучаемому вопросу.
Результаты и обсуждение. Центральная нервная система остается одной из
главных мишеней при поражении человека ВИЧ-инфекцией. У 50% ВИЧ положительных
детей встречается ВИЧ-энцефалопатия, которая приводит к нейрокогнитивным
нарушениям и к другим очень серьезным последствиям. Нарушения у ребенка чаще
всего проявляются в виде снижения внимания, памяти, нарушения мыслительных
функций. И зачастую это становится заметным, когда ребенок идет в школу.
Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) представляет собой нейротропный вирус,
который может инфицировать нервные клетки. Широкий доступ к антиретровирусным
препаратам снизил тяжесть заболеваний головного мозга, связанных с ВИЧ. Однако
даже когда дети принимают АРВ-препараты и имеют вирусологическую подавленность,
у них могут продолжать проявляться нейрокогнитивные нарушения.
Когнитивные нарушения в результате поражения центральной нервной системы
вирусом ВИЧ признаны одним из последствий ВИЧ-инфекции у детей и могут
проявляться как глобальной, так и избирательной задержкой нервного развития.
Многочисленные исследования показали значительные нейрокогнитивные нарушения у
младенцев с ВИЧ, включая задержку когнитивных и двигательных навыков [Blanchette
N. с соавт., 2001]. Brahmbhatt H. с соавт. [2014] обнаружили, что
ВИЧ-инфицированные дети имеют глобальный дефицит по всем показателям нервного
развития, за исключением грубой моторики, а дети, подвергшиеся перинатальному
воздействию ВИЧ, страдают нарушениями в развитии рецептивных языковых навыков.
Цитируемые авторы выявили тот факт, что более продолжительная АРТ была связана
со значительным улучшением мелкой моторики, рецептивных и экспрессивных речевых
навыков, что подчеркивает преимущества начала АРТ в отношении когнитивного
развития у детей. Исследование предполагает, что некоторые неврологические
повреждения, вызванные ВИЧ-инфекцией у младенцев или воздействием ВИЧ
внутриутробно у младенцев, избежавших ВИЧ-инфекции, потенциально могут быть
обращены вспять с помощью АРТ. Однако мало что известно о неврологических
проявлениях ВИЧ-инфекции у детей старшего возраста с ВИЧ, а также о том, можно
ли обратить вспять неврологические повреждения в младенчестве с помощью АРТ в
более позднем возрасте. Исследования ВИЧ и развития нервной системы у детей
школьного возраста ограничены. Papola P. с соавт. [1994], Koekkoek S. с соавт.
[2008] обнаружили нарушения когнитивных функций и обучения, языка и расстройства
обучения, а также ухудшение исполнительных функций и скорости обработки
информации.
Для нейропсихологической оценки детей предложен ряд программ, включая
использование компьютерной техники. Важными для тестирования являются
определенные когнитивные параметры с помощью следующих субтестов: время простой
реакции, зрительно-моторное, непрерывное поведение, вербальная память,
зрительная память, образы вербального понимания, цифры вербального понимания,
фонетическая беглость, рабочая память, абстрактное мышление, семантическая
беглость, беглость речи, альтернативные зрительномоторные тесты [Brahmbhatt H. с
соавт.,2014].
Выводы. Анализ нарушений нейрокогнитивных функций у ВИЧ-инфицированных
детей и программы когнитивной реабилитации должны быть сосредоточены на
комплексных потребностях детей, которые включают физические, пищевые,
образовательные, умственные и нейрокогнитивные потребности детей, инфицированных
и подвергшихся воздействию ВИЧ-инфекции. Мониторинг нейрокогнитивных функций у
детей с ВИЧ должен быть обязательно включен в комплексный план ведения ВИЧ.
Опубликовано: Научное издание. Международная научно-практическая
конференция «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ У ДЕТЕЙ». Материалы конференции-
СПб.: «Человек и его здоровье», 2024 г. – С. 78-79)
материал MedLinks.ru