Селиванов А.О.
Студент, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
РИЧАРД ДАДД. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ БИОГРАФИИ ХУДОЖНИКА ПО ДАННЫМ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ОЛДРИДЖ, ТРЭМАНСА, ТРЕЦА
Аннотация
Данная статья посвящена анализу англоязычной биографической и искусствоведческой литературы, содержащей корпус источников, посвященной викторианскому художнику Ричарду Дадду.
Ключевые слова: Ричард Дадд, Бедлам, Клика, Мастерский замах сказочного дровосека.
Selivanov A.O.
Student, Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs
RICHARD DADD. THE MAIN STAGES OF THE ARTIST’S BIOGRAPHY IN ENGLISH FICTION: BOOKS BY ALLDERIDGE, TROMANS, TREUHERZ
Abstract
The article focuses on the English biographical and art historical literature analysis, comprising a body of sources, devoted to a Victorian artist Richard Dadd.
Keywords: Richard Dadd, Bedlam, Clique, The Fairy Feller’s Master-Stroke.
Ричард Дадд. Освещение основных этапов биографии по данным англоязычной литературы Олдридж, Трэманса, Треца
На ряде страниц, разбросанных по сети Интернет, интересующийся пользователь может найти отрывки информации примерно следующего содержания:
«Ричард Дадд – английский художник конца девятнадцатого века, известный своими фантастическими сюжетными работами. Страдал целым комплексом психических заболеваний и сошел с ума».
Кажется, что эта общая сумма представлений о викторианском художнике не вполне справедлива. Широкой публике на данный момент он известен главным образом несколькими чрезвычайно детализированными картинами, в том числе «Мастерский замах сказочного дровосека», и тем, что во время припадка безумия совершил отцеубийство. Тем не менее, Дадд был талантливым художником своего времени и одним из самых интересных живописцев последних двухсот лет, в значительной степени из-за уникальных особенностей его работ.
Целью данной статьи является освещение биографии Ричарда Дадда по данным англоязычных источников и литературы. В виду ограниченности русскоязычной литературы по теме, цель исследования представляется актуальной проблемой информативности.
Юность. Предпосылки расстройства
Ричард Дадд родился четвертым ребенком в семье из семи детей Роберта и Мэри Энн Дадд, в городе Чатем графства Кент, 1 августа 1817 года.
Будучи ребенком, учился в Королевской Школе Рочестера, где развилась его любовь к классике Шекспира, оставшаяся с ним на всю жизнь. Хотя малое количество работ этого периода сохранилось, до нас дошли эскизы, сделанные автором в 13 лет.
В 1834 году, будучи восемнадцатилетним, Ричард вместе с семьей переехал на Саффолк-стрит, в Лондон. Отец Ричарда взял работу резчика по дереву и гравера (2, с. 12). Работа Роберта Дадда привела его семью к контакту с современными художниками и меценатами, и Ричард, возможно, получили неофициальное наставление от своего нового окружения, прежде чем он подал заявление и был принят в Королевскую Академию в декабре 1837 года.
В Академии Дадд подружился с Джоном Филлипом, который впоследствии стал мужем сестры Ричарда Мэри Элизабет, и Уильямом Пауэллом Фритом, который впоследствии сыграл значительную роль в викторианской жанровой живописи (2, с. 41). Позже, этот круг был расширен за счет включения таких персон, как: Август Эгг, Гарри Нельсон О’Нил, Альфред Элмор , Эдвард Мэтью Уорд, Томас Джой, и Уильям Белл Скотт (1, с. 56) . Эта группа, в той или иной форме и составе, стала известна как «Клика» в художественных кругах современников.
В Академии Дадд стал призером, получив три серебряные медали, и начал выставлять картины в течение первого года обучения в Ассоциации британских художников. В 1840 и 1841 году он начал работать над иллюстрациями Шекспира, а в 1842 году он выставил версию одной из самых больших ранних работ – «Приди к этим желтым пескам» на выставке Королевской Академии.
В том же году он получил заказ предоставить иллюстрации к книге Самуила Картера Холла «Британские баллады», которые он выполнил на деревянных дощечках. Примерно в то же время, он взялся украсить интерьер для Лорда Фоли со сценами из Тассо и Байрона.
В июле 1842 года Ричард согласился сопровождать своего учителя, сэра Томаса Филлипса, в путешествии по Европе и Ближнему Востоку. Они добрались из Дувра в Остенд 16 июля, и в течение первого месяца посетили долины Рейна, озеро Маджоре, Бернские Альпы, Венецию (где Дадд изучал творчество Веронезе и Тинторетто), Болонью. Далее, они прибыли через Корфу в Патры, после в Афины. Они отправились из Афин и посетили Смирны и Константинополь, позднее посетив Смирны еще раз в конце сентября 1842 года. Там Филлипс получил устное приказание от британского посла в Турции посетить Замок Святого Петра в Бодруме, что они с Даддом и сделали, по-видимому, за тем, чтобы начать переговоры по закупке мрамора, добытого из гробницы Мавсола.
Развитие расстройства
Из Бодрума Дадд и Филлипс отправились в Ликию, расположенную в Малой Азии, а затем на Родос, Кипр и Бейрут. Из Бейрута они путешествовали на мулах и пешим ходом в Триполи и Дамаск, а затем стремительным туром через Святую землю в Иерусалим, куда они попали начале ноября 1842 года. После посещения Мертвого моря путешественники отправились на лодке вверх по долине Нила в Фивы и прибыли туда как раз перед Рождеством. Этот период поездки ознаменовался первым появлением головных болей из-за неустановленных причин (в последствии предположили, что причиной был солнечный удар) у Дадда.
Дадд и Филлипс отправились назад вниз по Нилу в Александрию в конце декабря. Из Александрии они попали на Мальту, а затем на западное побережье Италии, где Дадд начал страдать от различных видов более или менее явно проявляющейся параноидальной мании преследования. В Риме Дадд испытал неконтролируемое желание совершить убийство Папы Римского во время одного из публичных выступлений. Когда двое достигли Париже в апреле 1843 года, симптомы Дадда настолько обострились, что Филлипс уже не был в состоянии объяснять его поведение истощением вследствие солнечного удара. Дадд был оставлен Филлипсом в Париже в конце мая, который вернулся в Лондон.
Крайне любопытен комментарий Дадда, высказанный по этому поводу позже:
«По возвращении из путешествия, я начал размышлять о том, о чем раньше не мечтал и не думал, что это будет мною связано. Если бы я говорил об этом открыто, как это было принято повсюду, мне бы сказали, что это неблагоразумно. Конечно, я старался скрыть эти тайные предупреждения. Я не знал, откуда они пришли, несмотря на это, я не мог сомневаться в их правильности, не мог отделаться от того, что обозначилась моя судьба. Мои религиозные убеждения различны, зачастую несовместимы с общеизвестными, я был склонен к взглядам древних, и полагаю, что замена их современными идеями – это не лучший выход. Эти и им подобные взгляды, включая мысль о происхождении египетского бога Осириса… »(1, с. 80).
Дадд страдал синдромом маниакально-депрессивного (биполярного) расстройства. Кажется очевидным после самостоятельных описаний, которые дошли до нас от периода непосредственно до убийства отца и после, что катализатором необратимых процессов в психике Дадда послужила поездка в Египет, вероятно, часть путешествия по долине Нила, когда он впервые столкнулся с изображениями Осириса. Его сообщения о том, что он слышал голоса, полностью согласуются с другими случаями описания припадков современников, и действительно, картина психозов божественного избрания/поисков страждущего имела место быть в Викторианской эпохе.
По всей видимости, Дадд убедился, что его призвали божественные силы (как правило, речь идет об Осирисе), чтобы сразиться с дьяволом, существование которого он мог предположить в любой форме, воплотившейся во всем сущем вокруг него. Измученный этой навязчивой идеей, Дадд продолжал работать и жить в Ньюмен-стрит, где имел крайне скудное пропитание. Брат Ричарда – Джордж в это время также демонстрирует признаки психического заболевания, то же демонстрирует и отец. Хотя широкая общественность не подозревала о состояние Дадда, Александр Сазерленд из больницы Св. Луки к тому времени вынести ему вердикт: «non compos mentis»(лат. не в здравом уме)(4, с. 117).
Припадок. Заключение в Бетлемскую больницу
Несмотря на этот диагноз, Роберт Дадд сопровождал Ричарда на поездку в Кобхэм 28 августа 1843 года, в течение которой Ричард обещал своему отцу “развеяться “. В Кобхэме они поужинали в местной гостинице, затем вышли прогуляться по сельской местности. Около 11 часов вечера, недалеко от мелового карьера, Дадд напал на своего отца с бритвой и убил его.
Сразу же после убийства отца Ричард покинул Кобхэм и отправился в Дувр, где сел на корабль, направлявшийся в Кале.
Тело Роберта Дадда обнаружили во вторник утром и вызвали полицию. Имеются сведения, что они подозревали, что Ричард Дадд мертв и искали его в районе Кобхэм. Когда брат Ричарда прибыл на место преступления, он сразу же предположил участие Ричарда в убийстве своего отца. Описание убийцы было направлено в городскую полицию. Подвергся обыску номер Дадда в Ньюмен-стрит, где был обнаружен фетиш: большое количество яиц и эля (2, с. 87). Также эскизы коллег Ричарда по академии художеств, каждый с перерезанным горлом.
Между тем, Ричард вызвал подозрение таможенников в Кале, но был отпущен, после чего прибыл в гостиницу, чтобы сменить свою одежду со следами крови после убийства. Из Кале он отправился в Париж, где в дилижансе по неизвестным причинам попытался совершить убийство попутчика. Он был взят под стражу в Монтеро, где он назвал свое имя и признался в убийстве отца. Из Монтеро он был переведен в психиатрическую больницу в Клемон, комунна Фонтебло, где у него был найден список людей, которых он намеревался убить: имя его отца было в начале списка.
Дадд находился в Клемоне до конца июля 1844 года, после чего его перевезли в Англию для слушания его дела в Рочестере. Дадд признал себя виновным и был приговорен к заключению без суда в места, где он не будет представлять угрозу для безопасности окружающих(1, с. 102). На тот момент Ричарду Дадду исполнилось 27 лет.
Местом долговременной изоляции являлась Бетлемская королевская больница: медучреждение, неофицальное название которого, «Бедлам», стало нарицательным. Дадд должен был оставаться в Бетлемской больнице до июля 1864 года, то есть в течение почти 20 лет. Здесь он сотворил свои самые знаменитые работы, в том числе «Мастерский замах сказочного дровосека», «Оберон и Титания» и «Портрет молодого человека». Уильям Майкл Россетти, брат поэтессы Кристины Россетти и основателя направления прерафаэлитизма Данте Габриэля Россетти, посетил Бедлам в этот период и записал свои впечатления о Дадде:
«Я увидел злополучного художника, сидевшего с двумя или тремя другими больными в большой просторной комнате, с кружкой пива или каким-то другим напитком. Его поведение не производило впечатления своеобразностью или особой манерой, он казался совершенно спокойным, даже немного равнодушным»(4, 179).
В июле 1864 году Ричарда Дадда переводят из Бедлама в Бродмор, что в Беркшире, к западу от Лондона. Бродмор был госпиталем для душевнобольных, построенным в духе самых современных для того времени теоретических требований. В нем больным предоставлялась вся мыслимая для такого контингента людей свобода. Больницу построили на вершине холма, чтобы стены не закрывали от пациентов сельский пейзаж. Перевозили Дадда в поезде с Паддингтонского вокзала. Впервые за двадцать лет он вновь увидел знакомые пейзажи, которые рисовал по памяти. Здесь он находился, рисуя картина и принимая редких посетителей, до 7 января 1886. Он умер из-за обширного поражения легких, вследствие туберкулеза.
Дадд, как художник и иллюстратор
Работы Дадда, кажется, знакомы большинству критиков викторианского искусства. Джулиан Трец в своем эссе о Дадде из книги «Викторианская живопись» высказывает типичную позицию о творчестве Дадда:
«… В начале 40-х, [Дадд] представил на выставке свои работы по мотивам пьес Шекспира «Сон в летнюю ночь» и «Буря», примечательные своей тонкостью исполнения и сверхъестественной трактовкой света …. [После задержания] Дадду повезло в том, что его наблюдали сочувствующие ему врачи, которые приняли в нем участие и поощряли его в стремлении рисовать. Изолированный от внешнего мира и не имеющий возможности следить за новыми веяниями в искусстве, он вернулся к темам здравомыслящего периода, историко-литературной тематике, воспоминаний о Ближнем Востоке, портретам и изображениям нимф. Работы, созданные после болезни, часто странны и обладают загадочностью сюжета, но даже в своем тревожном состоянии он создавал картины, отличающиеся ясностью форм… [его] наиболее выдающимся произведением является таинственная картина «Мастерский замах сказочного дровосека», галлюцинаторные видения фантастических существ выглядят, как будто сквозь увеличительное стекло из-за орнаментов хрупкой паутины трав и цветов …»(3, с. 54-55).
Дадд работал для самостоятельного удовлетворения. У него не было почитателей, ни последователей, ни покровителей, не было поддержки интеллектуальных кругов (Большинство пациентов Бродмура не могли читать или писать на протяжении большей части своего пребывания в клинике) большую часть своей взрослой жизни в стенах больницы, но он занимался искусством регулярно. В конечном счете, каждая работа Дадда предлагает нам, в дополнение к удовольствию от просмотра работы хорошего художника и иллюстратора, беспрецедентное техническое исполнение работ, которое дает нам представление о необходимости проявления страсти в самом процессе творчества.
Заключение
В данной статье мной был рассмотрен ряд англоязычных биографических и искусствоведческих произведений, в ходе чего составлено изложение основных этапов биографии Ричарда Дадда. Особое внимание уделено хронологическому порядку различных этапов жизнеописания, описанию симптоматики психического расстройства, взгляду современников художника на его жизнь. Исследованная проблема поможет составить читателю, лишенному корпуса русскоязычных источников по теме, подробное мнение о личной и творческой жизни художника, станет толчком к поиску информации и ее тщательному анализу.
Литература
- Олдридж П. Поздний Ричард Дадд 1817-1886. Лондон: Тейт, 1974 г, 172 с.
- Олдридж П. Ричард Дадд. Нью-Йорк, Лондон: Сен-Мартин, 1974, 109 с.
- Трец Д. Викторианская живопись. Лондон: Тэмз и Хадсон, 1993, 216 с.
- Троманс Н. Ричард Дадд: Художник и приют. Лондон: Тейт, 2011, 208 с.