ХРИСТИАНСКАЯ ИДЕЯ СПАСЕНИЯ КАК ОСОБЕННОСТЬ СОТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО ВАРИАНТА ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАДАНИЯ
Научная статья
Токарев Д.А. *
Омский институт водного транспорта – филиал СГУВТ, г. Омск, Россия
* Корреспондирующий автор (mityatokarev[at]rambler.ru)
Аннотация
В статье рассматривается особенность сотериологического варианта преодоления человеком страдания, в основе которого христианская теория спасения. Проанализированы классические христианские источники и позиции Владимира Соловьева и Клайва Льюиса, как близких представителей к христианской морали, в которых, так или иначе, затрагивается проблема страдания и сотериологический вариант его преодоления. Подчеркивается важность страдания для обретения человеком своего подлинного существования и для возможного спасения от танатальности современного мира.
Ключевые слова. Страдание, сотериологический вариант преодоления, христианское вероучение и спасительная теория.
THE CHRISTIAN IDEA OF SALVATION AS A FEATURE OF THE SOTERIOLOGICAL VARIANT
TO OVERCOME SUFFERING
Research article
Tokarev D. A.*
Omsk Institute of water transport – (branch) Siberian state University of water transport, Omsk, Russia
* Corresponding author (mityatokarev[at]rambler.ru)
Abstract
The article considers the peculiarity of the soteriological variant of overcoming human suffering, which is based on the Christian theory of salvation. Classical Christian sources and positions of Vladimir Solovyov and Clive Lewis, as close representatives of Christian morality, are analyzed, which, in one way or another, touch upon the problem of suffering and the soteriological variant of its overcoming. The importance of suffering for a person to find their true existence and for possible salvation from the thanatality of the modern world is emphasized.
Keywords: Suffering, the soteriological version of overcoming, the Christian doctrine and the saving theory.
Введение
Страдание – важный аспект на жизненном пути человека, оно помогает нам анализировать свое предназначение в этом мире, страдание обволакивает нас своим глубоким смыслом, который в большей степени касается нашей смертности. Страдание заставляет нас быть осторожными и более рассудительными, оно ограничивает возможности человека в безрассудности и неограниченности. В разные эпохи философы и религиозные течения стремились разгадать происхождение страданий, их проявления и возможности преодоления страданий человеком. До сих пор эта проблема актуальна, ведь преодолевая одни страдания, человек получает или сам находит совершенно новые, но такие же сильные, противоречивые и всеобъемлющие.
Сложившаяся в первой четверти XXI века социальная, политическая, нравственная и информационная ситуация с ее совершенно новыми проявлениями и вариациями довольно серьезно меняет отношение к личностному страданию, к проблеме освобождения от страдания. Глобализация экономики, политической жизни и информационного пространства, терроризм, вирусные эпидемии, изменение климата, крушение многих религиозных и нравственных устоев – заставляют человека больше погружаться в глубокое личное страдание одиночества, чаще задумываться о смысле своего существования в этом мире. Для современного человека вопросы жизни и смерти не менее важны, чем и для людей других эпох и цивилизаций, но именно сейчас при огромном потоке информации и событий, при существующем глобальном объединении многих и многих сотен миллионов, вопросы личной самоидентификации на самом острие философии и религии.
Уход большого числа человечества от религиозных ценностей, смена философских и нравственных парадигм порождает неуверенность современного человека в завтрашнем дне, переоценку жизненных ценностей и ориентиров. И сейчас, как в прошлые периоды истории человечества, человечеству нужно знать, что ждет нас после смерти, что есть жизнь с ее страданиями, почему и как происходит освобождение от страданий, в чем атрибутивность страдания человека, а где появляется шанс ухода от страдания при жизни. Экзистенциальный вариант определения страдания и выявления возможностей ухода от его всепоглощающей силы был актуален в последней трети XX века, но спустя небольшое время он уже не так активно стал восприниматься обществом, потребовались новые идеи. Постмодернизм и структурализм, научные концепции синергетических подходов являются для многих ориентиром, но что делать со страданиями, как жить в быстро меняющемся мире, в чем смысл человеческого существования не находят четкие и практичные ответы в современных условиях. И опять возникает вопрос религии, обращение к истокам, в том числе христианским. Возможно, вновь надо обратиться к уже давно известным постулатам и принципам, но с обязательным перенесением идеи спасения в глубину современных споров о смысле человеческого существования.
Сотериологический вариант рассмотрения страдания пропитан христианской идеей спасения через искупительную жертву Иисуса Христа, но здесь стоит ещё больше усилий для понимания, что не каждый способен на жертву и надо вывести новую формулу из известных значений и показателей. Сущность сотериологизма в определении человеческого предназначения, с одной стороны, греховного или танатального, при котором жизнь и есть страдание, а уйти от него возможно, получая как можно большего числа удовольствий, с другой стороны, спасительного и витального, с осознанием грешности земного пути и стремления к освобождению от страданий праведностью помыслов и поступков.
Святой Августин определял страдание следствием первородного греха, который своей моральной стороной ущемляет человека, но в процессе праведности жития и будущего спасения это обретает позитивный курс. Утешение в страдании для человека должно быть нормой, нельзя воспринимать это с негативной стороны, ведь путь к Богу не может быть легким. Все возникшие страдания от невнимательности в обращении к Богу, надо всем сердцем, всем разумом понять, что страдаем мы от ухода от слова Божьего. В Боге спасение, в осознании своего страдания во имя Бога, а значит во имя себя трансцендентного. Чем больше человек живет праведно и в помыслах и поступках, тем меньше страданий на его пути, а скорее эти страдания не могут его усмирить, затушить в нем огонь жизни и любви к Богу. Страдание, скорее всего, мерило нравственности человека, его глубины веры и любви к Богу. Через страдания человек идет к Богу, к своему спасению и на этом пути все преграды не имеют уже такой мощной силы, они преодолимы самим человеком.
Страдание тогда подлинное, как полагал Майстер Экхарт, когда исходит не от творения, не от человека, но направляется Богом для приобщения человека к благодати Божией. Совершенство человека, его святость, определяет Экхарт, состоит в том, чтобы в великом страдании, равно как и в великой радости, не отделяться от Бога. Самое глубокое страдание, самая сильная и яркая радость ценны как факт стремления к Богу, переосмысление человеком своего пути. Сам Бог на Земле страдал, много страдал, а значит мы должны воспринимать страдание как награду, как образец великой судьбы, мы должны любить страдание.
В христианской Благой вести Иисус предстает не только как пророк, или учитель, или Мессия, но и как Спаситель и Искупитель. Путем воскресения и вознесения Господь объявил, что жертва Христа, нужная для того, чтобы покрыть человеческие грехи, была заплачена, и поэтому Бог может с полным основанием даровать справедливое прощение тем, кто в результате подлинного покаяния поверит в Иисуса. Это означает, что люди получают прощение не в результате своих собственных страданий (как утверждает индуизм), а посредством страданий Христа, которые Он принял за них, и не в результате своих достойных деяний (как это утверждается во многих вероучениях), а в силу труда искупления, который совершил для них Христос посредством своей смерти и воскресения.
Для верующих в Бога и его страдание становится ясным, что ниспосланное страдание служит усилению духа и цементированию твердости характера. Царствие небесное тем ценнее, чем человек достойно пройдет свой путь, а значит чем больше страданий, тем выше человеческое восхождение. Христианская вера определяет избранность страдания Богом для человека как мерила праведности и святости.
Первая правда о страдании, которую мы находим в Библии, это то, что страдание приближает нас к Богу. Страдание явлено человеку не как фактор падения, злобы, роптания и сетования, а орудие возвышения как искра в пламени. Огонь – это страдание, которое сжигает любой материал, часто совсем несовершенный и даже болезненный и бездумный, пошлый и гневный. Человек воспламеняется и становится горячим в своих молитвах. Страдания делают человека легким на подъем в поисках Бога. Страдания освобождают человека от земного тяготения. Земная сущность более не манит к себе. Человек начинает слышать зов неба. Он начинает слушаться Слов Бога. И из горнила страданий он, как искры, устремляется вверх.
Вторая правда о страдании вытекает из первой. Страдание – это не печальная случайность, вроде лесного пожара. Это намеренный огонь в твоей жизни. Это труд Бога над тобой. Бог испытал себя в горниле страданий. Он помещает человека в горнило страдания и признает свое авторство в этом, а значит, видит в человеке свой образ. Труд Бога – это страдание, в нем он совершенствует человека. Плавится человек в огне страданий, но обретает прочность и вечность.
Третья правда о страдании состоит в том, что страдание – это не проблема, от которой надо избавиться или как-то ее решить. Страдание – это тайна. Чтобы мы имели новую жизнь – должно было быть страдание. Страдание – это часть тайны жизни. Это тайна рождения нового. Поразительно в этих словах раскрывается витальность христианского вероучения. Жизнь побеждает смерть, а основным условием победы является страдание.
В основании отношений любви между Всемогущим Богом и человеком лежит страдание, страдание Бога. Верующий должен доказать, что его вера подлинна, что она не содержит неподобающих ей элементов. А это неизбежно предполагает страдание. Христианин не должен звать страдания и не должен отправляться на их поиски, но когда он столкнется с ними, то должен поступить так, что очень хочет воспринять их с радостью ради своего Бога. Если возникает вопрос, как далеко следует продвигаться в деле страданий, никогда не продвинешься дальше, будет обман самого себя ради сохранения своей жизни. Расположение к страданиям не является какой-то слепой идеей. Страдание спасает людей, оно не позволяет окончательно ослепнуть, зачерстветь, оледенеть.
Важным еще может быть понимание свободы, которую дает Бог человеку, ведь автоматическое следование воли Божьей не давало бы основу морали. Свобода выбора и есть определяющий фактор взаимодействия человека с Божественным промыслом. Выбор сделать очень сложно и опасно, это выбор сделал сам Бог, когда определил для себя страдания на Земле. Таким образом, человек тоже делает выбор, идти по труднейшему пути страданий во имя Бога, а может уйти от них ради мнимых удовольствий и малых радостей. Любить Бога или восстать против него, это так сейчас актуально. Смелость сказать, что Бога нет, но трусость в понимании себя грешного и неизбежно угнетающего свое предназначение. Душа человека раскрывается лучше всего в столкновении со страданиями, они обнимают ее сильно и больно, но не душат, а поднимают ввысь, давая шанс выйти за рамки низкой обыденности. Христианство понимает страдания как способ обновления человека и укрепления любви Бога к нему. Страдание мерило величины души человека, великие нравственные люди много страдали, но понимали для чего и почему они это делали. Высота страданий показывает красоту серьезности и величественности людей. Страдание серьезный шанс к спасению, вот поэтому смирение в христианстве не просто мораль, а сила веры в Бога. Спасение через страдание и есть важнейший дар Бога человеку.
Клайв Льюис, который хотя и придерживался традиционного христианского подхода по отношению к страданию и стал во многом апологетом христианской морали первой половины XX века, более широко представляет возможности человека в выборе своего поведения и нравственного совершенствования. Страдание – благо, не следует ли скорее стремиться к нему, чем избегать его? Само по себе страдание, по мысли Льюиса, не является благом. Но вот покорность воле Бога при наступлении страдания есть пробуждение в человеке искреннего чувства добра по отношению к другим людям, которые тоже испытали или испытывают страдание. Страдание научает человека быть праведным. Преодоление страдания возможно только в единении человека с человечеством и с Богом в душе. Ощущение жизни во всем – вот залог спасения от любых испытаний.
Очень важно и то, насколько мы понимаем свое предназначение в этой жизни, каким образом находим себя в отношениях с другими людьми. Ведь часто необходимо делать выбор между общественной необходимостью и личными убеждениями и стремлениями. Как сохранить чистоту помыслов и выживать в конкурентной борьбе общественной жизни, которая полна соблазнов, проблем, страданий и удовольствий.
Русский философ В.С. Соловьев определяет страдание как фактор взаимодействия людей в борьбе за существование. Нельзя руководствоваться только внешним фактором борьбы, ведь есть борьба внутри человека, а это именно страдание. Общество ведет борьбу за мирские приобретения, а внутри человека как ответная реакция страдания, способствующие раздвоению нашей сущности. Современный человек много имеет соблазнов, у него появилось время на бездумное прожигание жизни, вот тут мысль Соловьева о том, что страдание болезненно, оно боль и часто зло, а удовольствие приятно и дает радость, но именно второе толкает нас к злу и греху. Получая в одно мгновение удовольствие, мы открыты к этому всегда, но вот страдание приходит и мы гоним его, а ведь это шанс найти себя, выйти за рамки обыденности. В удовольствиях мы теряем смысл жизни, в страданиях мы его находим, но гоним от себя именно страдания. Подвиг души человека преодолеть искушения и достойно преодолеть страдания и смерть. Сотериологический вариант понимания страдания в противовес гедонизму и танатальности стремится вырваться из круга удовольствий и страданий, чтобы потом преодолеть смерть и прийти к полноте бытия. Спасение в этом случае именно подвиг души, умение спокойно радоваться и страдать, ибо нельзя избежать от избыточной радости глубокого страдания. Поняв, что страдание мерило рассудочности поведения, можно не обвинять его в какой-то экстремальности жизни.
Заключение
Современному человеку свойственна скука от жизни, он часто не может найти себе применение, а уж проблема реализации актуально все больше и больше. Сиюминутность радости и удачи, благополучия и приятности, приводит к глубокому страданию, которое не лечит, не обдает живительным пламенем, а уводит человека в желание получить еще большее удовольствие на короткое время. Страдая, таким образом, человек не видит своей цели, своего спасения, страдание тяготит, а не помогает преодолевать настоящую проблему. Бессмысленность существования – вот проблема человека новой эпохи. Если не будет ориентации на спасительную теорию или на поиск подлинности своего существования, то жизнь превратится в бессмысленную ситуацию вечной скуки переходящей в потерю интереса к жизни. Позитивное витальное русло возможно, надо понять смысл страдания, передать импульс спасения своему сознанию и определить в чем подлинность своего существования.
Конфликт интересов
Не указан. |
Conflict of Interest
None declared. |
Список литературы / References
- Аврелий Августин. Исповедь / А. Августин. – М.: Одиссей, 1989. – 365с.
- Экхарт, М. О страдании / М. Экхарт. – М.: Мысль, 1991. – 387с.
- Библия. Новый завет. От Марка. 10:37-39.
- Библия. Ветхий завет. Книга Иова. 5:7.
- Библия. Ветхий завет. Исайя. 48:10.
- Библия. Новый завет. 1 послание Петра. 1:6-7.
- Архимандрит Тихон. Сущность христианских страданий. // Сибирская православная газета. №5.
- Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В.В. Зеньковский. – М.: АСТ, 1996. – 187 с.
- Льюис, К. Боль / К. Льюис. – Ч., 1988. – 224с.
- Соловьев, В.С. Избранные произведения / В.С. Соловьев. – Ростов н./Д.: Феникс, 1998. – 554с.
Список литературы на английском языке / References in English
- Aurelius Augustine Ispoved’ [Confessions] / A. Augustin. – Moscow: Odyssey, 1989. – 365p. [in Russian]
- Eckhart, M. O stradanii [On suffering] / M. Eckhart. – M.: Thought, 1991. – 387p. [in Russian]
- Biblija. Novyj zavet. Ot Marka [The Bible. New Testament. From Mark]. 10:37-39. [in Russian]
- Biblija. Vethij zavet. Kniga Iova [The Bible. Old Testament. Book of Iov]. 5:7. [in Russian]
- Biblija. Vethij zavet. Isajja [The Bible. Old Testament. Isaiah]. 48:10. [in Russian]
- Biblija. Novyj zavet. 1 poslanie Petra [The Bible. New Testament. First Peter’s Epistle]. 1:6-7. [in Russian]
- Archimandrite Tikhon. Sushhnost’ hristianskih stradanij. [The essence of Christian suffering] // Sibirskaja pravoslavnaja gazeta [Siberian Orthodox newspaper]. 2003. №5. [in Russian]
- Zenkovsky V. V. Problemy vospitanija v svete hristianskoj antropologii [Problems of education in the light of Christian anthropology] / V. V. Zenkovsky. – Moscow: AST, 1996. – 187 p. [in Russian]
- Lewis, K. Bol [Pain] / K. Lewis. – CH., 1988. – 224 p. [in Russian]
- Solovyov, V. S. Izbrannye proizvedenija [Selected works] / V. S. Solovyov. – Rostov n./D.: Phoenix, 1998. – 554 p. [in Russian]