8 июля 2019 года, 15:23
Сильные еженощные колебания продолжительности сна или времени отхода ко сну повышают вероятность возникновения серьезных проблем со здоровьем: ожирения, гипертонии, диабета и повышения уровня холестерина. К такому выводу пришли авторы недавнего исследования, проведенного на базе Женской больницы Бригама и Гарвардской медицинской школы в Бостоне, и опубликованного в Diabetes Care.
Недостаток сна уже давно начали связывать с широким спектром метаболических нарушений, однако большая часть исследований в этой области была сосредоточена на влиянии среднего количества сна.
«Большие различия в графиках сна от ночи к ночи (как по продолжительности отдыха, так и по времени засыпания) связаны с более высоким риском развития метаболических проблем, в частности, множественных и одновременных метаболических нарушений. Негативное влияние короткой продолжительности сна в некоторые дни недели не может быть компенсировано увеличением продолжительности сна в другие дни», – рассказал один из авторов исследования Тяньи Хуанг (Tianyi Huang).
В исследовании приняли участие 2003 человека в возрасте от 45 до 84 лет. Ученые отслеживали их сон в домашних условиях в течение недели, используя актиграфы (приборы для измерения времени сна и бодрствования, которые надевают на запястья). Затем на протяжении 6 лет авторы наблюдали за состоянием здоровья участников.
Участники исследования в среднем ложились спать около 23:40 и каждую ночь спали около 7 часов 15 минут. Колебания в продолжительности сна составили более одного часа примерно у 66% из них, а во времени отхода ко сну – у 45%.
В общей сложности у 707 участников (35%) были выявлены так называемый метаболический синдром или множественные типы метаболических нарушений, увеличивающих риск сердечно-сосудистых заболеваний, включая повышенное артериальное давление, высокий уровень сахара в крови, избыток жира вокруг талии и не соответствующие норме уровни холестерина или триглицеридов.
При сдвигах в режиме сна от одного до полутора часов вероятность возникновения метаболического синдрома повышалась на 27%, от полутора до двух часов – на 41%, а более двух часов – на 57% (по сравнению с колебаниями менее 1 часа). Что касается продолжительности ночного сна, наблюдалось увеличение риска на 14%, если время сна варьировалось от одного часа до полутора, на 58% – если колебания превышали полтора часа.
Исследование сна проводилось относительно непродолжительный период. Поэтому, возможно, оно не отражает характер сна участников в течение более длительного времени. Кроме того, исследование не было контролируемым экспериментом, поэтому причинно-следственные связи не устанавливались.
«Причина, по которой повышенная вариативность режима сна оказывает пагубное влияние на метаболическое здоровье, возможно, связана с нашими биологическими часами. Если мы засыпаем в разное время и спим разное количество времени, нашим внутренним часам, вероятно, трудно синхронизироваться, что способствует ухудшению функционирования организма», – предположила Кристен Кнутсон (Kristen Knutson) из Медицинской школы Файнберга Северо-Западного университета в Чикаго, которая не участвовала в исследовании.
Центры по контролю и профилактике заболеваний (США) рекомендуют большинству взрослых не менее 7 часов сна в сутки. Чтобы хорошо высыпаться необходимое количество времени, не пробуждаясь ночью, следует ложиться в одно и то же время, спать в темной комнате без каких-либо электронных устройств и избегать обильного приема пищи, кофеина и алкоголя перед сном.