Частная медицина: контроль со стороны государства и общества
Анализ и оценка деятельности частных медорганизаций требуют учета не только мнения пациентов, как непосредственных пользователей услуг, но и экспертов отрасли, обладающих обширными знаниями и профессиональным опытом в сфере охраны здоровья. Именно такие профессионалы собрались на площадке Общественной палаты, чтобы совместно обсудить эффективные формы общественного контроля за деятельностью медицинских организаций.
Все собравшиеся однозначно высказались против противопоставления частной
медицины государственной: в любой из этих сфер порой имеют место быть как случаи
непрофессионального поведения сотрудников, так и их недостаточной
компетентности. Следует обращать внимание на наличие лицензии на медицинскую
деятельность и соответствие учреждения лицензионным требованиям, при соблюдении
этих условий пациенты получают дополнительную возможность выбора и могут
воспользоваться услугами наиболее удобного им лечебного центра, клиники,
больницы и т.д. Особое значение в этой связи приобретает внутренний контроль в
медицинских организациях, и возможность решать часть возникающих вопросов
оперативно «на местах».
В ходе встречи заместитель руководителя Росздравнадзора, ответственный
секретарь Общественного совета при Росздравнадзоре Ирина Серёгина обратила
внимание на типичные нарушения, выявляемые в частных медицинских организациях в
ходе проводимых службой контрольно-надзорных мероприятий, приведя следующую
статистику: в 2023 году Росздравнадзором была проверена 191 частная
медорганизация, что составляет 13,8 % от всех проверенных медорганизаций, из них
нарушения были выявлены в 154 учреждениях, то есть в 80,6 % случаев. Цифры,
которые заставляют задуматься о целесообразности отмены моратория на проведение
плановых проверок Росздравнадзором медицинских учреждений ввиду наличия
недобросовестных игроков на рынке медицинских услуг и особой значимости сферы
охраны здоровья граждан.
В свою очередь Председатель Общественного совета при Росздравнадзоре Виктор
Дмитриев отметил, что функция Совета – надзор за деятельностью самого
Росздравнадзора, а не дублирование его полномочий, хотя обращения в электронную
приемную Совета дают представление о степени удовлетворенности населения работой
как частных клиник, так и государственных учреждений здравоохранения. И в этой
связи представляется целесообразным привлекать к общественной экспертизе
специалистов, обладающих исчерпывающими знаниями и компетенциями в сфере охраны
здоровья, а в случае недостаточности таковых – предлагать им возможность пройти
дополнительное обучение, например, в ФГБУ «Национальный институт качества»
Росздравнадзора, что согласуется со статьей 22 Федерального закона от 21.07.2014
№ 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
Интерес вызвал случай, произошедший в Дагестане, когда привлеченная
агрессивной рекламой медцентра пациентка заплатила за его услуги солидную сумму,
но качеством оказанных услуг осталась недовольна. В этой связи была отмечена
необходимость регулирования рекламы в сфере медуслуг со стороны ФАС с опорой на
уже имеющийся опыт контроля рекламы лекарственных препаратов и медизделий.
Отметим, что прошедшее совещание было инициировано Комиссией Общественной
палаты по общественному контролю и работе с обращениями граждан совместно с
Комиссией по здравоохранению, и в нем приняли участие представители Общественной
палаты, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, а также эксперты
и ведущие специалисты сферы оказания медицинских услуг населению.
материал MedLinks.ru