Исследование НИУ ВШЭ и ЦЛП «Особое детство»: более 35% семей с детьми-инвалидами не получают услуги ранней помощи
Данные были представлены председателем правления Центра лечебной педагогики Анной Битовой на III Научно-практической конференции «1000 первых дней: ранняя помощь детям и их семьям», которая проходит 11-13 августа в Санкт-Петербурге.
Опрос был проведен в апреле-мае 2025 года Центром лечебной педагогики «Особое
детство» и Международной лабораторией исследований социальной интеграции НИУ-ВШЭ
при поддержке Уполномоченного по правам ребенка и Министерства социальных
отношений Челябинской области. Его целью было выявление степени информирования о
мерах социальной и иной поддержки, а также о правах семей с детьми, нуждающимися
в услугах ранней помощи.
Были опрошены 7 111 семей с детьми-инвалидами в пяти муниципальных
образованиях Челябинской области. 5,8% выборки составили дети в возрасте от 0 до
3 лет.
Опрос показал кратный количественный разрыв между социальным запросом на
услуги ранней помощи и числом людей, которым удается их своевременно получить.
Так, 21,3% опрошенных (1 512 анкет) уверенно сообщили, что семья получает все
необходимые социальные услуги; 43,3% респондентов затрудняются в определении
собственных потребностей; 35,3% сообщают о неудовлетворенной потребности в одной
или нескольких социальных услугах.
Ранняя помощь — это поддержка для детей с особенностями развития и их семей в
первые годы жизни, когда развитие особенно интенсивно. Она помогает выявить и
скорректировать трудности, снизить риск закрепления отставаний и облегчить
адаптацию. В неё входят консультации специалистов, занятия с ребёнком, обучение
родителей и помощь в получении медицинских, образовательных и социальных услуг.
«Для качественной работы системы ранней помощи необходимо использовать
проактивный подход и выявлять запросы семей, нуждающихся в ранней помощи и
других мерах социальной и материальной поддержки уже на уровне районов и
муниципалитетов. Кроме того, нужно регулярно проводить оценку уровня
удовлетворенности семей качеством и эффективностью предоставляемых им услуг
ранней помощи», — подчеркнула председатель правления Центра лечебной педагогики
Анна Битова.
материал MedLinks.ru