ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
Научная статья
Тенитилова К.С.1, *, Абаева С.М.2, Беляева В.Г.3
1, 2, 3 Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, Орел, Россия
* Корреспондирующий автор (tenitilova.xiusha[at]yandex.ru)
Аннотация
В статье говорится о педагогическом процессе по формированию ключевых образовательных компетенций на основе методики развития критического мышления, выделены четыре этапа для достижения этой цели. Объектом исследования является целостный педагогический процесс в общеобразовательной организации, а предметом – педагогическая деятельность по формированию ключевых образовательных компетенций. Практическая значимость исследования состоит в возможности применения результатов исследования для внедрения в целостный педагогический процесс, а также в виде учебников, учебных пособий, методических материалов.
Ключевые слова: ключевые компетенции, методика, педагогический процесс.
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY FOR THE DEVELOPMENT
OF KEY EDUCATIONAL STUDENT COMPETENCIES
Research article
Tenitilova K.S.1, *, Abaeva S.M.2, Belyaeva V.G.3
1, 2, 3 Oryol State University, Oryol, Russia
* Corresponding author (tenitilova.xiusha[at]yandex.ru)
Abstract
The article describes the pedagogical process for the formation of key educational competencies based on the methodology for the development of critical thinking, identifying four stages of achieving this goal. The object of the study is an integral pedagogical process in a general education organization, while the subject is pedagogical activity on the formation of key educational competencies. The practical significance of the research lies in the possibility of applying the results of the research for implementation in the holistic pedagogical process, as well as in the form of textbooks, teaching aids, methodological materials.
Keywords: key competencies, methodology, pedagogical process.
Научно-технический прогресс и активная эволюция информационных и технологических процессов сферы образования вызывает острую необходимость в совершенствовании процесса обучения. В связи со становлением новых технологий воспитания актуальной остается задача развития ключевых образовательных компетенций. По мнению А. В. Хуторского, «образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности» [10, С. 72]. А. В. Хуторской выделил следующие группы ключевых образовательных компетенций:
«1. Ценностно-смысловые компетенции.
- Общекультурные компетенции.
- Учебно-познавательные компетенции.
- Информационные компетенции.
- Коммуникативные компетенции.
- Социально-трудовые компетенции.
- Компетенции личностного самосовершенствования» [10, С. 72].
С целью формирования данных компетенций эффективно использовать технологию развития критического мышления, системообразующими характеристиками которой выступают логичность действий в решении познавательных задач, самостоятельность суждений, способность к установке межпредметных связей, рефлексия собственной мыслительной деятельности. Технологизация педагогической работы нужна для ее упорядочения, постановки учебно-воспитательных целей и нахождения путей их достижения, то есть для управления процессом обучения.
Для реализации педагогического процесса по формированию ключевых образовательных компетенций на основе развития критического мышления при наступлении учебного года необходимо осуществить первичную диагностику образовательных запросов и возможностей школьников, обладания ими определенными знаниями и умениями, состояния учебно-воспитательной среды школы. С этой целью целесообразно использовать такие методы воспитательной работы, как анкетирование, письменный опрос, беседа, диспут, тестирование, а также применять листы самодиагностики, на основе которых педагог заполняет индивидуальную для каждого учащегося матрицу оценивания уровня овладения конкретной компетенцией. В нее включаются основные структурные компоненты – знания, умения, ценностные ориентации и опыт практической деятельности, их содержание и ячейки для фиксирования наличия или отсутствия у школьника соответствующих параметров.
На втором этапе педагог в соответствии с образовательными потребностями начинает конструирование содержания учебного материала на основе технологии освоения критического мышления, чтобы организовать педагогический процесс и целенаправленно двигаться к прогнозируемому результату при строгой обоснованности каждого этапа процесса обучения.
В рамках третьего этапа начинается применение разработанной методики. Система воспитательной технологии по развитию критического мышления имеет логично выстроенную структуру, так как ее стадии согласовываются с закономерными этапами когнитивной деятельности школьника. Об особенностях развития критического мышления написали фундаментальные труды многие ученые, среди которых М.М. Бахтин, С. Брукфилд, А.В. Бутенко, С.И. Векслер, Дж. Гилфорд, Д. Дьюи, А.Н. Леонтьев А.Ф. Лосев, С.А. Король, Д. Рассел, Б.М. Теплов, характеризуя его как отдельное свойство личности, как навык мыслительной деятельности, как личностно и социально значимый феномен, приоритетный в области образования [7, С. 3]. Актуальность его развития продиктована неумением детей школьного возраста найти главную и второстепенную информацию, классифицировать ее, логично выстроить материал. Н. Ю. Туласынова говорит о том, что критическое мышление – это «сложное интегративное качество личности, совокупность мотивационного, познавательного, деятельностного, рефлексивного компонентов, обеспечивающих процессы его самопознания, самообразования, самореализации» [7, С. 8].
Чтобы активизировать познавательную деятельность, эффективно использовать три стадии: «вызов – осмысление – размышление» (Ходос Е.А., Бутенко А.В.) Активные формы обучения, такие как дискуссия, деловая игра, организация работы в группах, а также интегрированность и межфункциональность в разработке учебных программ наиболее выгодно при построении урока. Обучение не должно представлять собой пассивную деятельность, то есть получение знаний в готовом виде. Поэтому на первой стадии происходит их актуализация, путем извлечения из памяти ученика уже полученного опыта и навыков при постановке задачи, так как основа критического мышления – это формирование новых знаний и умений на базе уже имеющихся. Выделяются аспекты, необходимые для осознания и обсуждения, пробуждается познавательная активность. Вначале учитель может основать свою деятельность на применении форм и методов учебно-воспитательной работы по развитию репродуктивных навыков, а затем перейти к творческому оформлению деятельности, поскольку оно служит фундаментом для создания нового интеллектуального продукта. Возможны различные коллективные подходы, в которых учащиеся передают личные знания друг другу, обмениваясь индивидуальными приемами мышления. На этой стадии используется прием создания вопроса, ответ на который ученик уже косвенно изучил. Таким образом, на данном этапе создается проблемная ситуация, которую необходимо решить на стадии «осмысления».
Здесь ученик входит в непосредственную взаимосвязь с новой для него информацией. Педагог должен позволить ребенку проявить инициативу и творчество, дать возможность на самостоятельный поиск материала с дальнейшим обсуждением ее группой учащихся. Внедрение элемента самоанализа улучшит усвоение материала и разносторонний подход к решению общей проблемы учащимися. На данный этап отводится основная часть урока.
На стадии «рефлексия» происходит рождение нового знания путем преобразования собственных представлений и включения в них ранее неизвестных понятий. Ядром рефлексии служит анализ школьником продуктивности своих интеллектуальных операций и увеличение доли остаточных знаний, приобретенных на уроке. На данном этапе происходит усвоение новых знаний в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика.
Четвертый этап предполагает контрольную проверку результативности применения данной методики на основе анализа количественного критерия, который определяется использованием матриц и формулы коэффициента овладения компетенцией, а также качественного критерия, выражающегося в сопоставлении показателей первичной и вторичной диагностики. Цель данной стадии достигается путем индивидуального задания учащегося, которому предлагают выполнить определенную работу в установленные сроки на выбранную актуальную тематику, при выполнении которой он собирают всю имеющуюся информацию, в том числе необычную для его типа мышления, и принимает решение о полученных результатах работы на основании собственных убеждения и опыта.
Необходимость развития базовых компетенций диктуется быстроразвивающейся интеграцией цифровых технологий в социальную жизнь и потребностью обработки большого количества информации для принятия решений за короткие промежутки времени. Применение педагогической технологии по формированию критического мышления значительно упростит подготовку учащихся. Так же стоит учесть, что критическое мышление по сути своей является не только философским образовательным подходом, технологией обучения, но и культурным, идеологическим феноменом, который закладывает выявление индивидуальной, подкрепленной аргументами точки зрения каждого индивидуума.
Конфликт интересов
Не указан. |
Conflict of Interest
None declared. |
Список литературы / References
- Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В. В. Сериков. – Педагогика, 2003. – № 10. – 24 с.
- Бутенко А. В. Критическое мышление: метод, теория, практика / А. В. Бутенко, Е. А. Ходос. – М.: Мирос, 2002.
- Ивунина Е.Е. О различных подходах к понятию «критическое мышление» / Е.Е. Ивунина // Молодой ученый, 2009, № 11. – С. 170-174.
- Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления / М. В. Кларин // Школьные технологии. — 2004. — № 2. — С. 3–10.
- Клустер Д. Что такое критическое мышление / Дэвид Клустер // Критическое мышление и новые виды грамотности. — М. : ЦГЛ, 2005.—С. 5—13.
- Питюков В.Ю. Современный взгляд на формирование компетентностных моделей обучающихся / В.Ю. Питюков, С.М. Тищенко // Вестник РМАТ, 2017. № 2. – С. 55-58.
- Туласынова Н.Ю. Развитие критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку / Н.Ю.Туласынова -Дис… к. п.н.: 13.00.01-Якутск, 2010.-203 с.
- Хаджиева, Ф.А. Способы развития критического мышления у подростков / Ф.А. Хаджиева, Ф.М. Нарбутаев // Молодой ученый. – 2018. – № 19(205). – С. 234-236.
- Харисова, Э. В. Технология развития критического мышления в начальных классах / Э. В. Харисова,
Т. В. Емельянова // Вестник науки и образования. – 2018. – Т. 3. – № 7(7). – С. 134-138. - Хуторской А. В. Образовательные компетенции и методология дидактики / А. В. Хуторской // Методология педагогики в контексте современного научного знания: Сборник научных трудов Международной научно-теоретической конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения российского ученого-педагога, академика В.В. Краевского, Москва, 22 сентября 2016 года / Под редакцией А.А. Мамченко. – Москва: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2016. – С. 70-79.
Список литературы на английском языке / References in English
- Bolotov V.A. Kompetentnostnaja model’: ot idei k obrazovatel’noj programme [Competence model: from an idea to an educational program] / V.A. Bolotov, V.V. Serikov – Pedagogika, 2003. – № 10. – 24 p. [in Russian].
- Butenko A. V. Kriticheskoe myshlenie: metod, teorija, praktika [Critical thinking: method, theory, and practice] / V. Butenko, E. A. Hodos. – M.: MIROS , 2002. [in Russian].
- Ivunina E.E. O razlichnyh podhodah k ponjatiju «kriticheskoe myshlenie»[On different approaches to the concept of “critical thinking”] / E.E. Ivunina // Molodoj uchenyj [Young Scientist]., 2009, № 11. – P. 170-174. [in Russian].
- Klarin M. V. Razvitie kriticheskogo i tvorcheskogo myshlenija [Developing critical and creative thinking] / V. Klarin // Shkol’nye tehnologii [School of technology]. — 2004. — № 2. — P. 3–10. [in Russian].
- Kluster D. Chto takoe kriticheskoe myshlenie[What is critical thinking] / Djevid Kluster // Kriticheskoe myshlenie i novye vidy gramotnosti[Critical thinking and new types of literacy].—M. : CGL, 2005.— P. 5—13. [in Russian].
- Pitjukov V.Ju. Sovremennyj vzgljad na formirovanie kompetentnostnyh modelej obuchajushhihsja[A modern view on the formation of competence models of students] / V.Ju. Pitjukov, S.M. Tishhenko // Vestnik RMAT [Bulletin of the RMAT], 2017. № 2. – P. 55-58. [in Russian].
- Tulasynova N.Yu. Razvitie kriticheskogo myshlenija studentov v processe obuchenija inostrannomu jazyku [Development of critical thinking of students in the process of teaching a foreign language] / N.Yu.Tulasynova -Candidate’s thesis. Pedagogical Sciences.: 13.00.01- Yakutsk, 2010.-203 p. [in Russian].
- Hadzhieva, F.A. Sposoby razvitija kriticheskogo myshlenija u podrostkov. [Ways to develop critical thinking in adolescents] / F.A. Hadzhieva, F.M. Narbutaev // Molodoj uchenyj [Young Scientist]. – 2018. – № 19(205). – P. 234-236. [in Russian].
- Harisova, Je. V. Tehnologija razvitija kriticheskogo myshlenija v nachal’nyh klassah [Technology for the development of critical thinking in primary grades] / Je. V. Harisova, T. V. Emel’janova // Vestnik nauki[Bulletin of Science and Education]. – 2018. – Vol. 3. – № 7(7). – P. 134-138. [in Russian].
- Hutorskoj A. V. Obrazovatel’nye kompetencii i metodologija didaktiki [Educational competencies and methodology of didactics] / A. V. Hutorskoj // Metodologija pedagogiki v kontekste sovremennogo nauchnogo znanija: Sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii, posvjashhjonnoj 90-letiju so dnja rozhdenija rossijskogo uchenogo-pedagoga, akademika V.V. Kraevskogo, Moskva, 22 sentjabrja 2016 goda[Methodology of pedagogy in the context of modern scientific knowledge: Collection of scientific papers of the International scientific and theoretical conference dedicated to the 90th anniversary of the birth of the Russian scientist-teacher, academician V.V. Kraevsky, Moscow, September 22, 2016] / Pod redakciej A.A. Mamchenko. – Moskva: Institut strategii razvitija obrazovanija Rossijskoj akademii obrazovanija, 2016. – p. 70-79. [in Russian].