Содержание статьи
Возможности применения поливитаминных комплексов в нейропедиатрии
В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАЕ
ФГБУ «НЦЗД» РАМН, Москва
Роль витаминов в поддержании соматического и психоневрологического здоровья давно известна и не подлежит сомнению [1, 2]. Отличительной чертой многих современных поливитаминных препаратов и витаминно-минеральных комплексов является включение в их состав биологически активных веществ (БАВ), характеризующихся положительным влиянием на когнитивные и неврологические функции организма человека. Не случайно в своей монографии О. А. Громова и соавт. (2012) называют витамины, лецитин и отдельные микроэлементы «умными микронутриентами», подчеркивая их роль в обеспечении адекватного нервно-психического развития детей [3].
Напомню, что с 2008 г. в нашей стране действуют обновленные «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации», предусматривающие пересмотр рекомендаций в отношении отдельных нутриентов, в том числе касающиеся потребления витаминов, а также макро- и микроэлементов детьми и подростками [4]. Эти данные представлены в табл. 1 и 2.
Витаминные линейки
Появление так называемых «витаминных линеек» отражает эволюцию представлений о витаминах и потребности в них различных категорий пациентов и здоровых индивидов. Особое внимание в этой связи уделяется детям различного возраста.
Витаминные линейки для детей, разработанные отечественными и зарубежными производителями, предусматривают ассортимент поливитаминных комплексов, ориентированный на различный возраст и, соответственно, на дифференцированную потребность в витаминах.
Хотелось бы отметить, что Супрадин Кидс гель — это не что иное, как прямой аналог (и наследник) хорошо известного российским педиатрам и детским неврологам поливитаминного комплекса Киндер Биовиталь гель. Ранее об опыте его использования в нейропедиатрии сообщалось в серии наших публикаций, а также в работах других авторов [5–13]. Поливитаминный комплекс с лецитином, оказывающий выраженное положительное действие, использовался Т. Н. Платоновой и С. В. Ярыгиной (2005) в лечении представительной группы детей раннего, дошкольного и школьного возраста при функциональных расстройствах нервной системы (невротические реакции, тики, задержка психомоторного развития и т. д.), а Н. А. Коровиной и соавт. (2006) — в терапии детей с эмоциональными расстройствами в виде страхов [5, 6]. Сотрудниками ФГБУ «НЦЗД» РАМН описываемый поливитаминный комплекс с лецитином применялся в терапии синдрома дефицита внимания и гиперактивности, а также в других клинических ситуациях [7–13].
Помимо Супрадин Кидс гель, в линейке витаминных комплексов представлены Супрадин Кидс Юниор, Супрадин Кидс c омега-3 и холином (в форме мармеладных конфет), а также Супрадин Кидс мишки (жевательные пастилки).
Кроме того, врачам и просто потребителям витаминов хорошо известен Супрадин в двух лекарственных формах — драже (таблетки, покрытые оболочкой) и шипучие таблетки (быстрого растворения). Следует помнить, что эти формы поливитаминного комплекса Супрадин предназначены не только для взрослых, но и для детей и подростков в возрасте старше 12 лет. В составе драже и растворимых таблеток Супрадин содержание витаминов аналогично: витамин А — 3333 МЕ, витамин В1 — 20 мг, витамин В2 — 5 мг, витамин В6 — 10 мг, витамин В12 — 5 мкг, витамин С — 150 мг, витамин D3 — 500 МЕ, витамин Е — 10 мг, биотин — 0,25 мг, кальция пантотенат — 11,6 мг, фолиевая кислота — 1 мг, никотинамид — 50 мг. Содержание минеральных веществ в обеих лекарственных формах витаминно-минерального комплекса Супрадин не различается для кальция (51,3 мг), марганца (0,5 мг), цинка (0,5 мг) и молибдена (0,1 мг). Ряд других макро- и микроэлементов в Супрадине в форме драже преобладает по сравнению с шипучими таблетками: магний — 21,2 мг (против 5 мг), фосфор — 23,8 мг (против 47 мг), медь — 1 мг (против 0,1 мг), железо — 10 мг (против 1,25 мг) [14]. От других поливитаминных комплексов Супрадин отличает особый акцент, сделанный на содержании витаминов группы В как основных энергопродуцирующих. По данным исследовательской компании «КОМКОН-Фарма», в 2010 г. в рекомендациях фармацевтов Супрадин стал витамином № 1 [15].
Отдельно хотелось бы кратко рассмотреть невитаминные ингредиенты, входящие в состав представителей линейки Супрадин Кидс. В частности, речь идет о таких веществах, как β-каротин, лецитин, холин и омега-3 ненасыщенные жирные кислоты.
По отдельности и в совокупности эти вещества играют особое значение в процессах формирования и развития нервной ткани, что особенно актуально в детском возрасте. В критические периоды развития (интенсивный рост, подготовка к школе, предметное обучение, физические нагрузки при занятиях спортом и т. д.) физиологическая значимость описываемых нутриентов существенно возрастает.
Бета-каротин
Один из двух изомеров каротина (желто-оранжевого пигмента, являющегося непредельным углеводородом из группы каротиноидов). Содержится в желтых, оранжевых и зеленых листьях овощей и фруктов, в корне моркови, плодах шиповника, помидорах, батате и др. Бета-каротин является провитамином витамина А, обладает антиоксидантным, адаптогенным и иммуномодулирующим эффектами. В середине первой декады 2000-х гг. были продемонстрированы антиэпилептические свойства β-каротина [13].
Ненасыщенная структура β-каротина позволяет его молекулам адсорбировать свет, предотвращать выработку и накопление свободных радикалов и активных форм кислорода. Бета-каротин — естественный иммуномодулятор, повышающий иммунный потенциал организма независимо от вида антигенов (действует неспецифично). Некоторые исследователи связывают иммуномодулирующую активность β-каротина с его влиянием на обмен арахидоновой кислоты и ее метаболитов. Предполагается, что β-каротин подавляет продукцию арахидоновой кислоты, за счет чего ингибирует выработку простагландина Е2 (последний является супрессором NK-клеток — естественных киллеров).
Считается, что 6 мкг β-каротина эквивалентны 1 мкг витамина А. Верхний допустимый уровень потребления β-каротина не установлен. Для взрослых физиологическая потребность составляет порядка 5 мг/сут (для детей пока не уточнена).
Дефицит β-каротина у детей чаще проявляется нарушениями сумеречного зрения, замедленным ростом костей, поражением покровного эпителия кожи и слизистых оболочек, а также повышенной склонностью к воспалительным заболеваниям.
Лецитин
Группа жирных субстанций, содержащихся в тканях животных и растений, а также яичных желтках. Лецитин состоит из ортофосфорной кислоты, холина, жирных кислот, глицерина, гликолипидов, жиров и фосфолипидов.
При расщеплении лецитинов образуются высшие жирные кислоты (пальмитиновая, стеариновая, олеиновая и арахидоновая). Лецитин — мощный антиоксидант, он необходим для формирования межклеточного пространства, нормального функционирования нервной системы и деятельности нейронов, для транспортировки основных питательных веществ и витаминов к клеткам. Лецитин препятствует продукции свободных радикалов. Около одной трети изолирующих и защитных тканей мозга (головного и спинного) состоят из лецитина.
Выраженная лецитиновая недостаточность может приводить к снижению интеллекта, паркинсонизму, развитию рассеянного склероза.
К продуктам питания с высокой представленностью лецитина относятся яйца (желток), мясо птиц и рыбы. В промышленных масштабах лецитин добывается из побочных продуктов производства соевой муки и масла. Соевый лецитин производится из очищенного соевого масла в режиме низкотемпературной обработки; в его состав входят масло, фосфолипиды, витамин А, витамин Е и др. (используется в качестве биологически активной и вкусовой добавки к пище. Лецитин также получают из подсолнечного масла (путем экстракции); он отличается от соевого по составу и содержанию жирных кислот.
Лецитин — один из основных источников питания для нервной системы. Он способствует лучшему усвоению жирорастворимых витаминов, а его включение в состав Супрадин Кидс гель позволяет потенцировать утилизацию и клинический эффект витаминных ингредиентов этой биологически активной добавки.
При взаимодействии лецитина с пантотеновой кислотой происходит образование ацетилхолина, который необходим для активизации интеллектуальной деятельности, памяти и мыслительных процессов [11].
Поскольку доказано, что лецитин — важнейший строительный элемент периферической и центральной нервных систем, его дефицит в детском возрасте сопровождается рядом нежелательных последствий (замедленное формирование центральной нервной системы, внутричерепная гипертензия, задержка психического и/или речевого развития, психоэмоциональная неустойчивость; нарушения памяти, внимания, поведения и др.). При выраженной недостаточности лецитина в мышцах могут возникать дистрофические процессы.
Холин
Является витаминоподобным веществом, которое иногда относят к числу водорастворимых витаминов группы В (витамин В4, витамин Вр). Холин представляет собой гидроокись 2-оксиэтилтриметиламмония, [(CH3)3N+CH2CH2OH]OH–. Отнесение холина к витаминам группы В является условным, поскольку животные микроорганизмы обладают способностью его синтезировать.
Из холина синтезируется ацетилхолин (важнейший нейромедиатор). Холин является важным веществом для нервной системы и улучшает память, входит в состав фосфолипидов, участвует в синтезе метионина, где является поставщиком метильных групп.
По данным W. H. Meck и соавт. (2008), холин, получаемый детьми на протяжении первых лет жизни, имеет определяющее значение для развития памяти [16].
Среди алиментарных источников холина следует перечислить яичный желток, мясные субпродукты, капусту, шпинат и сою. Эти продукты не всегда употребляются детьми в должном количестве. По этой причине холин, входящий в состав Супрадин Кидс Юниор и Супрадин Кидс с омега-3 и холином, является ценным дополнением к этим поливитаминным комплексам.
Дефицит холина препятствует адекватной выработке карнитина, способствует нарушениям обмена холестерина и отложению жира в печени.
Омега-3 ненасыщенные жирные кислоты
Эти жирные кислоты, присутствующие в морепродуктах и жирах растительного происхождения, представляют собой полиненасыщенные жирные кислоты с двойной связью (С=С), начинающейся после третьего углеродного атома от конца углеродной цепи. У молекул жирных кислот имеются два конца — кислотный (COOH) и метильный (CH3). Расположение первой двойной связи отсчитывается от метильного конца (именно его называют омега-концом).
ДГК — это важнейшая полиненасыщенная жирная кислота, относящаяся к классу омега-3 ненасыщенных кислот. Она входит в состав липидов большинства животных тканей и является одним из главных компонентов комплексных липидов.
Основными источниками ДГК являются рыбий жир лосося и сельди атлантической, морские моллюски, зоопланктон, динофитовые микроводоросли, некоторые морские водоросли и льняное масло.
Наряду с эйкозапентаеновой кислотой, ДГК относится к наиболее ценным для здоровья человека омега-3 полиненасыщенным жирным кислотам. Она играет важную роль в формировании мозга и зрения на ранних этапах онтогенеза, а также оказывает благоприятный эффект на состояние мозгового кровообращения.
ДГК является условно эссенциальным нутриентом в период активного роста мозга. ДГК — главный компонент серого вещества мозга, сетчатки глаз и клеточных мембран. Ее дефицит в ряде случаев ассоциирован с риском развития депрессивных состояний, суицидального поведения, а также нарушений внимания. Последние могут препятствовать успешному обучению в школе.
ДГК, используемая в составе Супрадин Кидс с омега-3 и холином, получена из морских водорослей, выращиваемых на специальных плантациях, что обеспечивает максимальную очистку и эффективность этого компонента поливитаминного комплекса [17].
Ниже мы рассмотрим особенности компонентного состава поливитаминных препаратов из серии Супрадин Кидс, а также показания к их использованию и особенности их применения. Все они рассматриваются в качестве биологически активных добавок (БАД).
Супрадин Кидс гель
Поливитаминный комплекс с лецитином и β-каротином, предназначенный для детей с 3-летнего возраста.
В 1 чайной ложке (5 г) Супрадин Кидс гель содержатся следующие ингредиенты: β-каротин — 155 мкг рет. экв. (ретинола эквивалентов), витамин D3 — 3,7 мкг, витамин E (D, L-α-токоферола ацетат) — 1,9 мг, витамин В1 (тиамина гидрохлорид) — 0,31 мг, витамин В2 (натриевая соль рибофлавина фосфата) — 0,29 мг, витамин В6 (пиридоксина гидрохлорид) — 0,39 мг, ниацин (никотинамид) — 3,5 мг, пантотеновая кислота (пантотенат кальция) — 0,42 мг, аскорбиновая кислота (витамин С) — 13,5 мг, лецитин — 0,1 г (100 мг) [14].
Детям в возрасте 3–6 лет Супрадин Кидс гель назначается по 1/2 чайной ложки (2,5 г) 2–3 в день, для детей с 7 лет предусмотрен прием 2 чайных ложек (10 г) поливитаминного комплекса в день.
Супрадин Кидс гель способствует оптимизации развития ребенка, в том числе его нервной системы. Лецитин, входящий в состав Супрадин Кидс геля, способствует повышению концентрации внимания, а β-каротин не только укрепляет зрение, но и поддерживает иммунную систему детей [15].
Супрадин Кидс Юниор
Поливитаминный комплекс с холином в виде жевательных таблеток для детей в возрасте от 5 лет.
В составе 1 таблетки Супрадин Кидс Юниор представлены следующие вещества: витамин D3 (холекальциферол) — 2,5 мкг (100 МЕ), витамин А (ретинол) — 300 мкг, витамин Е (α-токоферол) — 5 мг, аскорбиновая кислота (витамин С) — 22,5 мг, никотинамид — 6 мг, витамин В1 (тиамин) — 0,45 мг, витамин В2 (рибофлавин) — 0,45 мг, витамин В6 (пиридоксин) — 0,45 мг, витамин В12 (цианокобаламин) — 0,5 мкг, пантотеновая кислота (витамин В5) — 2 мг, фолиевая кислота — 75 мкг, биотин — 10 мкг, холин — 25 мг, кальций (Са) — 120 мг, магний (Mg) — 25 мг, железо (Fe) — 6 мг, цинк (Zn) — 4 мг, марганец (Mn) — 1 мг, медь (Cu) — 0,4 мг, йод (I) — 60 мкг, селен (Se) — 12,5 мкг, хром (Cr) — 12,5 мкг [14].
Дозирование Супрадин Кидс Юниор: в возрасте 5–11 лет — по 1 таблетке 1 раз в день, детям старше 11 лет — по 1 таблетке 2 раза в день.
Считается, что применение Супрадин Кидс Юниор способствует гармоничному (физическому и умственному) росту и развитию детей, переходящих к предметному обучению.
Супрадин Кидс с омега-3 и холином
Поливитаминный комплекс, обогащенный докозагексаеновой кислотой (ДГК) и холином — в форме мармеладных конфет (мармеладные рыбки и звездочки). Эти жевательные пастилки предназначены для детей с 3-летнего возраста.
В составе 1 жевательной пастилки: витамин С — 15 мг, ниацинамид — 4,5 мг, витамин В6 — 0,5 мг, витамин В12 — 0,25 мкг, ДКГ — 30 мг, холин — 30 мг [14].
Дозирование: детям в возрасте 3–4 лет — по 1 пастилке в день, в возрасте 4–14 лет — 2 пастилки в день.
Cравнительно скромная представленность в Супрадин Кидс с омега-3 и холином собственно витаминов в полной мере компенсируется включением ДГК и холина. В этой связи Супрадин Кидс с омега-3 и холином способствует улучшению памяти и умственному развитию детей.
Супрадин Кидс Мишки
Жевательные пастилки (по 4 г) в форме мармеладных медвежат с различными вкусами (апельсина, лимона, малины). Предназначены для детей с 11-летнего возраста. Как указывают производители, этот общеукрепляющий поливитаминный комплекс способствует здоровому росту и развитию детей школьного возраста.
В одной пастилке Супрадин Кидс Мишки представлены следующие компоненты: витамин А — 400 мкг, витамин Е — 5 мг, витамин D3 — 2,5 мкг, витамин С — 30 мкг, витамин В6 — 1 мг, витамин В12 — 0,5 мкг, никотинамид — 9 мг, фолиевая кислота — 100 мкг, биотин — 75 мкг [14].
Дозирование Супрадин Кидс Мишки предусматривает назначение детям старше 11 лет по 1 жевательной пастилке в день.
Все компоненты витаминного комплекса Супрадин Кидс Мишки подобраны с учетом их взаимодействия и дополняют друг друга. Полный комплекс необходимых витаминов обеспечивает ежедневную потребность ребенка, помогает стимулировать умственное развитие и справляться со школьными нагрузками.
Витаминно-минеральные и поливитаминные комплексы являются одним из инструментов нейродиетологии детского возраста [18]. Витаминная линейка Супрадин Кидс, в которой витамины представлены в комбинации с минеральными веществами и БАВ (лецитин, холин, ДКГ, β-каротин), в полной мере отражает прогрессивный взгляд на оптимизацию соматического и психоневрологического здоровья детей и подростков.
Такой подход призван не только обеспечить различные органы и системы организма необходимыми витаминами и минеральными веществами, но и противостоять стрессовым воздействиям, улучшить восприятие информации, оптимизировать церебральные функции детей [19].
Литература
- Витамины и минеральные вещества в питании и поддержании здоровья детей. Глава 17. В кн.: Клиническая диетология детского возраста: Руководство для врачей / Под ред. Боровик Т. Э., Ладодо К. С. М.: ООО «МИА». 2008. С. 443–471.
- Combs G. F. Jr. (ed). The vitamins. Fundamental aspects in nutrition and health. 4 th ed. London-San Diego. Academic Press/An Imprint of Elsevier. 2012. 570 p.
- Громова О. А., Торшин И. Ю., Егорова Е. Ю. «Умные» микронутриенты. Микронутриенты и нервно-психическое развитие ребенка: монография. М.: Миклош. 2012. 168 с.
- Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Метод. реком. МР 2.3.1.2432–08.3.2.1. Рациональное питание. М., 2008. 40 с.
- Платонова Т. Н., Ярыгина С. В. Эффективность поливитаминного комплекса «Киндер Биовиталь гель» при минимальных неврологических дисфункциях у детей дошкольного возраста // Сonsilium medicum. Педиатрия. 2005. Т. 7. № 1. C. 48–49.
- Коровина Н. А., Захарова И. Н., Науменко Л. Л. Микронутриентная недостаточность и нервно-психическое развитие детей // Сonsilium medicum. Педиатрия. 2006. Т. 8. № 2. C. 52–55.
- Студеникин В. М. Поливитаминный препарат с лецитином: использование в детской неврологии // Лечащий Врач. 2003. № 6. С. 56–57.
- Студеникин В. М., Балканская С. В., Маслова О. И. Возможности применения поливитаминного препарата с лецитином в детской неврологии // Consilium medicum. Педиатрия. 2004. Прилож. № 1. С. 16–19.
- Применение поливитаминного препарата с лецитином в нейропедиатрии (пособие для врачей). М.: Медпрактика. 2005. 20 с.
- Cтуденикин В. М., Николаев А. С., Акоев Ю. С., Балканская С. В. и др. Витамины и применение поливитаминных препаратов в педиатрии // Справочник педиатра. 2006. № 6. С. 68–88.
- Студеникин В. М., Балканская С. В., Шелковский В. И. Влияние лецитина на неврологический статус детей // Лечащий Врач. 2009. № 6. С. 46–49.
- Студеникин В. М., Балканская С. В., Шелковский В. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: диагностика и лечение // Лечащий Врач. 2010. № 1. С. 31–34.
- Витамины в нейродиетологии. Гл. 6. В кн.: Нейродиетология детского возраста (коллективная монография) / Под ред. Студеникина В. М. М.: Династия. 2012. С. 97–113.
- Регистр лекарственных средств России «Энциклопедия лекарств». Изд. 21-е, перераб. и дополн. М.: РЛС-Медиа. 2013. 1612 с.
- Алексеев М. Витамины для умных // Российские аптеки. 2011. № 22 (203). С. 12–15.
- Meck W. H., Williams C. L., Cermark J. M., Blusztajn J. K. Developmental periods of choline sensitivity provide an ontogenetic mechanism for regulating memory capacity and age-related dementia // Frontiers Integrat. Neurosci. 2008. Vol. 1 (Art. 7). P. 1–11.
- Обыкновенное чудо для необыкновенных детей. Кому и для чего нужны детские витамины // Моя любимая аптека. 2011. № 8 (80). С. 4.
- Студеникин В. М., Шелковский В. И. Витаминно-минеральные комплексы для детей: инструмент нейродиетологии // Педиатрия. 2008. Т. 87. № 6. С. 105–109.
- Benton D. Vitamins and neural and cognitive developmental outcomes in children // Proc Nutr. Soc. 2012. Vol. 71 (1). P. 14–26.
Статья опубликована в журнале Лечащий Врач
материал MedLinks.ru