ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Научная статья
Тенитилова К.С.1, *, Абаева С.М.2, Беляева В.Г.3
1, 2, 3 Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, Орел, Россия
* Корреспондирующий автор (tenitilova.xiusha[at]yandex.ru)
Аннотация
В статье обоснована актуальность проблемы формирования аутопсихологической компетентности старшеклассников, проанализирован понятийный аппарат, предложена авторская трактовка понятий «аутопсихологическая компетентность» и «аутопсихологическая деятельность», проведено разграничение терминов «компетенция» и «компетентность», проанализированы причины и последствия несформированности данной категории, сделан вывод о том, что развитие аутопсихологической компетентности должно быть основной целью системы воспитывающей деятельности классного руководителя.
Ключевые слова: аутопсихологическая компетентность, саморазвитие, самопознание.
THEORY AND METHODOLOGY OF THE PROBLEM OF FORMING AUTOPSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF HIGH SCHOOL STUDENTS AS DETERMINANTS OF SELF-DEVELOPMENT
Research article
Tenitilova K.S.1, *, Abaeva S.M.2, Belyaeva V.G.3
1, 2, 3 I. S. Turgenev Oryol State University, Orel, Russia
* Corresponding author (tenitilova.xiusha[at]yandex.ru)
Abstract
The article substantiates the topical nature of the problem of forming the autopsychological competence of high school students and analyzes the conceptual framework. The author of the study proposes an interpretation of the terms “autopsychological competence” and “autopsychological activities” as well as highlights the distinction between the terms “competence” (kompetentsiya) and “competency” (kompetentnost’). The study conducts an analysis of the causes and consequences of disarrangement of this category, it is concluded that the development of autopsychological competence should be the main purpose of activities of homeroom teachers.
Keywords: autopsychological competence, self-development, self-knowledge.
Теоретическую основу исследования составили ведущие положения, стоящие у истоков изучения проблемы аутопсихологической компетентности (Н. А. Леушкина, А. А. Дергач, Т. Е. Егорова, В. А. Беляшов, К. А. Куликова, О. И. Грибоедова), а также теоретическое обоснование понятий компетенции и компетентности личности (А. А. Дергач, А. К. Маркова, Г. И. Метельский, Н. С. Глуханюк). В роли методологических ориентиров исследования применялись акмеологический и компетентностный подходы.
Исследование строилось на принципах целостности, системности, единства объективного и субъективного.
Актуальность темы исследования детерминирована потребностью в развитии аутопсихологической компетентности уже в школьные годы, поскольку, во – первых, современная образовательная парадигма ориентирована на воспитание инициативных учащихся, которые гибко адаптируются к условиям, диктуемым современной образовательной средой, характеризующихся акмеологической направленностью личности, динамизмом и мобильностью, обладающих способностью к целеполаганию, саморегуляции эмоциональной и поведенческой сферы, рефлексии, во – вторых, старший школьный возраст априори является сензитивным для формирования основных аутопсихологических навыков.
Формирование аутопсихологической компетентности старшеклассников является актуальной проблемой для современного образования, имеющего своей задачей подготовку социально зрелых, мобильных личностей, готовых и способных к саморазвитию и самосовершенствованию, стремящихся к достижению учебной, профессиональной и социальной успешности [5, С. 22]. Основные проблемы, составляющие основу компетентностно – ориентированного и акмеологического подхода относятся к группе междисциплинарных и находят выражение в педагогике, психологии, акмеологии, философии и многих других учебных дисциплинах.
А. А. Деркач в книге «Акмеология» характеризует термин аутопсихологическая компетентность как «готовность и способность к целенаправленной психической работе по изменению личностных черт и поведенческих характеристик. Это умение личности развивать и использовать собственные психические ресурсы, создавать благоприятную для деятельности ситуацию путем изменения своего внутреннего состояния за счет приобретения, закрепления, контроля знаний, умений и навыков, преодоления непредвиденных обстоятельств, создания волевой установки на достижение значимых результатов» [3, С. 264]. Основоположниками процесса ее формирования являются акмеологические факторы – причины, имеющие характер движущих сил саморазвития. Создание собственной активности выступает детерминантой становления структурных элементов аутопсихологической компетентности. Кроме того, направленность на самопознание – предиктор благоприятного эмоционально – психологического состояния ученика.
Существует несколько подходов к исследованию аутокомпетентности: в контексте становления личности как таковой (Т. Е. Егорова), непосредственно профессионального ее развития (А. К. Маркова, Г. И. Метельский) и профессионально – личностного совершенствования в целом (Н. С. Глуханюк).
Проанализировав понятийное поле данной категории и опираясь на взгляды Т. Е. Егоровой, можно склониться к следующему ее пониманию: аутопсихологическая компетентность представляет собой психолого – акмеологическую характеристику, в основе которой лежит способность к трансформации глубинных установок личности с целью эффективной организации самопознания и самосовершенствования в соответствии со своими личностными ресурсами. Она претерпевает изменения при переходе из одного возрастного этапа в другой и рассматривается как универсальный параметр. Исходя из этого термин «аутопсихологическая деятельность» понимается как личностное новообразование, регулирующее интраиндивидное пространство и приводящее к самоидентичности человека, то есть осознанию себя как единой целостности в результате интеграции многочисленных представлений о себе. Этот процесс длится на протяжении всей жизни пока человек строит теорию самого себя, имеющую принципиально незавершенную форму. На протяжении всего периода жизни личность развивается, происходит непрерывное образование и саморазвитие.
Необходимо произвести разграничение понятий «компетенция» и «компетентность». В педагогической науке существует огромный спектр их определений. Так, по мнению А. В. Хуторского компетенция – это «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности в этой сфере». В свою очередь компетентность он характеризует как «овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [9, С. 14].
Проанализировав многообразие дефиниций, можно дать следующие их толкования: компетенция представляет собой наличие интегрированных и синергийно дополняемых друг друга знаний, опыта, ценностных ориентаций в определенной сфере жизнедеятельности человека; тогда как компетентность предполагает их деятельностное проявление. Следовательно, первое понятие лежит в основе второго и служит фундаментом для построения компетентно – развитой личности.
Критериями развития аутопсихологической компетентности являются: побуждение к самонаблюдению и совершенствованию себя; уровень информированности о своих качествах, способностях, знаниях; размягчение устоявшегося поведенческого паттерна поведения; психическое здоровье личности; снижение восприимчивости к своим характерологическим особенностям, ценностным ориентациям и эмоциональным предрасположенностям; намеченность перспективы личностного роста, способность к рефлексии, атрибуция ответственности. Данные критерии являются универсальными и могут быть применены к оценке степени сформированности аутокомпетентности человека.
Для реализации педагогического процесса по формированию аутокомпетентности при наступлении учебного года необходимо осуществить первичную диагностику образовательных запросов и возможностей школьников, обладания ими определенными знаниями и умениями, состояния учебно – воспитательной среды школы. С этой целью целесообразно использовать такие методы воспитательной работы, как анкетирование, письменный опрос, беседа, диспут, тестирование и т. д.
Развитие и аккумулирование внутренних ресурсов растущей личности невозможно без преодоления ряда противоречий между первоначально заданной ориентацией ученика на саморазвитие и присутствием разнообразных внутренних и внешних препятствий к этой цели. Внутренние противоречия обусловлены столкновением между интуитивными побуждениями бессознательного и интериоризованными запросами социального окружения в процессе межличностной коммуникации. Частичное или полноценное преодоление таких преград возможно с помощью аутопсихологических механизмов, к числу которых следует отнести внутренний диалог, являющийся обладателем и реализатором смысловых процессов сознания учащегося, и представляющий собой форму интрапсихического общения, во время которого происходит образование личностной позиции, а также использование эффективных копинговых стратегий в ситуациях стресса.
В старшем школьном возрасте есть устойчивые и нестабильные этапы в существовании аутокомпетентности. Качественная перестройка на ее неустойчивое развитие происходит под действием смены социальной среды и окружения учащегося, вследствие чего его акмеологический потенциал уже не согласовывается с внешней ситуацией. Также играют роль негативные особенности семейного уклада: чрезмерная опека, высокая требовательность и критика, обособленность и замкнутость, недостаточное внимание к чувствам и настроениям членов семьи. Несформированность аутопсихологической компетентности приводит к фрустрации, напряженному психоэмоциональному состоянию, дезадаптации и неумению наметить конструктивный алгоритм действий для достижения внутренней целостности.
В системе деятельности педагога встает задача разработки воспитывающей среды в школе с использованием инновационных форм и методов преподавания учебных дисциплин, продуктивного взаимодействия между субъектами, так как традиционные средства не могут задать оптимальный курс развития старшеклассника как социально зрелой личности.
Результативность образовательной деятельности ученика детерминируется аутопсихологической компетентностью как субъективным акмеологическим фактором. Если классному руководителю удастся подобрать средства ее эффективного развития и выстроить свою педагогическую технологию, то старшеклассник научится целесообразно применять личностные ресурсы и намечать индивидуальную траекторию развития. Получение им квалифицированной поддержки педагога очень важно для формирования умений находить правильный выход из возникающих сложных ситуаций, научения управлять своей активностью, направлять ее в нужное русло, то есть на решение жизненно важных задач. Зачастую школьники старшего школьного возраста сталкиваются с проблемами внутриличностных конфликтов, эмоциональной нестабильности, неуспешной самореализации, что приводит к фрустрации и отчуждению обучаемых от учебно – воспитательного процесса. Следовательно, формирование аутопсихологической компетентности должно быть основной целью системы воспитывающей деятельности классного руководителя.
Конфликт интересов
Не указан. |
Conflict of Interest
None declared. |
Список литературы / References
- Глуханюк Н.С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации / Н.С. Глуханюк: автореф.дис.док.пед.наук. СПб, 2001. 43 с.
- Грибоедова О. И. Развитие аутопсихологической компетентности подростков как фактор повышения психологического благополучия школьников / О. И. Грибоедова // Психология образования: вызовы и риски современного детства. Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. – 2018. – С. 53-59.
- Деркач А. А. Акмеология: Учебник / А. А. Деркач. М.: Изд-во РАГС, 2002. – 650 с.
- Егорова Т. Е. Концептуальные основы развития аутопсихологической компетентности личности / Т. Е. Егорова, В. А. Беляшов, К. А. Куликова// Вестник Нижегородского института управления. 2018. № 2 (48). С. 26
- Леушкина Н. А. Формирование аутопсихологической компетентности подростков в системе воспитывающей деятельности классного руководителя / Н. А. Леушкина: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук, 2011. – 26 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. М., 1996. 308с.
- Метельский Г.И. Психологические гностической деятельности учителя / Метельский Г.И. Л.ЛГУ, 1979.
- Степнова Л.А. Сущностные характеристики аутопсихологической компетентности личности / Г.И. Метельский. — М.: Эдельвейс, 2000. 100 с.
- Хуторская Л. Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования / Л. Н. Хуторская, А. В. Хуторской // Вестник института образования человека. – –№ 2. – С. 16.
- Щукина М.А. Психология саморазвития личности: субъектный подход / М.А. Щукина: автореф. дис. на соискание ученой степени докт. психол. наук. СПб., 2015. 52 с.
Список литературы на английском языке / References in English
- Gluhanjuk N.S. Psihologicheskie osnovy razvitija pedagoga kak subekta professionalizacii .Avtoref. dis. … dok. ped. nauk [Psychological foundations of the development of a teacher as a subject of professionalization] / N.S. Gluhanjuk: dis….of PhD in Pedagogy, 2001. 43 p. [in Russian]
- Griboedova O. I. Razvitie autopsihologicheskoj kompetentnosti podrostkov kak faktor povyshenija psihologicheskogo blagopoluchija shkol’nikov [The development of autopsychological competence of adolescents as a factor in increasing the psychological well-being of schoolchildren] / O. I. Griboedova // Psihologija obrazovanija: vyzovy i riski sovremennogo detstva [Psychology of education: challenges and risks of modern childhood]. Materialy XIV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Materials of the XIV All-Russian Scientific and Practical Conference]. – 2018. – P. 53-59. [in Russian]
- Derkach A. A. Akmeologija: Uchebnik [Acmeology: Textbook] / A. A. Derkach M.: Publishing house RAGS, 2002. – 650 p. [in Russian]
- Egorova T. E. Konceptual’nye osnovy razvitija autopsihologicheskoj kompetentnosti lichnosti [Conceptual foundations for the development of autopsychological competence of the individual] / T. E. Egorova, V. A. Beljashov, K. A. Kulikova // Vestnik Nizhegorodskogo instituta upravlenija [Bulletin of the Nizhny Novgorod Institute of Management]. 2018. № 2 (48).
P. 26 . [in Russian] - Leushkina N. A. Formirovanie autopsihologicheskoj kompetentnosti podrostkov v sisteme vospityvajushhej dejatel’nosti klassnogo rukovoditelja: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk [Formation of autopsychological competence of adolescents in the system of educational activities of the class teacher: Abstract of The Dissertation for The Degree of Candidate of Pedagogical Sciences] / N. A. Leushkina, 2011. – 26 p. [in Russian]
- Markova A.K. Psihologija professionalizma [Psychology of professionalism] / A.K. Markova. M., 1996. 308 p. [in Russian]
- Metel’skij G.I. Psihologicheskie osobennosti gnosticheskoj dejatel’nosti uchitelja [Psychological features of the teacher’s gnostic activity] / G.I. Metel’skij. L.LGU, 1979. [in Russian]
- Stepnova L.A. Sushhnostnye harakteristiki autopsihologicheskoj kompetentnosti lichnosti [The essential characteristics of the autopsychological competence of the individual] / L.A. Stepnova. — M.: Jedel’vejs, 2000. 100 p. [in Russian]
- Hutorskaja L. N. Kompetentnost’ kak didakticheskoe ponjatie: soderzhanie, struktura i modeli konstruirovanija [Competence as a didactic concept: content, structure and design models] / L. N. Hutorskaja, A. V. Hutorskoj // Vestnik instituta obrazovanija cheloveka [Bulletin of the Institute of Human Education]. – 2015. – № 2. – P. 16. [in Russian]
- Shhukina M.A. Psihologija samorazvitija lichnosti: subektnyj podhod: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni doktora psihologicheskih nauk [Psychology of personality self-development: a subjective approach: Abstract of The Dissertation for The Degree of Candidate of Psychological Sciences] / M.A. Shhukina. SPb., 2015. 52 p. [in Russian]