ПРОЕКТИВНЫЙ КОПОНЕНТ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Научная статья
Шарипова Э.Р.*
Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, Симферополь, Россия
* Корреспондирующий автор (yelnora[at]mail.ru)
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы профессионального образования в контексте определения проектной составляющей интегративной деятельности педагога профессионального обучения. Раскрыт содержательный аспект проективного компонента через запланированные в образовательной программе видов учебных заданий. Обозначено значение творческих учебных заданий – проектов в развитии личностных структур будущего педагога профессионального обучения, в том числе проектного мышления. Представлен опыт в применении учебных творческих проектов.
Ключевые слова: педагог профессионального обучения, интегративная деятельность, творческий проект, учебные задания.
PROJECT COMPONENT OF INTEGRATIVE ACTIVITY OF FUTURE VOCATIONAL TRAINING TEACHERS
Research article
Sharipova E.R.*
Fevzi Yakubov Crimean Engineering and Pedagogical University, Simferopol, Russia
* Corresponding author (yelnora[at]mail.ru)
Abstract
The article deals with the issues of vocational education in the context of determining the project component of the integrative activity of a vocational training teacher. The study explores the content aspect of the project component through the types of educational tasks planned in the educational program. The article notes the importance of creative educational projects in the development of personal structures of the future vocational training teachers, including project thinking, and provides feedback on the application of educational creative projects.
Keywords: vocational training teacher, integrative activity, creative project, training tasks.
Введение
Перестройка образовательных подходов в системе высшей профессиональной школы, вызванная усилением требований социального заказа на подготовку высококвалифицированных специалистов, характеризуется, прежде всего, стремлением сформировать новый тип активно-творческой личности, готовой к реализации производственных и образовательных проектов в современных условиях интеграционных процессов.
Интеграция в образовании – процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках педагогической системы, целью которой служит формирование целостного представления о мире, ориентированного на развитие и саморазвитие личности, объединение в целое ранее разрозненных частей [10, С. 110-105.].
Интегративную ориентацию профессионального обучения отмечали В. С. Безрукова, М. Н. Берулава, А. А. Вербицкий, С. В. Корнеев, В. В. Левченко, Л. З. Тархан, Н. А. Цырельчук, М. Г. Чепиков и др.
В своих работах Н.А. Цырельчук утверждает, что сущность интеграции содержания профессионального образования выражается в осуществлении взаимосвязей, взаимообогащения связываемых компонентов потенциалами друг друга [8, С. 235].
Профессиональная деятельность педагога профессионального обучения, как отмечает Л. З. Тархан, по сути своей интегративна, так как в отличие от монопрофессиональных специальностей содержание деятельности педагога профессионального обучения, имеет бипрофессиональную (две явно выраженные и относительно обособленные составляющие – отраслевую технико-технологическую и педагогическую) направленность [7, С. 72]. Таким образом, такой специалист должен иметь соответствующую подготовку, как в предметной области профессиональной деятельности, так и в области профессиональной психологии и педагогики. При этом, интегративность знаний и умений выполняет функцию содержания деятельности педагога профессиональной обучения – а именно, интегративную деятельность.
Компонентное содержание интегративной деятельности современного педагога профессионального обучения может быть представлена ее составляющими – основными типами деятельности: педагогический, проектный, методический, организационно-управленческий, культурно-просветительский, научно-исследовательский, сопровождения. В большей степени нас интересует проектная составляющая интегративной деятельности педагога профессионального обучения, что непосредственно ориентирует наше внимание на образовательный процесс подготовки будущих педагогов профессионального обучения.
По И. А. Колесниковой, понятие проективный – определяет свойство, характеристику объекта, а проектный – определяемый им предмет относиться к системе действий. Проектирование (от лат. projectus – брошенный вперед) – тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления [3, С. 20]. Авторами Н. В. Матяш, Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркиной рассмотрены основные положения проектного подхода в образовании. Е. П. Панова, Н. Н. Фролова, И. В. Чирич, В. А. Рогожкин отмечают, что проекты требуют глубоких знаний по проблеме и предполагают способность найти для них практическое применение. Проекты развивают способность к поиску информации, чего-то нового. Кроме того, в ходе выполнения проекта формируется целый ряд таких личностных качеств, как критическое мышление, способность решать проблемы, работа в команде, а также полный набор коммуникативных умений [4, С. 154]. В свою очередь, З. С. Сазонова, И. В. Арифуллин, Л. С. Феофанова, В. Л. Щербакова указывают на главное достоинство проектов, которое состоит в том, что оно позволяет каждому участнику совместной работы самостоятельно найти «свою позицию» в проекте, выполнить ту задачу, которая ему по-настоящему интересна, тем самым выявляет и раскрывает ранее находившееся в латентном состоянии творческие способности личности» [6, С. 114]. Как видим, применение данного подхода предусматривает решение определенной проблемы: с одной стороны использование различных методов и способов обучения, а с другой – интеграция знаний, навыков из разных областей науки.
В результате анализа действующих образовательных программ направления подготовки «Профессиональное обучение» нами определено, что модуль по отрасли, объединяющий профессионально-ориентированные дисциплины, в своем содержании частично предусматривает проектность интегративной деятельности будущего педагога профессионального обучения через запланированные виды учебных заданий, как например, курсовые проекты, дипломные проекты. Дисциплины же модуля по общекультурным дисциплинам таких видов учебных заданий не предусматривают.
На основе вышеизложенного, мы предлагаем рассмотреть содержательный аспект проективного компонента интегративной деятельности педагога профессионального обучения через применения учебных заданий творческого характера.
Учебные задания являются неотъемлемой частью образовательного процесса высшей школы. В учебные задания закладываются учебные задачи (задача – сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения [9]) в виде конкретно-практических, ориентированных на применение уже освоенных способов действий (знаний, умений) внутри конкретного учебного предмета и творческих задач – которые не имеет готового формального способа решения. Понятие «учебное задание» по словарю – это вид поручения обучаемого обучающемуся, в котором содержится требование выполнять какие-либо учебные (теоретические или практические) действия. Некоторые задания требуют активизации знаний и умений, другие – актуализации ранее усвоенного. Могут быть задания, реализующие обе функции [5, С. 317]. Для решения любого учебного задания, обучающиеся применяют различные мыслительные действия, в результате которых происходит усваивание учебного материала, формирование и развитие компетенций и творческих личностных качеств.
Как считает В.С. Безрукова, развитие мышления очень зависит от профессии…как педагогическое, так и техническое мышление многовариантны, оба имеют «выход» на формирование технологических, в нашем смысле проектных, решений. Все это позволяет утвердить важную значимость проектного учебного задания в учебном процессе. При проектировании соблюдается разумный баланс между творческим мышлением и рациональным логическим построением, т.е. проектным мышлением. Оба процесса протекают одновременно, взаимно обогащая друг друга [2, С. 139]. Проектное мышление предполагает способность «проигрывать» мысленно весь сюжет сложного действия, делать предложения о новых возможностях и манипулировать ими с помощью символов, отражающихся в рисунках, схемах, графиках, таблицах, чертежах, т. е. особенности проектного мышления проявляются в умении примысливать будущее, используя для этого определенные процедуры.
Согласно определению, приведенному в пособии по проектированию, подготовленном специалистами компании Microsoft, учебный проект – это «организационная форма работы, ориентированная на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляющая часть стандартного учебного курса или нескольких курсов» [1, С. 5]. Отсюда можно утверждать, что учебные и технические проекты являются продуктом проектной деятельности.
Отметим, что современный учебный проект в профессиональном образовании сочетает в себе возможности исследования и эксперимента, и является обучающей и одновременно контролирующей формой организации подготовки специалиста. Следует также отметить, что непосредственному включению студентов в учебные проекты предшествует серьезная предпроектная работа педагога, которому предстоит провести поиск в оптимальном подборе и использовании диагностического инструментария в зависимости от уровня образования, опыта участников проекта, а также, подходящей для проектного задания темы в предметном или межпредметном пространстве [3, С. 99]. Поле этого поиска для преподавателя, как правило, ограничено рамками учебной программы курса и в целом учебного плана специальности.
В связи с этим, в модулях профессионально-ориентированных и специально-педагогических дисциплин учебного плана подготовки педагогов профессионального обучения направления «Технология и дизайн одежды», учитывается направленность содержания учебных заданий-проектов и определяется сквозной тематикой. Это дает возможность студенту изучить содержание всех дисциплин, сохраняя основную тематику на протяжении всего процесса обучения, выбирать темы творческих учебных проектов.
Итак, на наш взгляд, содержание проективного компонента интегративной деятельности будущего педагога профессионального обучения должно отражать решение следующих задач:
- Обучение методам и структурам проектной деятельности.
- Обучение переносу теоретических положений, категорий, принципов в прблемные ситуации для решения конкретных проектных задач.
- Формирование профессиональных исследовательских умений и навыков.
- Развитие системности мышления.
- Развитие интуитивно-творческого мышления на основе психолого-педагогических, художественно-творческих и фундаментальных технических знаний.
- Воспитание рефлексивного компонента мышления, способности к профессиональной рефлексии.
Дидактический материал учебного процесса подготовки педагогов профессионального обучения специализации «Технология и дизайн одежды», представлен «банком творческих заданий-проектов», в котором сконцентрирован тематический перечень ученых творческих проектов.
Методика разработки темы учебных заданий-проектов нами представляется следующим образом. В рождении темы творческих учебных проектов изначально закладываются идеи, выявленные в результате поиска на основе источника вдохновения или на основе конкретного параметра предмета исследования учебного проекта. Структура темы, как правило, состоит из ключевых проблемных вопросов, на которые, по мнению преподавателей, студенты должны найти ответ, освоить тот или иной фрагмент предметного содержания или подтвердить уровень освоенности тех или иных разделов программы учебных дисциплин. Также, в ходе уточнения темы проектов, проводится работа по оцениванию педагогического потенциала задуманного учебного проекта, а именно какие педагогические цели могут быть достигнуты в результате его реализации, какой предметный и личностный продукт получен (табл. 1).
Таблица 1 – Целепологание творческих учебных заданий – проектов
Дисциплина | Педагогические цели учебного творческого проекта | Конечный продукт | ||
Формирующая | Развивающая | Воспитывающая | ||
Художественное проектирование костюма | знать технику рисования и основные стили одежды | художественно-графические способности, способности абстрагирования,
проектно-аналитическое мышление |
проектно-конструкторскую культуру | Фор-эскизы коллекции моделей одежды |
Композиция костюма | знать классификацию одежды, основные композиционные требования,
конструктивные особенности |
художественно- эстетический вкус,
композиционные способности, проектное мышление |
проектно-конструкторскую культуру | Коллекция модельного ряда одежы |
Конструирование
одежды |
знать основные методы конструирования и моделирования одежды | художественно- эстетический вкус пространственное, проектно-конструкторские способности, проектно-логическое мышление, | проектно-конструктор-скую культуру | Проект серии моделей одежды |
Приведем ряд примеров. По дисциплине «Рисунок и основы композиции» предусмотрено выполнение творческого задания – проекта, который предусматривает выполнение творческих рисунков по созданию коллекции одежды в стиле «Family look», состоящей из женского, мужского и детского костюмов (комплектов или ансамблей). Источником вдохновения служат фото-карты материалов.
Учебные творческие проекты по дисциплине «Художественное проектирование костюма» заключаются в разработке коллекции эскизов моделей на основе определенного источника вдохновения. Ими могут быть: формы живой природы (бионика); явления природы; художественные произведения литературы и искусства; музыка, хореография; кинофильмы, фотоработы; исторические, народные и национальные костюмы; костюмы различных десятилетий xx века – ретро мода; ткань – источник творчества; девиз – источник творчества; творчество знаменитого дизайнера; произведения архитектуры; инженерные сооружения; предметы материальной культуры и декоративно-прикладного искусства (металл, керамика, стекло, дерево, пластик и т.п.).
По дисциплине «Конструирование одежды» учебный творческий проект состоит из разработки серии моделей одежды. В качестве источника служит задание по различным полувозрастным группам и ассортиментным группам материалов.
В решение поставленной цели проекта, студент в учебной форме интегративной деятельности использует все свои ранее полученные знания, умения, применяет свой практический опыт, ищет оптимальные пути, способы и методы разрешения проблемной ситуации, сопоставляя цифры, графики, полученные в ходе исследования и все это при непосредственном включении логического построения хода мыследеятельности и проектировочных умений и, собственно, проектного мышления. Обозначив методологические основания, студент проявляет для себя содержательно-смысловые рамки возможных действий и их последствий.
Выделение в учебном процессе подготовки педагогов профессионального обучения блоков − учебных творческих заданий, структурирует процесс обучения, определяя последовательность усвоения учебного материала. Именно учебные задания на основе творческого проекта позволяют обучающимся полностью пройти весь путь содержательно-генетических обобщений, что свойственно развитию человеческого мышления в онтогенезе.
Заключение
Таким образом, представленный нами подход к методике применения творческого учебного задания-проекта, следствием реализации которого служит проектная деятельность, по нашему убеждению, направлен на развитие практически всех личностных структур будущего педагога профессионального обучения, в том числе проектного мышления. Компонентное содержание интегративной деятельности современного педагога профессионального обучения может быть представлена через реализацию проектной деятельности в результате выполнения творческих учебных заданий-проектов. Дальнейшие исследования будут продолжены в направлении выявления инновационных подходов к качественной наполненности содержания проективного компонента интегративной деятельности будущего педагога профессионального обучения.
Конфликт интересов
Не указан. |
Conflict of Interest
None declared. |
Список литературы / References
- Itel. Обучение для будущего при поддержке Microsoft. 4-е изд., испр. / Под. Ред. Е. Н. Ястребцовой, Я. С. Быховского. – М. : Просвещение, 1989. – 198 с.
- Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учеб. пособие / В. С. Безрукова. – Екатеринбург : Издательство «Деловая книга», 1996. – 334 с.
- Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесников, М. П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И. А. Колесниковой – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
- Панова Е.П. Опыт организации проектной деятельности на начальном этапе обучения РКИ в московском политехническом университете / Е.П. Панова, Н.Н. Фролова, И.В. Чирич, В.А. Рогожкин // Международный научно-исследовательский журнал. – Екатеринбург, 2020. – № 11 (101), Часть 3. – С. 154-158.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. – М. : Большая Российская энциклопедия, Т. 2. – А-М. – 1993. – 608 с.
- Сазонова З.С. Проектно-ориентированное обучение в контексте студенческой жизни / З.С. Сазонова, И.В. Арифуллин, Л.С. Феофанова, В.Л. Щербакова // Высшее образование в России. – Москва, 2015 – № 11 – С. 114 – 118.
- Тархан Л. З. Дидактическая компетентность инженера-педагога: теоретические и методические аспекты : Монография. – Симферополь : КРП «Издательство «Крымучпедгиз», 2008. – 424 с.
- Цырельчук Н. А. Инженерно-педагогическое образование как стратегический ресурс развития профессиональной школы: [монография] / Н. А. Цырельчук. – Мн. : МГВРК, 2003. – 400 с.
- Шведова Н. Ю. Толковый русский словарь русского языка / Н. Ю. Шведова, С. И. Ожегов. – Издательство АЗЪ, 1994. – 928 с.
- Шевченко Г. И. Педагогическая интеграция в условиях сетевого образовательного сообщества / Г. И. Шевченко, С. Ю. Брынза, А.А. Рыбакова // КАНТ, 4(29), ООО Издательство «Ставролит», 2018. – С. 110-105.
Список литературы на английском языке / References in English*
- Obuchenie dlja budushhego pri podderzhke Microsoft. 4-th ed., ispr. [Intel. Training for the Future With the Support of Microsoft. 4th Ed., Revised] / Edited by E. N. Jastrebcova, Ja. S. Bykhovskijj. – M. : Prosveshhenie, 1989. – 198 p. [in Russian]
- Bezrukova V. S. Pedagogika. Proektivnaja pedagogika: ucheb. posobie [Pedagogy. Projective Pedagogy: Textbook. Manual] / V. S. Bezrukova. – Ekaterinburg : Publishing house «Delovaja kniga», 1996. – 334 p. [in Russian]
- Kolesnikova I. A. Pedagogicheskoe proektirovanie: ucheb. posobie dlja vyssh. ucheb. zavedenijj [Pedagogical Design: Textbook for Higher Education Institutions] / I. A. Kolesnikov, M. P. Gorchakova-Sibirskaja; Edited by I. A. Kolesnikova – M. : Publishing house «Akademija», 2005. – 288 p. [in Russian]
- Panova E.P. Opyt organizacii proektnojj dejatel’nosti na nachal’nom ehtape obuchenija RKI v moskovskom politekhnicheskom universitete [Experience in Organizing Project Activities at the Initial Stage of Training of Rki at the Moscow Polytechnic University]/ E.P. Panova, N.N. Frolova, I.V. Chirich et al. // Mezhdunarodnyjj nauchno-issledovatel’skijj zhurnal [International Research Journal]. – Ekaterinburg, 2020. – № 11 (101), Part 3. – pp. 154-158. [in Russian]
- Rossijjskaja pedagogicheskaja ehnciklopedija: [Russian Pedagogical Encyclopedia: In 2 Vols.] / Edited by V. V. Davydov. – M. : Bol’shaja Rossijjskaja ehnciklopedija, Vol. 2. – A-M. – 1993. – 608 p. [in Russian]
- Sazonova Z.S. Proektno-orientirovannoe obuchenie v kontekste studencheskojj zhizni [Project-Oriented Learning in the Context of Student Life] / Z.S. Sazonova, I.V. Arifullin, L.S. Feofanova et al. // Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. – Moskva, 2015 – № 11 – pp. 114 – 118. [in Russian]
- Tarkhan L. Z. Didakticheskaja kompetentnost’ inzhenera-pedagoga: teoreticheskie i metodicheskie aspekty : Monografija [Didactic Competence of an Engineer-Teacher: Theoretical and Methodological Aspects: Monograph]. – Simferopol’ : KRP « Publishing house «Krymuchpedgiz», 2008. – 424 p. [in Russian]
- Cyrel’chuk N. A. Inzhenerno-pedagogicheskoe obrazovanie kak strategicheskijj resurs razvitija professional’nojj shkoly: [monografija] [Engineering and Pedagogical Education as a Strategic Resource for the Development of a Professional School: Monograph] / N. A. Cyrel’chuk. – Mn. : MGVRK, 2003. – 400 p. [in Russian]
- Shvedova N. Ju. Tolkovyjj russkijj slovar’ russkogo jazyka [Explanatory dictionary of the Russian language] / N. Ju. Shvedova, S. I. Ozhegov. – Publishing house AZ””, 1994. – 928 p. [in Russian]
- Shevchenko G. I. Pedagogicheskaja integracija v uslovijakh setevogo obrazovatel’nogo soobshhestva [Pedagogical Integration in the Conditions of the Network Educational Community] / G. I. Shevchenko, S. Ju. Brynza, A.A. Rybakova // KANT, 4(29), OOO Publishing house «Stavrolit», 2018. – pp. 110-105. [in Russian]