Флянку И. П.1, Приешкина А.Н.2 , Поух И.М.3
Кандидат медицинских наук, доцент1, кандидат педагогических наук, доцент2, магистрант3, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 12–14 ЛЕТ В СЕМЬЕ
Аннотация
В статье представлен анализ факторов, определяющих здоровье учащихся средних классов. В исследовании применялось анкетирование с целью изучения причин формирования отклонений в здоровье и заболеваний у детей. Выявлено, что основное влияние на здоровье человека оказывает стиль жизни.
Ключевые слова: школьники 12–14 лет, стиль жизни, двигательная активность, факторы здоровья человека.
Flyanku I.P. 1, Prieshkina A.N. 2, Pouh I.М. 3
Candidate of medical Sciences, associate Professor1, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor2, undergraduate3, The Siberian State University Of Physical Training And Sports
CHARACTERISTIC OF THE CONDITIONS OF EDUCATION AND TRAINING PUPILS OF 12-14 YEARS IN THE FAMILY
Abstract
In article the analysis of the factors defining health of pupils of middle classes is presented. In researches questioning for the purpose of studying of the reasons of formation of deviations in health and diseases at children was applied. It is revealed that lifestyle has the main impact on health of the person.
Keywords: school students of 12–14 years, lifestyle, physical activity, factors on human health.
Согласно современной концепции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в системе факторов, определяющих состояние здоровья человека (различных групп населения и нации в целом), 50-55% приходится на образ жизни человека, 20-25% – окружающую среду, 15-20% – наследственность, 10-15% – медицину.
Эксперты ВОЗ определили, что значимым для здоровья человека является стиль его жизни (в английском языке «life style»). В русский язык вошел термин «образ жизни», который отдаляет его от реального жизненного поведения человека. Под здоровым образом жизни принято понимать человеческую деятельность, которая направлена на достижение оптимального состояния физического, психического и социального здоровья.
Оценка здоровья детей и подростков России свидетельствует о том, что на протяжении 20-летнего периода сохраняется закономерность к росту заболеваемости по обращаемости на 2–4% в год, увеличивается распространенность хронической патологии, снижается количество здоровых детей во всех возрастно-половых группах. В настоящее время одновременно с ростом заболеваемости школьников наблюдается увеличение числа мальчиков и девочек, имеющих отклонения в физическом развитии, преимущественно избыток и дефицит массы тела [3].
По данным статистических отчетов Управления Роспотребнадзора по Омской области и Министерства здравоохранения (2009 г.) большинство школьников 12–14 лет имеет вторую группу здоровья. Удельный вес здоровых детей минимальный (10,5%). Доля больных детей составляет 13,9%. Количество морфофункциональных отклонений в Омской области на 1 школьника возросло с 1,6 (1980–1985 гг.) до 3,8 (2005–2009 гг.), хронических заболеваний – с 0,8 (1980–1985 гг.) до 2,3 (2005–2009 гг.). Результаты профилактических медицинских осмотров детей и подростков в г. Омске свидетельствуют, что с 2005 по 2011 г.г. при переходе к предметному обучению увеличилась доля детей с нарушением осанки и зрения [4].
В современных условиях напряженная учебная программа, стрессы, курение, алкоголь и гипокинезия сдерживают эффективное развитие организма детей, сохраняя в школьные годы низкий уровень функциональных возможностей сердца, сосудов, дыхания, нервно-мышечной, костно-связочной, иммунной и других систем организма [1].
Комплексное воздействие неблагоприятных факторов учебного процесса не компенсируется положительными компонентами образа жизни школьников. Физиолого-гигиенические факторы образа жизни (питание, сон, режим дня, двигательная активность) далеки от идеальных. Также отмечается воздействие негативных внутрисемейных отношений и образа жизни семьи на показатели здоровья. Именно семья осуществляет первичное воспитательное воздействие на сознание и поведение человека, прививает гигиенические установки, понятия, принципы и формирует здоровый стиль жизни, соответствующий конкретным условиям жизнедеятельности. Данные ряда исследований показывают, что для подавляющего большинства учащихся родители являются наиболее предпочтительным источником получения информации о способах сохранения здоровья. В то же время многие родители в силу разных причин не уделяют достаточного внимания здоровому образу жизни как своему собственному, так и ребенка [5].
В сложившейся ситуации для каждого учащегося становится необходимым ежегодное исследование факторов стиля жизни и оценка текущего уровня функциональных резервов систем организма и психофизического здоровья, что помогает сформировать личную мотивацию учащихся (и семьи) на здоровый стиль жизни и стремление к достижению на каждом возрастном этапе идеальных нормативов физического здоровья и работоспособности [2].
С целью выявления семейных факторов риска, влияющих на образ жизни и здоровье детей, использовалась анкета «Изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье и заболеваний у детей» [3].
В исследовании приняли участие 159 семей учащихся второй ступени обучения школ г. Омска.
Статистическая обработка полученных данных осуществлялась при помощи программы Microsoft Excel XP, Statistica 6.0 с помощью критерия Стьюдента при 95 %-м уровне значимости.
Состояние здоровья детей, их рост и развитие закладывается в начальном периоде онтогенеза под влиянием в основном медико-биологических факторов. В связи с этим было предпринято исследование факторов перинатального периода и раннего детства путем анкетирования родителей школьников.
При изучении факторов риска периода беременности и родов возраст женщины в момент рождения ребенка составлял 20–29 лет у 84,9% женщин, до 19 лет – у 3,7%, 30 лет и более – у 11,4%. Возраст отца: 20-29 лет – 76,9%, 30 лет и более – 23,1%. Таким образом, каждый четвертый отец находился за пределами оптимального репродуктивного периода со значительным преобладанием старшего возраста.
Данная беременность являлась первой в 72,5% случаев, второй – в 15,6%, третьей и более – в 11,9%. Роды являлись первыми у 80,5% женщин, вторыми – у 13,7%, третьими – у 5,8%. Наследственные заболевания у родственников по линии матери имелись в 12,2% случаев, со стороны отца – в 14,0%. До беременности болели хроническими заболеваниями 15,4% матерей и 5,8% отцов.
В многочисленных работах отечественных и зарубежных авторов подчеркивается влияние контакта родителей с вредными производственными факторами (химические вещества, шум, вибрация, излучение, электромагнитные поля и др.) на здоровье детей, в связи с этим вызывает настороженность степень выраженности указанного влияния у родителей школьников г. Омска [4]. По результатам проведенного исследования, контакт с вредными производственными факторами до беременности отметили 3,0% женщин. Причем в большинстве случаев контакт длился один год у 71,7 % женщин, в 24,9% случаев – до одного года, в 3,4% случаев – четыре года и более. Среди отцов контакт с вредными производственными факторами до рождения ребенка имели 3,8% и он длился до одного года у 44,8% респондентов.
Наряду с производственной интоксикацией, существенное негативное значение имело и то, что до беременности курили 9,4% матерей и 50,9% отцов, алкогольные напитки употребляли 11,5% матерей и 43,1% отцов, в период беременности 19,2% женщин принимали лекарства.
При изучении важнейших характеристик образа жизни в ходе беременности выявлены следующие нарушения: режим дня полностью соблюдали только 42,3% женщин, частично – 49,1%, не соблюдали – 8,6%; режим питания соблюдали 86,9% матерей; регулярно занимались гимнастикой 14,0% женщин, периодически – 46,8%, не занимались – 39,2%. Отмечается выраженность повышенного психологического напряжения: испытывали стресс, связанный с болезнью или смертью близких, конфликтами в семье, разводом, конфликтами на производстве 29,0% беременных женщин.
Влияние многочисленных факторов риска привело к увеличению частоты отклонений в ходе беременности и родов. Так, токсикоз в первой половине беременности отмечали 52,9% женщин, инфекционные заболевания – 2%, соматические заболевания, диагностированные врачом, – 3,7%. Токсикоз во второй половине беременности отмечали 18,8% женщин, инфекционные заболевания – 0,8%, соматические заболевания, диагностированные врачом, – 3,5%.
В итоге, у 13,7% женщин роды протекали с осложнениями. Среди нарушений срока родов 76,3% составляли преждевременные роды, 23,7% – запоздалые роды. Среди исходов родов отмечалось в 83,2% случаев рождение доношенного ребенка, в 5,0% – недоношенного ребенка, в 6,3% – переношенного ребенка, в 3,5% – рождение ребенка с родовой травмой, в 2,0% – другой исход.
При рождении вес ребенка составлял: 2500 – 4000 г – в 86,0% случаев, свыше 4000 г – в 14%, Рост ребенка при рождении составил: 50 см – в 28,1% случаев, более 50 см – в 71,9%.
При изучении факторов риска раннего детства установлено, что всего 30,5% детей были приложены к груди сразу после рождения, 23,8% – в течение 12 ч, 24,2% – в течение суток, 12,3% м позднее первых суток, 9,2% – не прикладывались. Большая часть новорожденных (73,2%) выписаны из роддома на 5–7-й день, 26,8% – позже 7-го дня.
Только 50,0% детей получали грудное молоко в течение 6 месяцев, 38,5% – менее 6 месяцев, 11,5% – не получали совсем. Причинами прекращения грудного вскармливания являлись: нежелание матери м в 5,9% случаев, отсутствие молока – в 67,6%, болезнь матери (мастит и др.) – в 10,9%, прочее – в 15,6%.
Начали вводить прикорм смесями с 6 месяцев 64%, до 6 месяцев 22%, с рождения 14%. Первые молочные зубы у ребенка появились с 6 месяцев (40,8%), до 6 месяцев – 32,7, после 6 месяцев – 26,5%. Ребенок начал говорить слогами с 8 месяцев (48,9%), ранее 8 месяцев – 21,3%, позднее 8 месяцев – 29,8%. Ребенок начал ходить с 12 месяцев (13,5%), ранее 12 месяцев – 71,2%, после 12 месяцев – 15,3%.
Гуляли с ребенком на первом году жизни более 5–6 ч в сутки всего 9,6% родителей, 5–6 ч – 40,4%, менее 5ч – 50%.
Закаливающие процедуры применялись регулярно в 40,8% семей, нерегулярно – в 32,7%, не применялись совсем – в 26,5%. Массаж проводился в 36,0% случаев, гимнастика – в 26,8%, воздушные ванны – в 34,4%, не проводились – в 2,8%. Купание ребенка на первом году жизни проводилось ежедневно в 76,1% случаев, через день – в 20,5%, 1–2 раза в неделю – 3,4%. На первом году жизни ребенок воспитывался у родителей в 98,1% случаев, у родителей матери и отца – в 1,9%. В результате, не болело ни разу на первом году жизни только 27,3% детей, менее четырех раз – 56,0%, четыре раза и более – 16,7%.
При изучении социально-гигиенических условий проживания, воспитания и обучения школьников в семье установлено, что отдельная квартира имелась у 74,4% семей, воспитывающих школьников, комната в коммунальной квартире – у 2,2%, комната в общежитии – у 6,4%, частный дом – у 17,0%.
Жилая площадь на одного члена семьи составила свыше 12 кв. м в 60,9% случаев, 5–12 кв. м – в 36,9%, менее 5 кв. м – в 2,2%. По числу детей семьи с одним ребенком составляли 31,3%, с двумя детьми – 54,2%, с тремя детьми – 8,2%, четверо и более детей воспитывали 6,3% семей. Полные семьи составляли 87,5%, только мать являлась родителем в 8,3% случаев, отец – в 4,2%. Доход на одного члена семьи выше прожиточного минимума отмечался в 64,6% случаев, соответствовал ему – в 33,3%, был ниже – в 2,1%. Благополучная семейная обстановка составляла 91,7% случаев, конфликтная – 4,2%, наличие инвалидов и тяжелобольных зарегистрировано в 4,1% семей. Образование отца: высшее – 52,1%, среднее, среднетехническое, среднее специальное – 47,9%. Образование матери: высшее – 63,8%, среднее, среднетехническое, среднее специальное – 34,0%, неполное среднее – 2,2%.
Строго по времени питается 11,8% учащихся, произвольно в отношении времени – 88,2%. Ежедневно едят всухомятку 6% школьников, несколько раз в неделю – 42%, очень редко – 52%. Большинство школьников (54,9%) принимают пищу 4 раза в день, 39,3% – 3 раза в день и 5,8% – 5 раз в день. Завтракают или обедают в школьной столовой 68,6% детей, 15,7% приносят завтрак из дома и 15,7% детей не принимают пищу в школе.
Мясные и рыбные продукты школьники употребляют в течение недели дома регулярно в 35,4% семей, часто – в 52,9%, иногда – в 7,8%, не употребляются – в 3,9%. Молоко и молочные продукты школьники употребляют регулярно в 43,2% семей, часто – в 29,4%, иногда – в 23,5%, не употребляют – в 3,9%. Яйца и сливочное масло регулярно употребляют 31,4% школьников, часто 39,2%, иногда 29,1%.
Фрукты и овощи употребляют регулярно в 56,9% семей, часто – 41,2%, иногда – 1,9%. Крупяные, макаронные блюда и хлебобулочные изделия употребляют регулярно в 49,0 % семей, часто – 45,1%, иногда – 5,9%.
Ребенок в свободное от школы время находится в группе продленного дня в 10,7% случаев, дома с родителями – в 41,6%, один до прихода родителей – в 47,7%.
Отмечается превышение максимальной продолжительности выполнения домашних заданий, согласно СанПиН 2.4.2.1178-02 («Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»), у 12,5% учащихся (у 14,3% мальчиков и 10,0% девочек; р<0,001). Менее двух часов тратят на подготовку домашнего задания 50,0% школьников (у 43,3% мальчиков и 55,0% девочек; р<0,001). У 29,2% детей время выполнения домашнего задания не превышает гигиенических нормативов.
Основные элементы отдыха школьников в свободное время характеризуются преобладанием пассивных форм над активными: просмотр видео- и телепередач – 93,5% детей (100,0% мальчиков и 85,0% девочек; р<0,001), чтение книг – 84,6% (92,0% мальчиков и 75,0% девочек; р<0,001), компьютерные игры – 28,0%, прогулки на улице – 66,1% (67,2% мальчиков и 64,9% девочек; р<0,05), подвижные игры – 47,5%, дискотека – 8,5%.
Не соответствует гигиеническим рекомендациям время пребывания на открытом воздухе (включая дорогу в школу и обратно) у 55,4% учащихся (65,4% мальчиков и 42,2% девочек; р<0,001). Ежедневно на просмотр телепередач и занятия с компьютером тратят более трех часов в день 41,0% детей (39,8% мальчиков и 42,6% девочек; р<0,05), менее двух часов – 59,0%. Продолжительность сна в будни ниже гигиенических рекомендаций зарегистрирована у 53,2% учащихся (55,1% мальчиков и 51,6% девочек; р<0,05).
Воспитание саногенного поведения у детей происходит в значительной степени под влиянием личного примера родителей. В связи с этим представляет интерес низкий уровень физической культуры. Занимаются спортом (в спортивных секциях) оба родителя в 5,7% семей, только отец – в 8,5%, только мать – в 7,2%, не занимаются – в 78,6%. Делают утреннюю зарядку оба родителя в 5,0% семей, только отец – в 7,6%, только мать – в 8,2%, не делают – в 79,1%.
Регулярно проводятся закаливающие процедуры в домашних условиях только в 13,3% семей. Выезд семьи в загородную зеленую зону (активный отдых и труд) происходит регулярно и 45,2% случаев, 1–2 раза в месяц – в 35,3%, реже одного раза в месяц – в 8,5%, не выезжают совсем 11,0% семей. Летние каникулы 6,3% школьников проводят за городом, 85,4% – часть времени за городом, часть в городе, 8,3% – только в городе.
При детальном изучении физической активности учащихся установлено, что регулярно посещают уроки физкультуры в школе 81,3% детей, нерегулярно – 16,6%, освобождены по состоянию здоровья – 2,1%. Среди занимающихся физкультурой в школе 89,9% детей в основной группе, 6,2% – в подготовительной, 3,9% – в специальной. Занимаются физкультурой и спортом вне школы регулярно 53,3% учащихся (57,1% мальчиков и 47,4% девочек; р<0,001), нерегулярно – 14,8% (10,7% мальчиков и 20,1% девочек; р<0,001), не занимаются – 31,9% (32,1% мальчиков и 31,6% девочек). Тренируются в спортивных секциях в течение 1 года 10,4% школьников (10,7% мальчиков и 10,0% девочек), до 2 лет – 8,4% (14,0% мальчиков и 0,0% девочек; р<0,001), более 2 лет – 37,5% (39,3% мальчиков и 35,0% девочек; р<0,01), не тренируются – 43,7% (35,7% мальчиков и 55,0% девочек; р<0,001).
Подвижные игры на свежем воздухе проводятся ежедневно у 23,0% детей (24,9% мальчиков и 20,0% девочек; р<0,05), 3–4 раза в неделю – у 16,6% (14,3% мальчиков и 20,0% девочек; р<0,001), 1–2 раза в неделю – у 60,4% (60,7% мальчиков и 60,0% девочек). Делают утреннюю гимнастику дома регулярно вместе с родителями 4,2% школьников (3,5% мальчиков и 5,0% девочек; р<0,05), одни – 20,3% (21,4% мальчиков и 20,0% девочек), не делают – 75,5% (75,0% мальчиков и 75,0% девочек).
В итоге, физическую активность детей как достаточную отметили 44,0% родителей. Оценивают состояние общефизической подготовки ребенка как отличное всего 11,0% родителей, хорошее – 55,0%, удовлетворительное – 24,1%, слабое – 9,0%. По мнению родителей, ежедневная потребность в движении у ребенка по 10-тибалльной шкале реализуется у 7,2% школьников от 1 до 4 баллов, от 5 до 7 баллов – у 53,0% детей, от 8 до 10 баллов – у 40,4%.
Состояние здоровья ребенка как хорошее оценили 66,0% родителей, удовлетворительное – 32,0%, плохое – 2,0%.
На вопрос о наличии хронических заболеваний, диагностированных врачом, 73,9% родителей ответили утвердительно, отрицательно 26,1%. Другие заболевания или симптомы, по мнению родителей, отмечаются у 82,9% детей. Еще одним важным фактором является медицинская активность родителей в случае заболевания детей. Обычно при заболевании ребенка родители обращаются к врачу своей поликлиники в 76,5% случаев, обращаются к знакомому врачу – в 15,8%, лечат ребенка сами – в 7,7%.
Рекомендации медицинских работников выполняются полностью в 64,7% семей, частично – в 35,3%.
Согласно полученным данным можно заключить, что поведенческие привычки детей формируются под воздействием личного примера родителей. Современные школьники испытывают неблагоприятное действие медико-биологических факторов. Значительная часть родителей не соблюдали принципы здорового образа жизни до и во время беременности, имели контакт с вредными производственными факторами. Влияние многочисленных факторов риска привело к высокой частоте отклонений в ходе беременности и родов.
Социально-гигиенические условия проживания, воспитания и обучения школьников во многих семьях характеризуются как неблагоприятные. Обнаружены нарушения в рационе и режиме питания, не соответствуют гигиеническим рекомендациям пребывание на открытом воздухе, занятия физкультурой и отдых ребенка в свободное время. Возникновение неудач в воспитании саногенного поведения у детей происходит под влиянием неадекватного личного примера взрослых.
Результаты проведенного исследования позволяют заключить, что семья организует жизнедеятельность человека, определяет образовательный уровень, социальный статус, ценностные ориентиры и культуру здоровья. Именно семья является первичной средой, формирующей здоровый образ жизни детей. С учетом современных социально-экономических и эколого-гигиенических условий необходимо особенно тщательно выполнять гигиенические рекомендации по оптимизации условий обучения и образа жизни учащихся.
Улучшение здоровья подрастающего поколения возможно при условии стабилизации экономического положения страны и роста благосостояния людей. Но для повышения уровня здоровья и жизни семье и учебным заведениям следует активнее использовать факторы, не требующие дополнительных финансовых затрат: обучение здоровому образу жизни; соблюдение гигиенического режима в школе и дома; проведение оздоровительных, закаливающих мероприятий; оптимизацию показателей внутришкольной среды, совершенствование учебных программ и т.п.
Литература
- Кудря Н.С. Суточная ритмическая организация физиологических и психологических показателей школьников 12-16 лет / Кудря Н.С., Корягина Ю.В. // Лечебная физкультура и спортивная медицина. – 2012. – № 2. – С. 17-21.
- Куликова О.М. Изучение влияния социально-гигиенических факторов на здоровье студентов физкультурного вуза с помощью технологий DATA MINING / О.М. Куликова, Ф.И. Разгонов, И.П. Флянку, А.А. Фоменко // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. – Т. 12. – № 2. – С. 64-68.
- Кучма В.Р. Физическое развитие, состояние здоровья и образ жизни детей Приполярья / В.Р. Кучма, Б.М. Раенгулов, Н.А. Скоблина. – М.: НЦЗД РАМН, 1999. – 200 с.
- Михеева Е.В. Гигиеническая оценка условий воспитания и обучения школьников современных условиях / Е.В. Михеева, И.И. Новикова, Ю.В. Ерофеев // Здоровье населения и среда обитания. – 2011. – № 9. – С. 37-40.
- Семенова Н.В. Особенности нервно-психического здоровья детей в детских образовательных учреждениях / Н.В. Семенова, Е.В. Щерба // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. – С. 304.