Академия постдипломного образования: чтобы избежать уголовного преследования, врачам необходимо учиться на чужих ошибках
За 2020 г. в России было рассмотрено как минимум 149 судебных дел в отношении врачей. Только судебно-медицинская экспертиза в ходе расследования уголовного дела или судебного разбирательства устанавливает наличие или отсутствие вреда, причиненного здоровью пациента в процессе оказания медицинской помощи. В состав экспертной комиссии входят не только врачи – судебно-медицинские эксперты, но и врачи клинических специальностей.
В ходе расследования уголовного дела правоохранительные органы не имеют возможности достоверно и всесторонне исследовать его обстоятельства без проведения соответствующих экспертиз. В случае, когда речь идет о врачебных ошибках, следователи инициируют проведение судебно-медицинской экспертизы.
Судебно-медицинская экспертиза осуществляется в независимых от следственных органов и медицинских организаций судебно-экспертных учреждениях – бюро СМЭ. Как правило, экспертиза проводится в регионе, в котором ведется расследование.
Судебно-медицинская экспертиза в отношении качества оказания медицинской помощи проводится комиссией, в состав которой входят не только судебно-медицинские эксперты, но и ведущие специалисты-практики различных медицинских специальностей. По своей сути судебно-медицинские эксперты – тоже врачи, которые обучаются по общим медицинским программам и получают специализацию в ординатуре.
Именно комиссия принимает решение, есть ли нарушения в оказании медицинской помощи или нет. Зачастую заключение экспертной комиссии играет решающую роль в исходе дела. В том случае, когда один из участников процесса не согласен с результатом судебно-медицинской экспертизы и имеет веские аргументы в свою пользу, назначается повторная экспертиза, которая проводится в другом учреждении и другим составом экспертов.
«В бюро судебно-медицинской экспертизы наш отдел называется «отделом сложных (комиссионных) экспертиз». Наличие дефектов медицинской помощи еще не свидетельствует о виновности медицинского работника. Мы определяем, причинен ли вред здоровью или жизни человека, какова степень его тяжести, есть ли причинно-следственная связь между этими дефектами и вредом пациенту. И только на основании совокупности всех факторов комиссия принимает решение. За мою пятнадцатилетнюю практику врача-судебно-медицинского эксперта и руководителя отдела сложных экспертиз значимые дефекты оказания медицинской помощи, которые повлияли на развитие неблагоприятного исхода для пациента, выявлялись в среднем в 75% случаев. Часть из них расценивалась как вред здоровью. Накопленный опыт мы применяем на курсах для медицинских работников в Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России. Каждое дело мы рассматриваем не только с юридической точки зрения: глубоко анализируем клинические аспекты и предлагаем врачам учиться на чужих ошибках, многие из которых, к сожалению, типовые» — прокомментировала старший преподаватель кафедры инновационного медицинского менеджмента Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России, врач – судебно-медицинский эксперт ФГБУ «РЦСМЭ» Минздрава России, Олеся Веселкина.
материал MedLinks.ru