Введение
Концепция контроля бронхиальной астмы (БА) уже не одно десятилетие лежит в основе оценки эффективности проводимой медикаментозной терапии. В Глобальной стратегии по лечению и профилактике астмы (GINA (2022))1 достижение контроля БА объявлено основной целью лечения заболевания. В то же время исследования в реальной клинической практике показывают, что приблизительно от 30 до 50% пациентов с БА средней и тяжелой степени не контролируют заболевание должным образом, несмотря на приверженность терапии фиксированными комбинациями ингаляционных стероидов (ИГКС) и длительно действующих бронходилататоров [1]. Схожие данные были получены в исследовании НИКА-2 [2]: в российской популяции только 21% пациентов контролируют течение заболевания.
Несмотря на изменение подходов в лечении БА и достижение контроля заболевания, остается актуальным вопрос высокой смертности при тяжелой БА. В исследовании M. Engelkes et al. [3] показано, что более старший возраст, мужской пол, сопутствующая патология, курение и предшествующие обострения тяжелой астмы были связаны со смертностью.
Для достижения контроля БА и снижения смертности, улучшения качества жизни (КЖ) пациентов требуются не только разработка новых лекарственных препаратов и совершенствование схем ступенчатой терапии БА, но и новые подходы к комплексным персонализированным реабилитационным программам ведения пациентов. В ранее проведенных исследованиях влияния физической активности (ФА), включенной в реабилитационные программы для пациентов с БА, было показано лишь опосредованное воздействие ФН на улучшение сердечно-легочной функции и увеличение максимальной вентиляции легких [4]. В Глобальной стратегии по лечению и профилактике астмы1 указано, что реабилитация пациентов с БА должна включать в себя умеренную ФА, которая снижает сердечно-сосудистый риск и улучшает КЖ пациентов. В российских клинических рекомендациях по БА2 и Национальном руководстве по профилактике хронических неинфекционных заболеваний в Российской Федерации [5] также рекомендуют включать реабилитационные мероприятия для улучшения течения БА, такие как аэробные упражнения, плавание, тренировки дыхательной мускулатуры. Однако в метаанализе рандомизированных контролируемых исследований, выполненном E.S.H. Hansen et al. [6], показано, что аэробные тренировки могут улучшить контроль симптомов БА и функцию легких, но не уменьшают риск обострений и не влияют на воспаление дыхательных путей.
Новой парадигмой к поиску методов контроля БА в последние годы стало изучение дополнительных поддающихся терапии признаков БА, таких как сопутствующие заболевания, малая ФА, воздействие на которые вносит определенный вклад в достижение контролируемого течения БА [7, 8]. Отсутствие ФА является одним из предложенных излечимых признаков, который признан важным модифицируемым фактором риска нарушения функции дыхания, контроля БА, КЖ и психического здоровья, повышения тяжести заболевания и риска обострения и в конечном итоге увеличения числа обращений за медицинской помощью [9].
Проведенные систематические обзоры пролили свет на тот факт, что люди, страдающие БА, обычно имеют более низкий уровень привычной ФА по сравнению со здоровыми сверстниками и что малоподвижный образ жизни тесно связан с неблагоприятными клиническими и физическими последствиями, а увеличение ФА у пациентов с БА оказывает дополнительное положительное влияние на контроль заболевания [10, 11].
Ожирение является распространенным сопутствующим заболеванием пациентов с БА, а пациенты с ожирением подвержены высокому риску развития трудно поддающейся лечению БА с плохим контролем респираторных симптомов и сниженным ответом на кортикостероиды, что многие исследователи связывают с нарушениями в системе «оксиданты — антиоксиданты» и развитием системного воспаления [12].
Несмотря на многочисленные данные о значимости ФА, силовых и дыхательных тренировок, аэробных упражнений для контроля БА, рекомендации по ведению пациентов с БА не содержат конкретных указаний относительно частоты, интенсивности, времени и типа ФА, а результаты клинических исследований дают неоднозначную информацию о влиянии различных видов ФА на показатели системного воспаления и оксидативного стресса у пациентов с БА и ожирением [13].
Цель исследования: оценка влияния комплексных реабилитационных программ на контроль БА, функцию внешнего дыхания, двигательную активность, КЖ у мультиморбидных пациентов с БА и ожирением.
Материал и методы
Работа выполнена на клинической базе кафедры терапевтических дисциплин Института дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России Центр культуры здоровья «Олимп Пять». Все участники подписали информированное добровольное согласие.
В одномоментное (поперечное) наблюдательное исследование были включены пациенты с диагнозом БА (J45) — установлен на основании критериев GINA (2022)1 и ожирением — установлено по индексу массы тела (ИМТ) ≥30 кг/м2, рассчитанному по формуле: ИМТ = масса / рост3. Пациенты были распределены на 2 группы: 1-ю группу составили 35 человек, согласившихся на участие в реабилитационных мероприятиях, 2-я группа стала группой контроля, в которую вошли 35 пациентов, находившихся под диспансерным наблюдением врача-пульмонолога.
Критерии невключения: острые респираторные инфекции, обострение БА на момент осмотра или в течение предшествующих 3 мес., наличие злокачественных новообразований любой локализации, наличие других хронических респираторных и декомпенсированных соматических заболеваний, психических расстройств и тяжелых поражений центральной нервной системы, беременные и кормящие, ИМТ<18,5 кг/м2, возраст младше 18 и старше 79 лет.
Исследование включало следующие этапы: обследование пациентов, распределение на группы в зависимости от желания и возможности пациента проходить реабилитационные мероприятия, проведение комплексных реабилитационных мероприятий в течение 4 нед., сравнительная оценка групп.
У всех пациентов исходно и через 4 нед. оценивали:
-
контроль БА — по тесту Asthma Control Questionnaire-5 (ACQ-5). Использовали русифицированную версию опросника ACQ-5 [14]: контролируемой БА считали при ACQ-5<0,75, частично контролируемой — при 0,75
1,5, неконтролируемой — при ACQ-5>1,5; -
мультиморбидную патологию — по кумулятивной рейтинговой шкале патологии CIRS (Cumulative Illness Rating Scale) [15];
-
толерантность к физической нагрузке (ФН) — по тесту 6-минутной ходьбы (ТШХ);
-
ФА — по опроснику двигательной активности (ОДА23+) [16];
-
КЖ — по опроснику КЖ больных БА, являющемуся авторизованной русскоязычной версией опросника Asthma Quality оf Life Questionnaire (AQLQ(S)) [17], по 5 доменам: ограничение активности, симптоматика, эмоциональная сфера, окружающая среда, общее КЖ;
-
функцию внешнего дыхания — с помощью портативного пикфлоуметра Vitalograph СОРD-6 (электронный респираторный монитор для домашнего и клинического использования), который отображает объем форсированного выдоха за 1-ю секунду (ОФВ1).
Реабилитационные мероприятия состояли из четырех недельных комплексных программ, включающих групповые занятия лечебной физкультурой с дыхательной гимнастикой, занятия в бассейне, на беговой дорожке Alter G с разгрузкой веса, аппаратную физио-терапию, кинезиотерапию на тренажерах с биологической обратной связью, программу по снижению массы тела с изменением образа жизни, рекомендациями по диетотерапии, при необходимости предлагалась консультация психолога. Каждое занятие проходило под патронажем врача-пульмонолога и врача лечебной физкультуры Центра культуры здоровья «Олимп Пять». После окончания программ для пациентов разрабатывались индивидуальные режимы повседневной ФА.
Всем исследуемым были оптимизированы базисное лечение БА и терапия сопутствующих заболеваний. С учетом коморбидной патологии в основной группе противопоказаний для занятий в рамках предложенных программ реабилитации не было.
Анализ статистических данных проведен с помощью программы SPSS. Применяли инструменты описательной статистики и непараметрические критерии (критерий χ2), значимость различий считали достоверной при p<0,005.
Результаты и обсуждение
В таблице 1 приведены основные клинико-демографические характеристики пациентов.
Из представленной таблицы видно, что пациенты были сопоставимы по полу, возрасту и ИМТ (χ2=6,564, p=0,8234) (F=1,41, p=0,2466). Большинство пациентов из обеих групп были некурящими или бросившими курить. В исследуемых группах контролируемой БА не было, уровень ACQ-5, двигательная активность и КЖ в обеих группах достоверно не отличались.
Всем пациентам провели оценку толерантности к ФН с помощью ТШХ. В обеих группах толерантность к ФН соответствовала первому функциональному классу (ФК) нарушений, что позволило увеличить ФА в рамках персонифицированных реабилитационных программ [18]. Уровень ФА по ОДА-23+ в исследуемых группах был низкий или умеренный.
Причины, лежащие в основе малоподвижного поведения, сложны и включают физиологические, психологические, социальные, культурные, экологические и/или экономические факторы [19]. Для людей, страдающих БА, физические упражнения могут служить триггером развития бронхоспазма. Одышка при ФА может потенциально повлиять на толерантность человека к ФН и ФА [20]. В то же время, по рекомендациям GINA1, приступ БА, вызванный ФН, всегда можно уменьшить с помощью адекватной поддерживающей терапии, возникающий бронхоспазм — профилактическим приемом препаратов до или во время ФН. При возникновении приступа БА от физического усилия в 1-й группе использовали ингаляции ИГКС/формотерол по потребности, при необходимости проводили коррекцию базисной терапии, за время наблюдения коррекция терапии потребовалась 3 (6,6%) пациентам.
Пациенты имели достаточно высокий средний балл CIRS, максимальный балл — 19, минимальный — 2. В 1-й группе среднее значение индекса CIRS составило 10,0±1,1 балла, во второй — 9,2±1,1 балла. Большинство пациентов, включенных в исследование, имели более 5 заболеваний. Наиболее часто встречались сочетания бронхолегочной патологии, нарушений эндокринной системы и метаболизма (ожирение и/или сахарный диабет), болезней печени (неалкогольная жировая болезнь печени), опорно-двигательной системы (остеоартрит), сердца и сосудов (гипертоническая болезнь и/или атеросклероз). У пациентов с БА и ожирением часто встречается высокий уровень мультиморбидности, ухудшающий контроль БА и отнесенный экспертами GINA к основным фенотипическим, поддающимся лечению признакам, соответствующим новой парадигме лечения БА Treatable Traits1.
Пациенты находились на диспансерном наблюдении врача-пульмонолога. В 1-й группе в течение 4 нед. были проведены реабилитационные мероприятия. Затем у пациентов повторно оценили уровень контроля БА, толерантности к ФН, ФА по ОДА-23+, КЖ и показатели функции легких. Во 2-й группе пациентов, не прошедших реабилитацию, оценивались те же параметры. Сравнительные данные двух групп за 4-недельное исследование представлены в таблице 2.
Несмотря на короткий период наблюдения, после комплексной реабилитации у пациентов 1-й группы отмечалось достоверное снижение ИМТ в среднем на 0,7 кг/м2 и объема талии на 3,3 см. Интенсивность снижения веса в группе была различной — от 0,4 до 3,2 кг и, вероятнее всего, зависела от выполнения рекомендаций по питанию и частоты использования беговой дорожки Alter G с разгрузкой веса, кинезиотерапии на тренажерах с биологически обратной связью. Во 2-й группе существенных изменений по данным показателям не произошло.
Также в 1-й группе отмечено достоверное увеличение толерантности к ФН по данным ТШХ (прирост на 18,2 м). Увеличилось количество пациентов с высокой и умеренной двигательной активностью, уменьшилось количество пациентов с низкой активностью, а с очень низкой оставался 1 пациент, который имел сопутствующий остео-артрит с выраженным болевым синдромом и нерегулярно посещал занятия в центре здоровья. Восемь пациентов с низкой ФА имели высокий уровень CIRS, ИМТ>35,5 кг/м2. Во 2-й группе толерантность к ФН практически не изменилась, двигательная активность увеличилась недостоверно, за время наблюдения увеличилось количество пациентов с низкой ФА.
Наиболее значимые изменения в 1-й группе коснулись показателей контроля БА и КЖ. Так, количество пациентов с контролируемой БА выросло на 10 человек, частично контролируемой — на 6. Во 2-й группе достоверно повысился уровень контроля по ACQ-5 c 1,8 до 1,5 балла в среднем, больше стало пациентов с частично контролируемой астмой, а с неконтролируемой — меньше. Пациентов с полным контролем БА за период наблюдения в этой группе не было.
Качество жизни пациентов 1-й группы улучшилось по всем основным доменам, но наилучшие результаты получены по снижению выраженности симптомов, увеличению ФА, а влияние эмоциональной сферы повысилось недостоверно. Во 2-й группе КЖ существенно не изменилось. Несмотря на то, что различия в эмоциональной сфере были не столь значимы, по нашему мнению, персонализированная работа врача с пациентами способствует повышению эмоционального фона, лучшей комплаентности, что вносит определенный вклад в достижение контроля БА.
Эти данные согласуются с многочисленными клиническими исследованиями последних лет. Так, в своей работе P. Freitas et al. [12] показали, что у пациентов с БА при проведении программ реабилитации, включающих снижение массы тела и активные физические упражнения, контроль БА достигался лучше, чем в группе с простым снижением массы тела, уже через 3 мес. наблюдения, вместе с тем у них отмечалось улучшение функции легких. В более позднем систематическом обзоре было показано, что аэробные упражнения могут улучшить контроль БА и КЖ без ухудшения симптомов [21].
В нашем исследовании после завершения программы реабилитации были выявлены существенные изменения функциональных показателей: у пациентов 1-й группы получен достоверный прирост ОФВ1, тогда как во 2-й группе изменения данного показателя были незначительными.
В метаанализе S. Xing et al. [22] также показано положительное влияние дыхательных и аэробных тренировок, йоги, релаксации и дыхания в сочетании с физическими упражнениями, которые улучшили ОФВ1, увеличили форсированную жизненную емкость легких. Вероятнее всего, данный лечебный эффект достигается за счет сочетания дыхательной гимнастики и физических упражнений, в том числе в бассейне, что приводит к облегчению работы диафрагмы и активации кровообращения в дыхательной мускулатуре, что является важнейшим компонентом в терапии различных форм дисрегуляции дыхания. Такой реабилитационный комплекс оправдан в связи с тем, что ФН в воде гибко дозируется, нагружаются мышцы, мало задействованные при ходьбе на воздухе, так как плотность воды примерно в 775 раз больше плотности воздуха [23].
Таким образом, даже короткие курсы многокомпонентной реабилитации показали выраженную позитивную направленность, способствующую улучшению контроля БА у мультиморбидных пациентов.
Заключение
В нашем исследовании пациенты, применявшие разработанную персонализированную программу реабилитации, продемонстрировали достоверно положительные результаты по многим показателям контроля БА, в то время как у пациентов контрольной группы положительного изменения исследуемых показателей не отмечено. С целью повышения уровня контроля БА мультиморбидным пациентам при сохраненном реабилитационном потенциале должны быть предложены поликомпонентные программы реабилитации, воздействующие как на БА, так и на сопутствующие заболевания. Применение таких реабилитационных программ улучшает контроль БА, повышает КЖ пациентов с ожирением, способствует снижению массы тела, увеличивает ФА и толерантность к ФН.
Сведения об авторах:
Трибунцева Людмила Васильевна — к.м.н., доцент, заведующая кафедрой терапевтических дисциплин Института дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России; 394036, Россия, г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 10; ORCID iD 0000-0002-3617-8578.
Будневский Андрей Валерьевич — д.м.н., профессор, заведующий кафедрой факультетской терапии, проректор по научно-инновационной деятельности ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России; 394036, Россия, г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 10; ORCID iD 0000-0002-1171-2746.
Прозорова Галина Гаральдовна — д.м.н., доцент, профессор кафедры терапевтических дисциплин Института дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России; 394036, Россия, г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 10; ORCID iD 0000-0001-8675-1590.
Чопоров Олег Николаевич — д.т.н., профессор, проректор по цифровой трансформации ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России; 394036, Россия, г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 10; ORCID iD 0000-0002-3176-499X.
Олышева Ирина Александровна — к.м.н., ассистент кафедры терапевтических дисциплин Института дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России; 394036, Россия, г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 10; ORCID iD 0000-0002-9125-1969.
Контактная информация: Трибунцева Людмила Васильевна, e-mail: tribunzewa@yandex.ru.
Прозрачность финансовой деятельности: никто из авторов не имеет финансовой заинтересованности в представленных материалах или методах.
Конфликт интересов отсутствует.
Статья поступила 21.03.2024.
Поступила после рецензирования 15.04.2024.
Принята в печать 08.05.2024.
About the authors:
Lyudmila V. Tribuntseva — C. Sc. (Med.), Associate Professor, Head of the Department of Therapeutic Disciplines of the Institute of Continuing Professional Education, N.N. Burdenko Voronezh State Medical University; 10, Studencheskaya str., Voronezh, 394036, Russian Federation; ORCID iD 0000-0002-3617-8578.
Andrey V. Budnevsky — Dr. Sc. (Med.), Professor, Head of the Department of Faculty Therapy, Vice-Rector for Scientific and Innovative Activities, N.N. Burdenko Voronezh State Medical University; 10, Studencheskaya str., Voronezh, 394036, Russian Federation; ORCID iD 0000-0002-1171-2746.
Galina G. Garaldovna — Dr. Sc. (Med.), Associate Professor of the Department of Therapeutic Disciplines of the Institute of Continuing Professional Education, N.N. Burdenko Voronezh State Medical University; 10, Studencheskaya str., Voronezh, 394036, Russian Federation; ORCID iD 0000-0001-8675-1590.
Oleg N. Choporov — Dr. Sc. (Tech.), Professor, Vice-Rector for Digital Transformation, N.N. Burdenko Voronezh State Medical University; 10, Studencheskaya str., Voronezh, 394036, Russian Federation; ORCID iD 0000-0002-3176-499X.
Irina A. Olysheva — C. Sc. (Med.), Associate Professor of the Department of Therapeutic Disciplines of the Institute of Continuing Professional Education, N.N. Burdenko Voronezh State Medical University; 10, Studencheskaya str., Voronezh, 394036, Russian Federation; ORCID iD 0000-0002-9125-1969.
Contact information: Lyudmila V. Tribuntseva, e-mail: tribunzewa@yandex.ru.
Financial Disclosure: no authors have a financial or property interest in any material or method mentioned.
There is no conflict of interest.
Received 21.03.2024.
Revised 15.04.2024.
Accepted 08.05.2024.
1Global Strategy for Asthma Management and Prevention (2022 update). (Electronic resource.) URL: https://ginasthma.org/wp-content/uploads/2022/07/GINA-Main-Report-2022-FINAL-22-07-01-WMS.pdf (access date: 08.07.2024).
2Клинические рекомендации. Бронхиальная астма. 2021.
3Клинические рекомендации. Ожирение. 2020.
Информация с rmj.ru