Панина Г.В.
Кандидат философских наук, доцент, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРЕДЕЛЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация
Цели, задачи: В статье отмечаются достижения в работе над искусственным интеллектом, позволяющим совершенствовать информационные технологии, составляющие основу современного технологического уклада. Основное внимание уделено выявлению проблем и противоречий искусственного разума для их решения в системе подготовки высших технических специалистов с обязательным использованием курсов социальных и гуманитарных наук.
Ключевые слова: информационные технологии, искусственный интеллект, алгоритмы мышления, социокультурная обусловленность мышления.
Panina G.V.
Ph.D., Associate Professor, Moscow State Technical Bauman-University
INFORMATION TECHNOLOGY: LIMITS AND PROSPECTS
Abstract
Goals, Objectives: This paper marked progress in the work on artificial intelligence, allowing to improve the information technology that formed the basis of modern technological order. The focus is on identifying the problems and contradictions of artificial intelligence to deal with them in the training of specialists with higher technical courses mandatory use of the social sciences and humanities.
Keywords: information technology, artificial intelligence, algorithms, thinking, social and cultural conditioning of thinking.
Современную жизнь невозможно представить без использования информационных технологий. В промышленности и торговле новые информационные технологии позволили изменить характер управления технологическими процессами посредством использования средств автоматизации управления производством. Они положили начало применению безбумажных приемов фиксации, обработки и передачи данных, что многократно сокращает время и материальные ресурсы на процессы обмена информацией, принятие и передачу управленческих решений. Появление структурированных баз данных позволило передать машине сам процесс принятия решения, что способствует быстрому и эффективному реагированию в сложных, постоянно меняющихся условиях, например, при управлении социальными процессами. Машинные способы хранения и переработки информации создают новые возможности для проектирования и внедрения роботизированного и программируемого гибкого производства, а также управления технологическими процессами в ситуации усложнения межотраслевых связей. Расширяются возможности научного познания, связанные с виртуальным моделированием в пространстве и во времени разнообразных объектов, формализации процедур наблюдения и описания с помощью логико-лингвистических построений. Моделирование некоторых функций человеческого мышления с помощью компьютерных технологий, называемых искусственным интеллектом, многократно увеличило объем циркулирующей в обществе информации и возможности человека творчески перерабатывать и применять эту информацию в своей деятельности, что в значительной мере преобразило современное общество.
Усилия по созданию органопроекции человеческого мышления (искусственного интеллекта), демонстрируют возможности человека по разумному освоению и эффективному управлению окружающими процессами, но и выявляют пределы искусственного разума.
Принципиальной особенностью человеческого мышления является способность к абстрагирующим процедурам, выделению общего, повторяющегося среди поступающей разнообразной информации, пониманию сути происходящего, накоплению знаний в памяти с последующей идентификацией, классификацией и принятием решения. Смысл же действий, которые совершает машина, находится в голове человека. Моделируя с помощью компьютерной программы какое-либо мыслительное действие, программист воспроизводит (пусть многократно ускоренно) известные, отработанные человеком алгоритмы деятельности, будь то анализ информации, поиск решения через блуждание в лабиринте возможных ситуаций и стремление выйти к оптимально желаемому результату, или даже игра в шахматы и сочинение музыки и стихов. Только человеческое мышление не просто реализует хранящиеся в памяти программы, а генерирует их. Собственно способность к самопроизвольному порождению принципиально новых путей и способов достижения цели и образует интеллект. Человеческое мышление может сформировать новый алгоритм достижения цели, найти принципиально другой путь решения задачи, нигде и никогда до этого не существовавший, применить совершенно неожиданные средства, придать им не виданные ранее смыслы. Поскольку смысл действий компьютера находится вне него, говорить об искусственном интеллекте можно лишь метафорически. Человеческий интеллект не является простым исполнителем формально-логических цепочек рассуждений. Он порождает совершенно новые направления размышлений, различные в зависимости от решаемых задач и появляющихся проблем. При этом стимулирующее и корректирующее влияние на работу мозга оказывает реальная жизненная ситуация, которая и определяет направление мыслей. Мозг, являясь частью человеческого тела, принимает и обрабатывает поступающую со всех рецепторов информацию и использует ее для принятия синтезирующего решения о дальнейшем действии. Находясь во взаимодействии с окружающей средой, человек испытывает с ее стороны подкрепляющее или противодействующее влияние на свою деятельность. Таким образом, процесс мышления не есть чисто информационное явление, а предстает как сложный процесс взаимодействия организма с внешним миром. Причем с реальностью взаимодействует не просто организм, а человеческая личность с ее знаниями, умениями, опытом, притом не только индивидуальным, но общекультурным. На характер и направленность мышления существенное влияние оказывает эмоциональное состояние, эстетические пристрастия, а также моральные установки человека.
Затруднения, с которыми сталкиваются конструкторы «искусственного интеллекта», позволяют глубже понять особенности и своеобразие естественного интеллекта.
Первые работы в области искусственного интеллекта моделировали формально-логические способы обработки информации, рассуждения и выводы на основе силлогизмов. Однако полученные результаты оказались неутешительными. Причина обнаружилась в том, что формально-логические выводы составляют весьма незначительную часть человеческого мышления. Они используются в случаях, когда область решения задачи достаточно известна и может быть формально описана. Но человек часто бывает вынужден определяться в ситуациях, о которых ему мало что известно, где его знания неполны, неточны, не выражены в понятиях, а может быть и принципиально неформализуемы, например, в сфере понимания человеческих отношений, предсказания социальных событий, предвидения мнений и поведения других людей. Из недостоверных и неточных данных невозможно путем формально-логических выводов получить достоверные знания. Человеческий интеллект пользуется в таких случаях контекстной логикой, логикой веры, догадками, интуицией, озарениями и т.п. Одной лишь математической логикой в области манипуляции знаниями при конструировании искусственных интеллектуальных систем никак не обойтись. Человеческое мышление в таких случаях не просто использует свой прошлый опыт или сохраненный в культуре социальный опыт человечества (что в принципе может быть смоделировано с помощью баз знаний и экспертных систем), но демонстрирует удивительные процессуальные возможности, воспроизвести которые искусственный разум вряд ли способен. Мыслит ведь не мозг как обработчик информации, а человек как личность с помощью мозга. Человеческая личность представляет собой сложнейшую многоуровневую структуру. Швейцарский психолог Э. Берн выделяет в структуре личности как минимум три «этажа», которые он назвал Ребенок, Взрослый, Родитель. В зависимости от ситуации, контекста, прошлого опыта, предполагаемых обстоятельств человек демонстрирует разные модели поведения, руководствуется разными мотивами и принимает во внимание различные поощряющие или сдерживающие факторы. Мышление человека глубже, сложнее, неопределеннее, чем его рационально-логическая модель.
Человеческое мышление не только принципиально креативно, контекстуально, непредсказуемо, оно еще в определяющей степени ценностно ориентировано. В любом логическом исчислении все посылки, из которых делаются выводы, как и полученные результаты равноправны, равнозначны и одинаковы по степени важности. В мышлении же человека существует иерархия фактов, обстоятельств, выводов в зависимости от личной оценки и индивидуальных ценностных предпочтений, что подчас приводит к парадоксальным результатам. В реальных ситуациях человек не часто демонстрирует полноценное логическое мышление, учитывающее все обстоятельства происходящего, соблюдающее правила вывода и оценки достоверности результата. На это у человека часто просто нет времени. Решение он принимает мгновенно, ситуативно и потому, очевидно, и правильно, что одновременно в мышлении состыковываются предварительное обучение, генная память, прошлый опыт, культурное наследие, эстетические и моральные ориентации и т.п. Принятое в результате подобных размышлений решение подходит только к данному конкретному случаю, а не является абсолютно правильным. Более того, в других ситуациях человек делает из аналогичных посылок совсем другой вывод. Можно предположить, что подобная конкретность мышления искусственному интеллекту, увы, не доступна. К тому же мышление представляет собой органическое сочетание логических действий и образных представлений, в основе которого лежит функциональная асимметрия головного мозга. Метаобразы правого полушария пока не поддаются моделированию, а ведь они являются важнейшим компонентом человеческого мышления.
Несмотря на трудности, работы в области искусственного интеллекта успешно продолжаются. Человек моделирует с помощью компьютерных технологий важнейшие мыслительные функции, что позволяет говорить о выходе разумного мышления за пределы человеческого тела, его продолжении и усилении в ближайшем для человека окружении. Это позволяет принимать масштабные управленческие решения по преобразованию природной и социальной среды, учитывать множество параметров и мгновенно оценивать их изменения в интересах бесконфликтного взаимодействия человека и природы.
Литература
- Будущее искусственного интеллекта. – М.: Наука, 1991, 390с.
- Норвиг П., Рассел С. Искусственный интеллект: современный подход – М: Вильямс, 2006, 1408 с.