Для цитирования: Кешишян Е.С. Алгоритм ведения детей с перинатальными поражениями ЦНС // РМЖ. Мать и дитя. 2019. №40. С. 338-339
Алгоритм ведения детей с перинатальными поражениями ЦНС
Введение
Перинатальные поражения центральной нервной системы являются самой частой причиной неврологических заболеваний раннего детского возраста и инвалидности с детства. Цель перинатологии — не просто сохранить жизнь ребенку, а сделать ее социальной и полезной для обще- ства, полноценной, приносящей радость семье и самому ребенку.
Для решения этих задач идет постоянный процесс изучения и наращивания практического опыта в деле снижения частоты и тяжести повре- ждающих мозг ребенка перинатальных факторов. В мировой медицине существует 4 направления в этой работе:
-
Повышение качества ведения беременности, контроль за состоянием плода и своевременная коррекция нарушений.
-
Оптимизация ведения родов для уменьшения возможной интранатальной асфиксии как основного фактора неблагоприятного влияния
на мозг новорожденного.
-
Оказание своевременной неонатальной помощи младенцу любого гестационного возраста; использование «золотого часа»; проведение свое- временных реанимационных мероприятий; проведение пролонгированного лечения.
-
Восстановительное лечение в постнеонатальном периоде для уменьшения последствий поражения мозга и снижения риска инвалидности.
До выписки из неонатального стационара ребенок получает терапию, направленную на улучшение мозгового кровообращения, устранение ме-
таболических нарушений, вызванных гипоксией/ишемией. Однако в постнеонатальном периоде врач может столкнуться с последствиями пере- несенного состояния. В зависимости от тяжести поражения эти изменения могут быть видны сразу или обнаружиться позднее — это опреде- ляет тактику ведения. В случае отсроченных проявлений, согласно мировым данным, лечение следует проводить при появлении или выявлении признаков неблагополучия. Профилактическое лечение в данной ситуации не несет значимой пользы, но может иметь негативные последствия, поскольку любое лекарственное средство, тем более проникающее в центральную нервную систему, может оказать неожиданное влияние на фор- мирование нервной системы в целом.
Пациенты и методы:
-
90 детей обоего пола в возрасте 6–12 мес., рожденных недоношенными (гестационный возраст – 32–36 нед.), с задержкой психомоторного раз- вития вследствие перенесенного гипоксически-ишемического поражения ЦНС, имеющие показания к применению ноотропных препаратов и на- ходящиеся на амбулаторном или стационарном лечении.
-
Рандомизация в 2 группы по 45 пациентов: группа Пантогам® (стандартная терапия + Пантогам®), группа плацебо (стандартная терапия + плацебо).
-
Обследование в 0-й и 67-й дни по Шкале психомоторного развития Гриффитс (Griffiths Mental Development Scales) для детей от рождения до 2 лет
с оценкой двигательной активности, личностно-социальной сферы, слуха и речи, зрительно-моторной координации, действий с предметами.
-
Продолжительность терапии – 67 дней, суточная доза препарата Пантогам® сироп – 30–50 мг/кг, разделенная на 2 приема.
Результаты:
• Изменение общего показателя психомоторного развития GQ по Шка- ле Гриффитс в группе Пантогам® (у 63,6% пациентов) значимо пре- высило аналогичный показатель в группе плацебо (36,4%, p=0,021) (рис. 1).
• Значимое сокращение отставания в развитии в двух сферах («Личност- но-социальная» и «Манипуляции с предметами»), а также тенденция к уменьшению отставания в трех остальных сферах («Двигательная ак- тивность», «Слух и речь», «Зрительно-моторная координация») в груп- пе Пантогам® (рис. 2).
Поделитесь статьей в социальных сетях
Порекомендуйте статью вашим коллегам
Предыдущая статья
Следующая статья
Информация с rmj.ru