Московские эксперты ОНФ предложили трем столичным департаментам: труда и социальной защиты населения, образования и здравоохранения разработать регламент межведомственного взаимодействия для реализации программы по ранней помощи детям. Свои предложения по тому, как должен выглядеть этот регламент и какие еще необходимы действия для эффективной поддержки семей, где есть дети с особенностями развития активисты направили в адрес сразу этих трех столичных департаментов.
«Два года назад правительством Москвы была утверждена «Дорожная карта» по реализации Концепции ранней помощи в Российской Федерации (на территории Москвы) на период до 2020 г., был подписан трехсторонний межведомственный приказ между Департаментами труда и социальной защиты населения, образования и здравоохранения, определены цели и задачи, — рассказал член регионального отделения ОНФ в Москве Алексей Гусев. – Однако и по сей день есть проблемы по взаимодействию этих трех ведомств. И существует пока единственный пилотный проект по системе ранней помощи на базе детской Филатовской больницы, в котором участвуют около 100 детей. Однако он не решит проблемы всех нуждающихся в ранней помощи московских детей».
По словам Гусева, проблему усугубляет еще и то, что отсутствует федеральная нормативная база, не стандартизирована и не просчитана услуга предоставления ранней помощи, а методические рекомендации по работе были направлены министерствами в регионы только в декабре прошлого года.
Среди предложений, которые активисты направили в адрес департаментов — обеспечить развитие в Москве системы ранней помощи детям с ОВЗ в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации услуг ранней помощи детям и их семьям в рамках формирования системы комплексной реабилитации и реабилитации инвалидов и детей-инвалидов», утвержденной Минтрудом России. Кроме этого, разработать более эффективную систему информирования, а также провести мониторинг по выполнению программы ранней помощи, где выяснить насколько информированы граждане о существовании такой программы, их отношение к ней и что ждут от нее обычные москвичи.
Как показывает статистика, 75% детей рождаются с теми или иными отклонениями физического или психического развития. Понятно, что при рождении ребенку ставят диагноз и дальше начинается лечение, но не всегда оно заканчивается полным выздоровлением и здесь сопровождать ребенка уже должны Департамент образования и Департамент социальной защиты населения. Но здесь и начинаются главные проблемы.
«В Москве не хватает коррекционных детских садов, более того, их количество сокращается, а вместо них Департамент образования предлагает открывать в обычных детских садах коррекционные группы. Но механизм, по которому они должны появляться, не разработан. И в результате большая часть семей, где есть ребенок с особенностями развития, остаются один на один со своими проблемами», — сетует Гусев.
Департамент образования и науки Москвы прислал в адрес регионального отделения ОНФ справку о том, как реализуются услуги ранней помощи в системе образования города. В ней говорится, что психолого-педагогическое сопровождение детей и их семей оказывается на базе ГБУ «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы» и его территориальных отделений. Но на практике, это пока лишь красивый сайт, где непонятен алгоритм действий родителей, на руках которых нездоровый ребенок, а особенно заманчиво выглядят платные услуги.
Обращение активистов московского департамента к проблеме ранней помощи детям возникла не случайно. В адрес регионального отделения ОНФ приходят много обращений, в которых родители жалуются на проблемы, связанные с получением ранней помощи детям. Изучив этот вопрос, московские эксперты пришли к выводу, что система недостаточно отлажена и самое главное — нет понятного регламента взаимодействия между ведомствами.