Оценка клинической эффективности молочной адаптированной смеси и анализ состояния здоровья детей, находящихся на различных видах вскармливания
О. В. Осипенко, кандидат медицинских наук
И. В. Вахлова, доктор медицинских наук, профессор
Уральская Государственная Медицинская Академия, Екатеринбург
Рациональное питание («вскармливание») детей первого года жизни является одним из важнейших условий, обеспечивающих гармоничный рост, адекватное морфологическое и функциональное созревание различных органов и тканей, оптимальные параметры психомоторного и интеллектуального развития, устойчивость младенца к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов [8]. Неоспоримой аксиомой современной нутрициологии является утверждение, что грудное молоко биологической матери — «золотой стандарт» для вскармливания ребенка грудного возраста [2, 4]. Оно обеспечивает сбалансированное (качественное) питание ребенка в соответствии с основными принципами нутрициологии: физиологическая адекватность питания, его мультикомпонентная сбалансированность и нутриентное предобеспечение [1].
Однако часть детей, начиная с первых минут и дней жизни, оказываются лишенными материнского молока, что требует подбора наиболее подходящей ребенку современной молочной смеси, максимально приближенной по составу к грудному молоку [7].
Современные молочные смеси содержат адекватный состав по качественному и количественному составу белкового компонента, что достигается снижением уровня белка и повышением его биологической ценности; применением различных соотношений сывороточного белка и казеина; оптимизацией аминокислотного состава [6].
Также современные формулы включают нуклеотиды, которые участвуют в формировании иммунного ответа и влияют на ферментативную активность желудочно-кишечного тракта [5, 12]. Важным функциональным компонентом современных искусственных смесей для вскармливания детей первых месяцев жизни являются полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК), которые являются преобладающей фракцией в составе липидов женского молока. Адекватный уровень ПНЖК в составе молочной смеси обеспечивает оптимальные параметры здоровья, психомоторного развития, резистентности к неблагоприятным факторам [9–11].
Включение в смеси пребиотиков, в частности галакто- и фруктоолигосахаридов (ГОС и ФОС), улучшает состояние микрофлоры и уровень иммунологической защиты. Пребиотики (ГОС и ФОС) участвуют в продукции лактата и короткоцепочечных жирных кислот, обеспечивая сохранение низкого уровня рН кала, а также удерживают жидкость в просвете кишечника, делая стул младенца более мягким и приближенным по частоте к таковому при грудном вскармливании [3].
И, безусловно, все современные смеси содержат необходимые в количественном и качественном соотношении минеральные вещества и витамины, необходимые для нормального роста и развития грудных детей [6].
Детская молочная адаптированная смесь Bebi Premium соответствует отечественным и международным стандартам для адаптированных молочных смесей, предназначенных для детей первого и второго полугодия жизни.
Целью нашего исследования была сравнительная оценка состояния здоровья групп детей, находящихся на разных видах вскармливания (грудное и искусственное).
Под наблюдением находилось 75 доношенных, практически здоровых детей грудного возраста: I группа — 35 детей, получающих грудное молоко, и II группа — 40 детей, находящихся на искусственном вскармливании. Продолжительность исследования составила 3 месяца. В течение этого срока дети II группы получали в качестве основного питания сухую молочную смесь Bebi Premium 1. Клиническую эффективность смеси оценивали по общеклиническим признакам переносимости смеси (аппетит и объемы питания; наличие, частота и объемы срыгиваний; характер стула; наличие и выраженность кожной аллергии), по динамике массо-ростовых показателей, а также по изменению общего анализа крови (ОАК), общего анализа мочи (ОАМ) и даных копрологического исследования. При появлении выраженных кожных аллергических реакций и/или диспептических расстройств, связанных с введением молочной смеси, дети из исследования исключались.
Группы детей были сопоставимы по следующим критериям: возраст детей от 1 до 6 мес; срок гестации 38–40 недель; массо-ростовые показатели при рождении (m ≥ 2500 г, l ≥ 52 см); особенности перинатального анамнеза; принадлежность к I и II группам здоровья; исключение патологии, послужившей причиной для назначения лечебного питания.
В обеих группах большинство детей составили мальчики: в группе I их было 60% (15), во II группе — 56,8% (25).
Результаты и обсуждение
На этапе анкетирования установлено, что продолжительность грудного вскармливания в группе детей-искусственников колебалась от нескольких суток до 90 дней и в среднем составила 26,7 ± 3,5 дня. Причинами перевода детей на искусственное вскармливание послужили гипогалактия в 74,3% случаях, агалактия у 20,5% человек, инфицирование матери вирусом гепатита C (ВГС) и ВИЧ — 5,2%. Установлено, что на характер вскармливания не оказывал влияния способ родоразрешения. В группе детей-грудничков оперативным путем были рождены 36% детей, а в группе искусственников — 32,5% младенцев.
Масса тела при рождении в среднем составила у грудничков 3390,8 ± 89,4 г, у искусственников — 3200,0 ± 79,9 г. Длина тела при рождении у грудничков в среднем составила 51,9 ± 0,36 см, у искусственников — 51,1 ± 0,42 см.
Из анамнеза установлено, что во II группе 37,5% (15) детей до начала употребления молочной смеси Bebi Premium 1 получали одну марку смеси, две марки заменителя пробовали 20% (8) детей, а 42,5% (17) младенцев попробовали три и более марки смеси.
В связи с тем, что грудной возраст характеризуется бурным физическим развитием (ФР), которое обусловливают многие факторы: правильное питание, надлежащий уход и отсутствие заболеваний, следующей нашей задачей была оценка ФР у детей обеих групп. Было установлено, что ФР по уровню биологической зрелости у большинства детей обеих групп соответствовало паспортному возрасту, т. е. показатель длины тела находился в пределах 25‰ и 75‰ перцентилей (у 69,4% человек — в группе II; у 73,9% человек — в группе I, p ≥ 0,05). Отставание в физическом развитии (значения длины тела < 25‰) было выявлено только в группе детей-искусственников у 11,1% человек, при этом опережение в ФР выявлено в 19,5% случаях у искусственников и в 26,1% — у детей-грудничков, p ≥ 0,05.
Уровень гармоничности мы оценивали по показателю соответствия массы тела к длине. Большинство обследованных детей были развиты гармонично: в группе II — 61,2%, в I группе — 69,6% детей. Дисгармоничное развитие (показатель масса/длина < 25‰) выявлено в обеих группах примерно в равных количествах: у 30,5% детей-искусственников и у 26% детей-грудничков, p ≥ 0,05. Избыточная масса по отношению к длине тела встретилась у небольшого количества детей (8,3% — дети-искусственники и 4,3% — дети-груднички).
При оценке соответствия массы тела возрастным нормативам обнаружено, что в группе детей, находящихся на грудном вскармливании, дефицит массы тела (< 10%) встретился у 25% детей, в отличие от группы искусственников, где детей с гипотрофией было немного меньше — 16,7% случаев, p ≥ 0,05. В I группе значения дефицита массы тела колебались от 2,5% до 25%, а в группе II от 1,7% до 13,8%. Таким образом, гипотрофия II степени встретилась только в группе детей-грудничков.
В то же время у остальных детей масса тела превышала возрастную норму. У 45,8% обследуемых детей избыток массы тела не превышал 10%: соответственно у 46,7% младенцев-искусственников и у 44,4% грудничков. Паратрофию I степени (избыток массы 10–20%) имело примерно такое же число детей — 40,0% искусственников и 33,3% грудничков. В группе грудничков младенцы с избытком массы тела > 20% встретились в 22,3%, а в группе искусственников — в 13,3% случаях. Отсутствие достоверных различий в значениях массы и длины тела у детей разных групп косвенно свидетельствует об адекватном белково-энергетическом балансе смеси и правильном назначении режима питания, следствием чего является отсутствие перекормов, приводящих к паратрофии младенцев-искусственников.
Таким образом, вскармливание полноценной максимально адаптированной детской молочной смесью при условии соблюдения режима питания и возрастных объемов молока не способствует избыточному набору массы тела и/или задержке физического развития. Однако паратрофия у 1/5 части детей-грудничков имеет ряд серьезных причин, обусловливающих ее. К ним относятся беспорядочные кормления грудью после достижения ребенком возраста 1–2 месяцев, кулинарные пристрастия матерей: избыточное потребление мучных продуктов и картофеля, неправильный режим питания — перекусы, вместо полноценного завтрака, обеда и ужина.
На этапе первичного клинического осмотра было установлено, что в группе детей-искусственников выявлено большее количество человек, имеющих кожные проявления пищевой аллергии. Так, в группе I детей с атопическим дерматитом было 8,7%, а в группе II — 16,7% человек, однако эта разница была не достоверной. К такой ситуации может привести недооценка данных анамнеза и состояния здоровья ребенка в раннем неонатальном периоде, что при неверном назначении смеси провоцирует развитие атопического дерматита.
Клиническая оценка состояния желудочно-кишечного тракта в двух группах детей показала, что колики в течение первых 3 месяцев жизни встречались с одинаковой частотой: в группе II у 77,5% детей, в группе I у 80,9% грудничков. При анализе частоты срыгиваний выявлено, что дети на грудном вскармливании срыгивали почти в два раза реже по сравнению с искусственниками — 38,1% и 65% соответственно (р ≤ 0,05). Объем срыгиваний не превышал 2–3 мл и чаще всего был следствием нарушения техники кормления ребенка. Возможно, учащение срыгиваний на фоне искусственного вскармливания было связано с проявлениями пищевой аллергии, кишечного дисбиоза и/или симптомами лактазной недостаточности, а также в связи с первоначально неправильным подбором смеси и недооценкой анамнеза.
В дальнейшем нами оценивался стул ребенка: частота испражнений, их консистенция, цвет и наличие/отсутствие патологических примесей. Установлено, что у большинства детей стул соответствовал характеру вскармливания. Частота испражнений от 1 до 5 раз/сутки, что является физиологической нормой, отмечалась у большинства детей-грудничков в 86,4% случаев и в 78,4% случаев у искусственников. Стул менее 1 раза в сутки встречался в 21,6% случаях у детей-искусственников, в то время как у грудничков немного меньше — в 13,6% случаях, p ≥ 0,05. Консистенция каловых масс в обеих группах была кашицеобразной в 77,3% случаях у грудничков и в 63,9% — у искусственников. У трети детей-искусственников (36,1%) кал был густой, замазкообразной консистенции. Встречаемость слизи в кале у детей-грудничков регистрировалась несколько чаще, в сравнении с детьми искусственниками (13,6% и 5,4% соответственно, p ≤ 0,05). Присутствие в каловых массах комочков непереваренного молока встретилось в 21,6% случаях во II группе и у 31,8% младенцев в I группе, p ≥ 0,05. В целом состояние желудочно-кишечного тракта на основании данных клинической оценки не имело существенных различий между детьми разных групп, что свидетельствует об оптимальном составе молочной смеси Bebi Premium 1 и ее положительном влиянии на состояние пищеварительной системы младенца в отсутствие грудного вскармливания.
Сравнительная оценка данных общего анализа крови у детей не выявила значимой разницы в содержании гемоглобина и эритроцитов у детей обеих групп (табл. 1).
Однако показатели насыщенности гемоглобином эритроцитов достоверно отличались в двух группах. Так, степень насыщения эритроцитов гемоглобином, а также показатель средней концентрации гемоглобина в эритроците у детей-грудничков были существенно ниже, чем у детей второй группы. Выявленные изменения могут свидетельствовать об оптимальном балансе железа в молочной смеси и недостаточном его содержании в материнском молоке, что отражает состояние обеспеченности железом кормящих матерей.
Содержание лейкоцитов у детей-грудничков было достоверно выше в сравнении с детьми-искусственниками (соответственно: 7,5 ± 0,2 и 8,8 ± 0,4 × 109/л; р < 0,01). Следует отметить, что число эозинофилов выше в группе детей, получающих молочную смесь (соответственно: 0,375 ± 0,04 и 0,226 ± 0,04; р ≤ 0,05), что можно объяснить ранним потреблением чужеродного белка, приводящим к развитию сенсибилизации организма при отсутствии ярких клинических проявлений.
Степень адаптации смеси и ее соответствие метаболическим возможностям ребенка оценивается, в частности, по осмоляльности. Так, высокая осмоляльность смеси или отсутствие ее адаптации по белкам и углеводам ведет к нарушению осмо- и ионорегулирующей функции почек и дисметаболической нефропатии. Проявлениями последней могут быть оксалатно-кальциевая кристаллурия, микропротеинурия и микрогематурия, возможно появление солей мочевой кислоты, уратов. Изменения в общем анализе мочи у обследованных групп детей, находящихся на разных видах вскармливания, носили одинаковый характер. Относительная плотность мочи была невысокой в обеих группах и соответствовала возрасту: 1010,9 ± 1,4 и 1011,9 ± 1,1 в группе грудничков и в группе искусственников соответственно, p ≥ 0,05. Кислотность мочи соответствовала нормальному уровню — в группе искусственников она составила 5,95 ± 0,1, а в группе грудничков 6,22 ± 0,2, p ≥ 0,05. Исследование мочевого осадка не выявило достоверных различий между группами. Так, оксалаты встретились в группах II и I примерно с частотой 29,4% и 23,8% соответственно. Мочевая кислота была определена только в одном случае в группе искусственников, что составило 2,9% от общего числа детей.
В целом отсутствие достоверных изменений в общем анализе мочи у обследуемых групп детей свидетельствует об адекватном, физиологическом уровне осмолярности искусственного заменителя грудного молока Bebi Premium 1 и оптимальном составе витаминно-минерального премикса.
Анализ данных копрологического исследования выявил, что у детей-искусственников был более высокий уровень рН, меньшая частота встречаемости стеатореи I типа и отсутствие случаев выявления кристаллов Шарко–Лейдена (табл. 2).
В то же время достоверное преобладание случаев стеатореи II типа у детей-искусственников свидетельствует о дефиците желчных кислот, необходимых для переваривания жиров либо о явлениях дисбиоза кишечника.
В целом же копрологический анализ не имел достоверных различий между группами, что позволяет заключить, что вскармливание молочной смесью Bebi Premium обеспечивает комфортное пищеварение.
Таким образом, в ходе сравнения состояния здоровья групп детей первого полугодия жизни, находящихся на различных видах вскармливания, получены следующие данные:
- Физическое развитие детей, находившихся на искусственном вскармливании молочной смесью Bebi Premium 1, не отличается от такового детей, получавших исключительно грудное вскармливание.
- У всех детей, находившихся на вскармливании молочной смесью Bebi Premium 1, наблюдается адекватная прибавка массы тела, хорошая переносимость смеси и отсутствие значимых аллергических реакций и кожных высыпаний.
- Состояние желудочно-кишечного тракта у детей обеих групп характеризуется схожими изменениями и свидетельствует об адекватной переносимости молочной смеси.
- Изменения в общем анализе крови показали, что употребление молочной смеси Bebi Premium 1 обеспечивает адекватное насыщение эритроцита гемоглобинов, а следовательно, препятствует развитию железодефицитных состояний.
- Отсутствие значимых изменений в общем анализе мочи у детей обеих групп свидетельствует о максимальной адаптации смеси Bebi Premium 1 по белково-углеводному компоненту, что обеспечивает наиболее приближенную к грудному молоку осмоляльность продукта.
- У большинства детей-искусственников на фоне приема смеси Bebi Premium 1 наблюдались нормализация частоты стула, изменение консистенции каловых масс, более легкое опорожнение кишечника. Наряду с этим результаты данных копрограммы не имели достоверных расхождений с аналогичными результатами детей-грудничков.
Таким образом, отсутствие достоверных различий в физическом развитии детей в объективном обследовании, лабораторных данных позволяет утверждать, что состав смеси Bebi Premium является оптимальным и наиболее сопоставимым с составом грудного молока. Молочная смесь Bebi Premium является источником всех пищевых и функциональных ингредиентов, необходимых для нормального роста и физического развития младенцев и может быть рекомендована для питания детей с рождения в отсутствии грудного вскармливания.
Литература
- Белоусова Т. В. Оценка клинической эффективности и переносимости новорожденными сухой молочной адаптированной смеси // Лечащий Врач. 2010. № 8. С. 96–98.
- Воронцов И. М., Фатеева Е. М. Естественное вскармливание детей. Его значение и поддержка. СПб, 1998. 262 с.
- Захарова И. Н. Физиологическое значение функциональных компонентов молочных смесей для вскармливания детей раннего возраста. Методическое пособие для врачей-педиатров. М.: Ассоциация педиатрических кафедр последипломного образования. 2010. С. 4–6.
- Конь И. Я. Питание детей первого года жизни: современные представления // Педиатрия. 2006. № 1. С. 63–71.
- Конь И. Я., Сорвачева Т. Н., Пашкевич В. В. и др. Нуклеотиды в питании детей грудного возраста. Результаты клинических испытаний адаптированной молочной смеси с нуклеотидами // Вопросы детской диетологии. 2004. Т. 2. С. 20–24.
- Сорвачева Т. Н. Значение новых тенденций в совершенствовании заменителей грудного молока для педиатрической практики // Вопросы детской диетологии: научно-практический журнал Союза педиатров России и Всероссийской ассоциации врачей-диетологов. 2008. Т. 6, № 2. С. 32–35.
- Тутельян В. А., Конь И. Я. Научные основы разработки принципов питания здорового и больного ребенка // Вопросы детской диетологии. 2005. Т. 3, № 3. С. 5–8.
- Тутельян В. А., Конь И. Я. Руководство по детскому питанию. М.: Медицинское информационное агентство, 2004. С. 252–253.
- Auestad N., Montalto M. B., Hall R. T. et al. Visual Acuity, Erythrocyte Fatty Acide Composition, and Growth in Term Infant Fed Formulas with Long Chain Polyunsaturated Fatty Acids for One Year // Pediatric Research. 1997; 41: 1: 1–10.
- Calder P. C. Fatty acids metabolism and eicosanoid synthesis // Clinical Nutrition. 2001. 20 (Supplement 4): 1–5.
- Innis S. Essential fatty acids in growth and development // Prog. Lipid. Res. 1991; 30: 39–103.
- Yu V. Y. H. Scientific rationale and benefits of nucleotide supplementation of infant formula // J. Paediatr Child Health. 2002; 38: 543–549.
Статья опубликована в журнале Лечащий Врач
материал с сайта MedLinks.ru