Общие принципы рассмотрения онтогенеза животных: врождённое и приобретаемое в индивидуальном развитии; уровень (стадии) онтогенетического развития; степень зрелорождаемости животного; наличие или отсутствие личиночных форм, сензитивные периоды развития, онтогенез как периодичный процесс. Затем обсуждается соотношение врождённого и приобретаемого в индивидуальном развитии и поведении животных. Тезис об унитарной реакции по Крушинскому, сложные формы поведения как интеграция унитарных реакций. Далее проводится сравнительный анализ онтогенеза позвоночных и беспозвоночных животных. Понятие метаморфоза. Особенности онтогенеза у позвоночных. Рассматривается периодизация онтогенетического развития: эмбриональный (пренатальный этап) и постнатальный этапы. Периоды постнатального этапа: ранний, смешанного вскармливания, ювенильный (игровой), полового созревания, зрелости, старости. Проблема зрело- и незрелорождённости. Роль среды в развитии организма: обогащённая и обеднённая среда. Во второй части лекции рассматривается общая характеристика развития психики в пренатальный период. Эмбриональное научение (по Куо). Развитие психики в ранний постнатальный период. Феномены раннего постнатального периода: врождённое узнавание, ранний опыт, импринтинг. Основные механизмы облигатного научения в ранний период постнатального развития.
Общие принципы рассмотрения онтогенеза животных: врождённое и приобретаемое в индивидуальном развитии; уровень (стадии) онтогенетического развития; степень зрелорождаемости животного; наличие или отсутствие личиночных форм, сензитивные периоды развития, онтогенез как периодичный процесс. Затем обсуждается соотношение врождённого и приобретаемого в индивидуальном развитии и поведении животных. Тезис об унитарной реакции по Крушинскому, сложные формы поведения как интеграция унитарных реакций. Далее проводится сравнительный анализ онтогенеза позвоночных и беспозвоночных животных. Понятие метаморфоза. Особенности онтогенеза у позвоночных. Рассматривается периодизация онтогенетического развития: эмбриональный (пренатальный этап) и постнатальный этапы. Периоды постнатального этапа: ранний, смешанного вскармливания, ювенильный (игровой), полового созревания, зрелости, старости. Проблема зрело- и незрелорождённости. Роль среды в развитии организма: обогащённая и обеднённая среда. Во второй части лекции рассматривается общая характеристика развития психики в пренатальный период. Эмбриональное научение (по Куо). Развитие психики в ранний постнатальный период. Феномены раннего постнатального периода: врождённое узнавание, ранний опыт, импринтинг. Основные механизмы облигатного научения в ранний период постнатального развития.