Содержание статьи
Введение
Сердечно-сосудистые заболевания являются ведущей причиной смерти, на их долю приходится 30% смертей во всем мире. Из них 7 млн летальных исходов в год вызвано ишемической болезнью сердца, что составляет 12,8%. Таким образом, по результатам статистического анализа, каждый 6-й пациент умирает от сердечно-сосудистого события [1]. Исследования [2, 3] показывают, что, несмотря на успешно проведенную ангиопластику, как в зоне инфаркта миокарда (ИМ), так и в прилегающих областях происходит процесс ремоделирования сердечной мышцы, выражающийся в уменьшении фракции укорочения, гипокинезией и акинезией, за которой следует последующая гипокинезия в соседних сегментах и, как следствие, снижение насосной функции сердца, сердечного выброса и увеличение объемов желудочков. В связи с этим сердечная недостаточность является одним из частых осложнений после перенесенного ИМ. Своевременное выявление данной категории пациентов и раннее начало терапии в соответствии с клиническими рекомендациями может снизить тяжесть течения данного постинфарктного осложнения [4].
Использование биомаркеров при обследовании пациентов после перенесенного ИМ насчитывает несколько десятилетий. Ежегодно проводятся исследования, происходит открытие новых биомаркеров повреждения миокарда. В связи с этим существует острая необходимость в измеряемом количественном параметре, который определял бы состояние сердечной мышцы на субклинической стадии, не оцениваемое стандартными показателями [5, 6]. В настоящее время уделяется большое внимание мостиковому интегратору 1 (BIN1), который представляет собой белок, располагающийся вдоль Т-канальцев кардиомиоцитов и ответственный за высвобождение кальция, необходимого для нормального сокращения миокарда [7]. Повышенный уровень BIN1 в сыворотке крови связан с дезадаптивным ремоделированием сердца [8]. В другом исследовании [9] выявлено, что данный биомаркер может быть повышен у пациентов с факторами риска развития сердечной недостаточности (СН), в отличие от стабильных амбулаторных пациентов с данным диагнозом. Примечательно, что уровень BIN1 может повышаться у пациентов с I и II функциональным классом СН, при этом выявлено, что мозговой натрийуретический пептид (NT-proBNP) находится в нормальном диапазоне [10]. Еще в одном исследовании [11] отмечается, что BIN1 является наиболее доступным биомаркером, с помощью которого можно отличить перегрузку объемом от миокардиальной дисфункции. Совместное использование сывороточных BIN1 и NT-proBNP демонстрирует превосходную способность выявлять пациентов с СН и факторами риска даже без клинических проявлений.
Цель исследования: определить особенности структурного ремоделирования сердца в зависимости от уровня BIN1 в сыворотке крови, а также его взаимосвязь с NT-proBNP в раннем постинфарктном периоде у пациентов, перенесших коронарное стентирование.
Материал и методы
В исследование было включено 96 пациентов. В 100% случаев был диагностирован впервые возникший ИМ, проведена ангиопластика со стентированием коронарных артерий. В зависимости от уровня BIN1 в сыворотке крови всех пациентов разделили на две группы: 1-я группа (n=87) имела уровень BIN1 <0,061 нг/мл, 2-я группа (n=9) >0,061 нг/мл. В таблице 1 приведена клиническая характеристика пациентов, включенных в исследование, и получаемая ими терапия.
Статистически значимых различий по клинической характеристике и получаемой терапии у групп пациентов, включенных в исследование, выявлено не было.
Эхокардиография выполнялась на 30–40-й день после возникновения острого коронарного синдрома с использованием системы Accuvix A30 (Корея), оснащенной датчиком 2–4 МГц, в соответствии с международными рекомендациями [12]. Стандартный эхокардиографический протокол включал оценку размеров левого желудочка (ЛЖ), проведенную в В-режиме: толщина межжелудочковой перегородки (ТМЖПд) и задней стенки (ТЗСЛЖд) (толщина в зоне нарушения сократимости измерялась в трех местах, высчитывалась средняя величина), конечные размеры ЛЖ измерялись в систолу (КСРЛЖ) и диастолу (КДРЛЖ). Массу миокарда ЛЖ (ММЛЖ) рассчитывали по линейным размерам и индексировали на площадь поверхности тела (индекс ММЛЖ). Объемный показатель ЛЖ (КДОЛЖ), линейные и объемные значения левого предсердия (ЛП) также индексировались, исходя из площади поверхности тела. Систолическая функция оценивалась по фракции выброса (ФВ) и высчитывалась по методу Симпсона.
Уровень BIN1 измеряли в сыворотке крови всех пациентов на 30–40-е сутки. Данный набор реагентов предназначен для количественного in vitro определения уровня мостикового интегратора в сыворотке, плазме крови и других биологических жидкостях человека иммуноферментным анализом типа «сэндвич». Минимальная обнаруживаемая концентрация в сыворотке крови составила 0,061 нг/мл. Использовался реактив Cloud-Clone Corporation. Количество NT-proBNP рассчитывалось методом иммунофлуоресцентного анализа с использованием реактива «Вектор-Бест» (г. Новосибирск) (нормальные значения 0–200 пг/мл) с чувствительностью 20,0 пг/мл, также через 30–40 дней после ИМ.
В исследование не включались пациенты с повторным стентированием коронарных артерий, аневризмой ЛЖ, постоянной формой мерцательной аритмии, пороками сердца, морбидным ожирением 3-й степени и имеющие заболевания почек.
В этой работе статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием программы Statistica, при помощи непараметрического критерия Манна — Уитни для оценки различий между двумя независимыми выборками. Значения показателей представлены как Me, Q1 и Q3, где Me — медиана, а Q1, Q3 — нижний и верхний квартили. Критический уровень значимости p был принят равным 0,05.
Результаты исследования
У пациентов 1-й группы уровень BIN1 в сыворотке крови составил <0,061 нг/мл, у пациентов 2-й группы данный показатель был достоверно выше (от 0,09 до 0,2 нг/мл, в среднем 0,165 нг/мл).
Необходимо отметить, что, несмотря на прием в раннем постинфарктном периоде стандартной терапии, согласно отечественным рекомендациям, 9 пациентов имели повышенный уровень BIN1.
В таблице 2 представлены данные эхографического исследования сердца у пациентов обеих групп.
На основании анализа полученных эхографических показателей можно утверждать, что во 2-й группе пациентов имелось достоверно значимое увеличение толщины стенок (ТМЖП и ТЗСЛЖ) и массы миокарда ЛЖ (ММЛЖ и индекс ММЛЖ).
У всех включенных в исследование определяли уровень сывороточного NT-proBNP. У пациентов 1-й группы данный показатель составил в среднем 111 пг/мл (от 24 до 398 пг/мл), у пациентов 2-й группы он был достоверно ниже и составил 20 пг/мл (от 20 до 32,9 пг/мл).
Обсуждение
Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что регулярная стандартная терапия, согласно рекомендациям МЗ РФ, в раннем постинфарктном периоде не влияет на уровень BIN1. Механизм повышения концентрации данного биомаркера остается неясным [13] и требует дальнейших исследований.
Однако в нашей работе была выявлена взаимосвязь уровня BIN1 со структурным ремоделированием сердца у пациентов в раннем постинфарктном периоде, которая характеризовалась утолщением стенок и, как следствие, увеличением ММЛЖ. Данные результаты можно объяснить аномальным ремоделированием пораженных кардиомиоцитов, которое возникает ввиду повышения уровня BIN1, что, в свою очередь, вызывает утолщение стенок ЛЖ [14].
В данной работе была выявлена взаимосвязь между уровнями BIN1 и NT-proBNP. Как следует из представленных данных, низкий уровень NT-proBNP достоверно коррелирует с повышенным уровнем BIN1 у пациентов в раннем постинфарктном периоде. Это, вероятно, является следствием того, что BIN1 служит биомаркером, способным отличить миокардиальную дисфункцию от перегрузки объемом [11].
Полученные в ходе данной работы результаты могут использоваться на этапе ранней кардиореабилитации у пациентов с впервые возникшим ИМ.
Заключение
Согласно проведенному нами исследованию повышенный уровень BIN1 определяется в сыворотке крови у больных в раннем постинфарктном периоде независимо от регулярной стандартной терапии, применяемой в соответствии с российскими рекомендациями. Увеличение толщины стенок ЛЖ и ММЛЖ достоверно ассоциируется с повышенным уровнем BIN1 в сыворотке крови у пациентов в раннем постинфарктном периоде. Также повышенный уровень BIN1 достоверно коррелирует с низким уровнем NT-proBNP на 30–40-й день после впервые развившегося ИМ.
Таким образом, для лучшего понимания роли сывороточного BIN1 в формировании ремоделирования сердца у пациентов в раннем постинфарктном периоде требуются дальнейшие исследования на большем количестве пациентов.
Информация с rmj.ru