СИСТЕМА РАБОТЫ КАФЕДРЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Научная статья
Тетина С.В.1, Жидкова И.Е.2, *
1 ORCID: 0000-0003-4360-2389;
1, 2 Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования,
Челябинск, Россия
* Корреспондирующий автор (zhidkova_ie[at]ipk74.ru)
Аннотация
Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования, в частности к учителю иностранного языка. Чтобы соответствовать требованиям, учителю иностранного языка необходимо непрерывно повышать степень своего профессионального мастерства, т.е. корректировать и совершенствовать компетенции, которые отражают суть профессии учителя в современной школе. К сожалению, те компетенции, которые были востребованы несколько лет назад, уже не полно отражают содержание профессии учителя иностранного языка. Встаёт вопрос о совершенствовании необходимых компетенций современного учителя иностранного языка. Компетенции, которые рассматривались как необходимые и достаточные ещё несколько лет назад устарели и не отвечают запросам современного образования в области иностранных языков, следовательно, требуют совершенствования.
В статье представлена система работы кафедры языкового и литературного образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Ключевые слова: компетенции, педагогическое мастерство, учитель иностранного языка, функциональная грамотность, критическое мышление.
THE WORK SYSTEM AT THE DEPARTMENT FOR THE DEVELOPMENT
OF FOREIGN LANGUAGE TEACHER PROFESSIONAL COMPETENCIES
Research article
Tetina S.V.1, Zhidkova I.E.2, *
1 ORCID: 0000-0003-4360-2389;
1, 2 Chelyabinsk Institute of Personnel Development and Continuing Education, Chelyabinsk, Russia
* Corresponding author (zhidkova_ie[at]ipk74.ru)
Abstract
Modern society places high demands on the education system, particularly on the foreign language teacher. To meet the requirements, a foreign language teacher should continuously improve their professional skills, i.e. adjust and perfect competencies that epitomize the teaching profession in a modern school. Unfortunately, the competencies that were in demand a few years ago no longer fully meet the requirements for the profession of a foreign language teacher. It raises the issue of improving the necessary competencies of a modern foreign language teacher. Competencies that were considered necessary and sufficient a few years ago are now outdated and do not meet the needs of modern education in the field of foreign languages, and therefore, they require development.
The article presents the work system at the Department of Linguistic and Literary Education of the Chelyabinsk Institute Personnel Development and Continuing Education.
Keywords: competencies, teaching skill, foreign language teacher, functional literacy, critical thinking.
Для совершенствования педагогического мастерства учителя иностранного языка необходим как традиционный, так и инновационный набор компетенций, предъявляемый обществом к современному педагогу.
На помощь учителю приходят институты повышения квалификации, которые предлагают различные курсы на выбор учителя как пролонгированные по времени, так и краткосрочные, которые представлены в различных форматах взаимодействия (очные, дистанционные). Изменение деятельности учителя общеобразовательной организации ведёт к обновлению содержания курсов повышения квалификации.
Предлагаемые программы в области иноязычного образования, реализуемые в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования (далее институт), как правило, помимо профильной части программы, посвящены функциональной грамотности и компетенциям XXI века. Задача профессорско-преподавательского состава курсов повышения квалификации (КПК) нашего института заключается в ознакомлении слушателей с эффективными приёмами формирования функциональной грамотности с опорой на образовательный потенциал предмета «Иностранный язык», с обязательным включением технологий развития креативного и критического мышления. Предложенные на кафедре языкового и литературного образования КПК ориентированы на удовлетворение образовательных потребностей учителей иностранного языка и восполнение их профессиональных дефицитов.
Программы обучения, предлагаемые кафедрой языкового и литературного образования, для учителей иностранного языка составлены на основе деятельностного подхода [1], [3], [5] Занятия преподавателей кафедры носят деятельностный характер, т.е. определяются формы организации, способы работы слушателей, подбираются средства обучения и т.п. В зависимости от контингента слушателей и задач курса возможны вариации лекционных и практических занятий. Но, даже лекционные занятия предполагают интерактивные формы взаимодействия преподавателя и слушателей. Независимо от продолжительности и тематики курсов преподаватели нашей кафедры создают условия для совершенствования компетенций учителя иностранного языка.
В научной педагогической литературе термин «компетенция» трактуется как наличие опыта и знаний, столь необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области [7, С.107]. В переводе с английского языка означает «соответствовать, подходить». В широком понимание «компетенция» означает применять знания и успешно действовать при решении задач в определённой области. Для понимания сути «компетентный учитель иностранного языка» рассмотрим минимальный, но обязательный набор компетенций учителя иностранного языка.
Учитывая специфику профессии, учителю иностранного языка необходимо совершенствовать базовые компетенции: лингвистическую, социолингвистическую, дискурсивную, социокультурную, социальную и стратегическую.
Рассмотрим каждую в отдельности и обратим внимание на то, что особо требует коррекции и совершенствования.
Лингвистическая (речевая / языковая) компетенция, пожалуй, одна из самых важных компетенций учителя иностранного языка, так как именно она определяет профессиональную составляющую специалиста в области преподаваемого предмета. Что следует понимать под лингвистической компетенцией – это речевые умения в устном высказывание и письме; умения понимать звучащую речь (аудирование) и письменную речь (чтение). Наряду с речевой составляющей к лингвистической компетенции относится и языковая (лексика и грамматика).
Задачей преподавателей кафедры является корректировка знаний слушателей в области языка, т.е. практические занятия для расширения лексического запаса, повторения грамматических структур с учётом тенденций современного английского/немецкого или другого языка. Здесь следует отметить, что спектр языков, преподаваемых в образовательных организациях общего образования, расширяется. Становится востребованным, например, китайский язык, что вносит естественно коррективы в программы, реализуемые на кафедре. Для удовлетворения лингвистических потребностей учителей иностранного языка Челябинской области, кафедра приглашает методистов издательств, носителей языка и авторов учебно-методических комплексов.
Социолингвистическая компетенция проявляется в умении учителя иностранного языка выбрать правильную лингвистическую форму для той или иной коммуникативной ситуации. Совершенствовать умения в этом направлении, особенно необходимо учителю иностранного языка, работающего в выпускных классах основной и средней школы. Именно на экзаменах по иностранным языкам (основной государственном экзамене (ОГЭ), едином государственном экзамен (ЕГЭ)) осуществляется контроль умения решать коммуникативную задачу. Соответственно, учитель иностранного языка должен уметь правильно организовать процесс построения устного или письменного речевого высказывания, «применять специальные знания при решении профессиональной задачи» [8, С.27]. Если учитель иностранного языка является экспертом ОГЭ, ЕГЭ, то у него уже сформировано представление о коммуникативной задаче. К сожалению, не все учителя являются экспертами, следовательно, задача кафедры заключается в том, чтобы помочь учителю сформировать, развить или совершенствовать данную компетенцию.
Дискурсивная компетенция предполагает то, что учитель умеет планировать своё речевое и неречевое поведение, соответственно, знает и умеет, как этому учить. Если с речевым умением все понятно, хотя стоит упомянуть, что нет в жизни отдельных видов речевой деятельности, все они представлены в различных комбинациях. Поясним, если обучающийся не умеет слушать, то, как правило, он не будет грамотно говорить. Или, если не умеет читать, то вряд ли он будет уметь писать. Одним словом, на занятиях со слушателями курсов, преподаватели нашей кафедры акцентируют внимание на умение работать с интегрированными заданиями. Обязательно следует уделить внимание неречевому межличностному взаимодействию (мимика, жесты и т.п.). Современные реалии диктуют нам и способы быстрой коммуникации, например, смайлики.
Социокультурная компетенция подразумевает знание учителем иностранного языка национально-культурных особенностей страны изучаемого языка. На лекционных и практических занятиях преподаватели кафедры языкового и литературного образования обращают внимание на специфические особенности в культуре родной страны и страны изучаемого языка.
Социальная компетенция проявляется в готовности взаимодействовать с другими людьми. Задача преподавателей института повышения квалификации напомнить учителям иностранного языка о речевых шагах, об умении управлять речевой ситуацией.
Стратегическая (компенсаторная) компетенция вбирает в себя целый комплекс специальных умений и навыков, который позволяет компенсировать недостаток языковых знаний.
Все вышеперечисленные компетенции относятся к профессиональным компетенциям учителя иностранного языка, а точнее к методическому блоку профессионального мастерства.
Однако для более эффективного роста в современных условиях профессиональных компетенций учителя иностранного языка и для точного соответствия требованиям, предъявляемым к современному учителю иностранных языков, следует добавить к базовым компетенциям компетенции из деловой сферы жизни общества. На наш взгляд необходимо сформировать или совершенствовать организационные и управленческие компетенции. По сути, каждый учитель является лидером, которому необходимо быстро и верно определять стратегическое направление в обучении школьников, уметь оперативно решать задачи, вести переговоры, например, с родителями обучающихся, быть готовым к публичным выступлениям и поддерживать коммуникации в социальных сетях.
Поскольку в статье мы рассматриваем профессиональные компетенции учителя иностранного языка, добавим к ним и функциональные компетенции или компетенции XXI века: читательская, языковая и информационная грамотность. Ознакомление с данными компетенциями осуществляется через курсы повышения квалификации, а также через модульные курсы как фрагментарно, так и с дополнительным расширением задач по запросам слушателей. Преподаватели кафедры знакомят учителей иностранного языка с современными компетенциями с обязательным включением технологий развития креативного и критического мышления. Курсы повышения квалификации ориентированы на образовательные потребности учителей иностранного языка. Следовательно, задача профессорско-преподавательского состава курсов повышения квалификации ознакомить слушателей с эффективными приёмами формирования функциональной грамотности с опорой на образовательный потенциал учебных предметов.
В научной литературе критическое мышление рассматривается как когнитивные техники и стратегии, которые «обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи» [9, С.18].
Отметим, что креативное мышление занимает лидирующие позиции в образовании, соответственно, чтобы учить других, оно должно быть развито и у учителя иностранного языка. В рамках программ кафедры слушателям предлагаются «кейсы заданий» для креативного решения. Подобная форма позволяет слушателям находить и принимать решения быстро и качественно, способствуя формированию и развитию креативного мышления. На наш взгляд отлично способствует развитию критического мышления у слушателей обучение через дискуссию. Задача преподавателей кафедры выступать в роли модератора и стимулировать слушателей на умение задавать вопросы и вести дискуссию. Назовём еще одну стратегию обучения критическому мышлению, которую активно используют преподаватели кафедры языкового и литературного образования – это стратегия «решение прикладных задач». Преподаватели предлагают слушателям найти решение общих или даже гипотетических проблем.
Руководствуясь идеей Л.С. Выготского, утвердимся в своём представлении, что обучение должно вести за собой развитие [10]. Отталкиваясь от этого постулата, заявляем, что для учителя иностранного языка важно самообразование и саморазвитие. Таким образом, задача преподавателей кафедры замотивировать слушателей курсов на дальнейшее самообразование. Выработать потребность в совершенствовании методики преподавания иностранного языка, в освоении иноязычной культуры, в потребности пользоваться иностранным языком как средством межкультурной коммуникации.
В рамках нашей статьи мы подробно рассмотрели методический блок педагогического мастерства учителя иностранного языка. Мы не ставили своей задачей рассмотрение педагогических и психологических компонентов педагогического мастерства, т.к. реализация этих блоков для учителей иностранного языка осуществляется кафедрой педагогики и психологии нашего института.
Современные реалии жизни диктуют новые формы взаимодействия преподавателей курсов повышения квалификации и слушателей. Программы обучения, реализуемые онлайн с использованием электронного оборудования, становятся востребованными учителями иностранного языка образовательных организаций общего образования Челябинской области.
Мобильность и гибкость системы работы кафедры заключается в том, чтобы восполнять методические дефициты и удовлетворять индивидуальные запросы учителей иностранного языка.
Таким образом, задача института и кафедры, в частности, реагировать на изменения, происходящие в образовательной области «Иностранный язык» и предлагать актуальные курсы повышения квалификации.
Конфликт интересов
Не указан. |
Conflict of Interest
None declared. |
Список литературы / References
- Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова. – М. : Смысл, 2005 (ППП Тип. Наука). – 431 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 718 с.
- Пидкасистый П.И. Психология и педагогика: учебник для вузов / П.И. Пидкасистый. М.: Издательство Юрайт, 2010. 714 с.
- Лекции по общей психологии : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. В. Давыдов. – 2-е изд., стер. – Москва : Академия, 2008. – 170 с.
- Познавательный интерес в учебной деятельности школьника [Текст] / Г. И. Щукина, д-р пед. наук. – Москва : Знание, 1972. – 32 с.
- Формирование познавательной деятельности учащихся / Н. Ф. Талызина. – М. : Знание, 1983. – 96 с.
- Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий : (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – Москва : ИКАР, 2009. – 446, [1] с.
- Федько Л. А. Мастерство и профессионализм как основные показатели зрелости специалиста / Л. А. Федько // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2008. №4.
- Халперн Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. – СПб.: Питер, 2000.
- Выготский Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. – Спб.: Издательство «Перспектива», 2018. – 148с.
Список литературы на английском языке / References in English
- Leont’ev A. N. Deyatel’nost’, soznanie, lichnost’ [Activity, consciousness, personality] / A.A. Leont’ev, D.A. Leont’ev, E.E. Sokolova. – M. : Smysl, 2005 (PPP Tip. Nauka). – 431 p. [in Russian]
- Rubinshteyn S.L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of general psychology] / S.L. Rubinshteyn. – SPb.: Piter, 2015. – 718 p. [in Russian]
- Pidkasistyy P.I. Psikhologiya i pedagogika: uchebnik dlya vuzov [Psychology and pedagogy: textbook for universities] / P.I. Pidkasistyy. M.: Izdatel’stvo Yurayt, 2010. 714 p. [in Russian]
- Lektsii po obshchey psikhologii : uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Lectures on general psychology: a textbook for students of higher educational institutions]/ V. V. Davydov. – 2-nd ed. – Moskva : Akademiya, 2008. – 170 p. [in Russian]
- Poznavatel’nyy interes v uchebnoy deyatel’nosti shkol’nika [Cognitive interest in the student’s educational activities] [Tekst] / G. I. Shchukina, d-r ped. nauk. – Moskva : Znanie, 1972. – 32 p. [in Russian]
- Formirovanie poznavatel’noy deyatel’nosti uchashchikhsya [Formation of students’ cognitive activity] / N. F. Talyzina. – M. : Znanie, 1983. – 96 p. [in Russian]
- Azimov E. G. Novyy slovar’ metodicheskikh terminov i ponyatiy : (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [New dictionary of methodological terms and concepts : (theory and practice of language teaching)] / E. G. Azimov, A. N. Shchukin. – Moskva : IKAR, 2009. – 446 p. [in Russian]
- Fed’ko L. A. Masterstvo i professionalizm kak osnovnye pokazateli zrelosti spetsialista [Skill and professionalism as the main indicators of a specialist’s maturity] / L. A. Fed’ko // Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoy Sibiri i na Dal’nem Vostoke. 2008. №4. [in Russian]
- Khalpern D. Psikhologiya kriticheskogo myshleniya [Psychology of critical thinking] / D. Khalpern. – SPb.: Piter, 2000. [in Russian]
- Vygotskiy L.S. Lektsii po psikhologii [Lectures on psychology] / L.S. Vygotskiy. – Spb.: Izdatel’stvo «Perspektiva», 2018. – 148 p. [in Russian]