10 марта в Клинико-диагностическом центре МЕДСИ на Белорусской в онлайн-формате прошел круглый стол, посвященный практическим аспектам применения генно-инженерных препаратов при псориазе. Лектор Курдина Мария Игоревна, доктор медицинских наук, профессор, член Ученого Совета ГК МЕДСИ, рассказала об основах наружной и системной терапии пациентов с этим заболеванием, сделав акцент на применении новейших генно-инженерных препаратов.
Мария Игоревна отметила, что выбор метода лечения должен зависеть, в первую очередь, от степени распространенности псориатического процесса. В случае ограниченного псориаза эффективнее применять местную терапию и фототерапию, тогда как при распространенном псориазе (поражение более 10% площади поверхности кожного покрова и более 3 анатомических областей) следует переходить к системной терапии. В то же время важно не забывать, что любое системное лечение назначается только после проведения хотя бы базовых клинико-лабораторных исследований (общий анализ крови, биохимия, рентген органов грудной клетки), а также пациентам, у которых не подтверждена ни одна из трансмиссивных инфекций.
«Если результаты обследования устраивают врача и не обнаруживается никакой патологии, тогда подбирается та системная терапия, которая будет наиболее эффективна в случае конкретного пациента. Это могут быть ацетретин, циклоспорин, метотрексат. Однако важно помнить, что любой из этих методов лечения требует тщательного клинико-лабораторного контроля, который должен осуществляться 1 раз в 7-10 дней. При невозможности системной терапии в случае распространенного псориаза следует вернуться к местному лечению и фототерапии», — добавила профессор.
В своем выступлении Мария Игоревна подняла и такую острую тему, как лечение псориаза методами, не вошедшими в российские клинические рекомендации. Она напомнила слушателям, что клинические рекомендации — это закон, который врач обязан соблюдать. «Любое отклонение от рекомендаций в пользу нетрадиционных методов лечения, пусть и некогда распространенных, может повлечь за собой разбирательство уже в суде, где никакой адвокат не сможет отстоять интересы врача», — добавила профессор.
Особое внимание в докладе было уделено генно-инженерным биологическим препаратам (ГИБП) в лечении псориаза. На данный момент на российском рынке зарегистрировано 12 ГИБП, среди которых есть полностью российский препарат компании BIOCAD — Нетакимаб, который представляет собой оригинальное высокогуманизированное моноклональное антитело, ингибитор интерлейкина 17.
Преимуществами препарата является его высокая эффективность, низкая иммуногенность и удобный режим введения — один раз в четыре недели. Инъекции делаются одновременно в две руки (два бедра или в живот с двух сторон).
Нетакимаб имеет самый короткий в классе ингибиторов интерлейкина 17 период индукции — всего 2 недели, тогда как у других препаратов этот срок растягивается от месяца до трех. Еще одним главным преимуществом является практически полное отсутствие связывающих и нейтрализующих антител к препарату. Этим может похвалиться только Нетакимаб. К тому же в настоящее время это самый доступный таргетный препарат для терапии псориаза.
Нетакимаб назначается при псориазе средней тяжести и тяжелом псориазе у взрослых пациентов, которым показана системная терапия, а также при активном псориатическом артрите и активном анкилозирующем спондилоартрите.
К противопоказаниям, как и в случае многих других ГИБП, относятся острые инфекционные заболевания и индивидуальная непереносимость препарата и его компонентов, а также беременность, лактация и детский возраст.
Нетакимаб начинает действовать практически с момента введения, а его эффективность нарастает прямо пропорционально длительности лечения. Уже в течение первого года постоянной терапии более 50% пациентов достигают полного клинического выздоровления.
«По сравнению с традиционными системными препаратами терапия ГИБП, в том числе отечественным Нетакимабом, безопасней, эффективней и может длительное время применяться без снижения эффективности и развития побочных эффектов. Терапия хорошо переносится, не приводя к эффекту отмены, и улучшает качество жизни больных», — подытожила свое выступление Мария Игоревна.