Повышая доступность качественного и современного лечения аллергических заболеваний
Н. И. Ильина, доктор медицинских наук, профессор
К. С. Павлова, кандидат медицинских наук
ФГБУ ГНЦ Институт иммунологии ФМБА России, Москва
Несмотря на то, что прямыми показаниями к назначению Н1-антигистаминных препаратов (АП) являются аллергический ринит и крапивница, перечень клинических ситуаций, при которых применяют АП, намного шире. Широкое использование АП в качестве основных противоаллергических лекарственных средств обосновано важнейшей ролью гистамина в патогенезе большинства симптомов истинных аллергических заболеваний и псевдоаллергических реакций. Современная классификация АП делит их на седативные (препараты первого поколения) и неседативные (второго поколения), в свою очередь подразделяющиеся на метаболизируемые и активные метаболиты (некоторые врачи называют их третьим поколением).
В силу недоверия к «новомодным» препаратам и их дороговизны, а также «по старой памяти» многие пациенты чаще применяют АП первого поколения, не учитывая их побочные эффекты. Современные антигистаминные средства имеют меньше ограничений по сопутствующей патологии, а наличие аналоговых препаратов делает их доступными по цене для большего числа пациентов.
Ограничениями к применению АП первого поколения являются повышение внутриглазного давления, гипертиреоз, заболевания сердечно-сосудистой системы с нарушением сердечного ритма и артериальной гипертензией, стенозирующая язва желудка, пилородуоденальная обструкция, обструкция шейки мочевого пузыря и гипертрофия простаты, сопровождающаяся задержкой мочи. Эти ограничения обусловлены наличием побочных эффектов, характерных для всей группы АП первого поколения, так как, помимо антагонистического действия по отношению к Н1-рецепторам, они блокируют и другие рецепторы, в частности мускариновые, серотониновые (пиперадины — перитол) и допаминовые (фенотиазины — пипольфен). Наиболее часто регистрируемыми побочными эффектами являются седация, сонливость, головокружение, вследствие проникновения лекарственных средств через гематоэнцефалический барьер (ГЭБ) и связывания там с гистаминовыми рецепторами. Гистамин является важным медиатором в ткани головного мозга, где участвует в регуляции цикла сна и бодрствования, общемозговой активности, психических функций и аппетита. Многочисленные исследования, проводимые в течение последних лет, выявили существенное повышение риска травм у пациентов при лечении седативными АП.
Как известно, за счет влияния на холинергические мускариновые рецепторы антигистаминные препараты первого поколения способны вызвать сухость слизистых, сгущение бронхиального секрета и затруднение отделения мокроты, в связи с чем имеют противопоказания к применению у больных с обострением бронхиальной астмы (БА).
За последние 10 лет был принят ряд международных согласительных документов: ARIA — Allergic Rhinitis and its Impact on Asthma — Аллергический ринит и его влияние на астму, 2008; EAACI/EDF — European Academy of Allergology and Clinical Immunology/European Dermatology Forum — Европейская академия аллергологов и клинических иммунологов/Европейский дерматологический форум, 2005; BSACI — British Southes Allergology and Clinical Immunology — Британское общество аллергологов и клинических иммунологов, 2007. В этих документах в качестве первой линии терапии аллергического ринита (АР) и крапивницы рекомендуется применение неседативных антигистаминных препаратов (второго поколения) [1–3]. В многочисленных мультицентровых, двойных слепых плацебо-контролируемых исследованиях, проведенных за последние годы, было показано, что антигистаминные препараты последнего поколения существенно превышают по эффективности и безопасности своих предшественников. Кроме того, некоторые неседативные антигистаминные препараты обладают дополнительной противоаллергической и противовоспалительной активностью.
Лордестин (дезлоратадин) является первичным активным метаболитом лоратадина, селективным антагонистом Н1-рецепторов, подавляет высвобождение гистамина и лейкотриена С4 из тучных клеток. Обладает противоаллергическим, противозудным и противоэкссудативным действием, предупреждает развитие и облегчает течение аллергических реакций. По литературным данным дезлоратадин отличает быстрое начало действия (через 15–30 мин после приема), высокая эффективность, продолжительность действия (в течение 24 ч) и отсутствие седативного и кардиотоксического эффектов, свойственных антигистаминным препаратам первого поколения. Большим преимуществом Лордестина, в сравнении с оригинальным препаратом, является его экономическая доступность. Учитывая существующие у некоторых врачей сомнения относительно эффективности биоэквивалентных препаратов по сравнению с оригинальными, в ФГБУ ГНЦ Институт иммунологии ФМБА России было проведено исследование по оценке эффективности Лордестина у больных поллинозом (сезонным аллергическим ринитом в сочетании с аллергическим конъюнктивитом или без него).
Материалы и методы. В исследование было включено 30 пациентов обоего пола (12 мужчин — 40% и 18 женщин — 60%), страдающих аллергическим ринитом в период обострения (сезон палинации (активного цветения) причинно-значимых растений). Всем пациентам был назначен Лордестин по 1 таблетке (дезлоратадина 5 мг) 1 раз в сутки ежедневно. Активный период наблюдения составил 4 недели. Пациенты ежедневно оценивали динамику симптомов АР (заложенность носа, чихание, ринорея, зуд в полости носа, стекание слизи по задней стенке глотки), а также потребность в топических деконгестантах (и ингаляционных бронхолитиках при наличии БА) до начала курса терапии и в период терапии. Дополнительно пациенты отмечали выраженность других симптомов, характерных для части больных, страдающих поллинозом (слезотечение, покраснение глаз, приступы удушья, кашель, свистящее дыхание), и симптомы, характеризующие качество жизни (КЖ) пациентов (нарушение сна, нарушение дневной активности и нарушение трудоспособности или способности к обучению). Выраженность симптомов оценивали по 3-бальной шкале: 0 — отсутствие симптомов; 1 — легкие симптомы; 2 — симптомы средней силы; 3 — выраженные проявления. Оценка терапии врачом-исследователем проводилась во время контрольных визитов: исходно, на 14-й и 29-й день терапии (в подсчетах учитывались данные за последние 7 дней, предшествовавших визиту).
В начале и конце лечения пациенты заполняли анкету для оценки клинической эффективности антигистаминных препаратов [4]. Данная анкета состоит из двух частей: в I части оценивают собственно эффективность антигистаминного препарата, а во II части оценивают побочные эффекты, связанные с приемом этого препарата. Первая часть анкеты включает 20 вопросов, ответ на каждый из которых оценивается по 5-балльной шкале, где 0 баллов соответствует максимальным проявлениям, а 5 баллов — полное отсутствие симптомов болезни. Вопросы учитывают как частоту, так и выраженность симптомов риноконъюнктивита, кашля и приступов удушья (при сопутствующей бронхиальной астме), а также необходимость приема дополнительных медикаментов симптоматической и базисной терапии. Таким образом, 100-процентная эффективность антигистаминного препарата соответствует полному контролю над симптомами болезни. Во II части анкеты пациент отмечает выраженность наиболее характерных побочных эффектов при применении данного препарата.
Безопасность терапии оценивали на основании субъективных жалоб пациента, данных физикального и лабораторного обследования, отсутствия побочных эффектов и осложнений.
Результаты исследования. Все 30 пациентов, получавших Лордестин, на фоне терапии отмечали уменьшение выраженности симптомов заболевания АР (выделений из носа, стекания слизи по задней стенке глотки, чихания и заложенности носа), а также глазных симптомов (зуда в глазах, слезотечения и покраснения глаз). Улучшение состояния отмечалось уже к концу первой недели приема Лордестина (дезлоратадина 5 мг), и данная тенденция сохранялась в течение 4 недель наблюдения (табл. 1, рис.). Поскольку 2 пациента имели тяжелое течение заболевания, эффект от приема Лордестина был неполным, что привело к назначению комбинированной терапии, в т. ч. назальных глюкокортикостероидов (ГКС), и не позволило им закончить исследование в соответствии с протоколом. У 10 пациентов (33,3%) к концу исследования отмечена полная ремиссия заболевания. 40% (12 пациентов) отмечали лишь незначительное затруднение носового дыхания, что было расценено как хороший эффект проводимой терапии. Шесть пациентов (20%), имевших средней степени тяжести АР, отмечали положительную динамику в течение периода наблюдения, однако к концу терапии у них сохранялись умеренные проявления некоторых симптомов (преимущественно — заложенность носа), что расценено как удовлетворительный эффект от проводимой терапии.
По результатам анкетирования у пациентов, страдающих поллинозом, клиническая эффективность (КЭ) препарата Лордестин в среднем составила 62,5 ± 5,24% и была выше в группе с легким течением заболевания (табл. 2).
Поскольку гистамин является не единственным медиатором, принимающим участие в развитии реакции аллергического воспаления, эффективность Лордестина в случае тяжелого и среднетяжелого течения АР оказалась ниже, чем у пациентов с легкой степенью. При тяжелом течении АР требуется назначение комбинированной терапии — антигистаминных препаратов последнего поколения и назальных ГКС или антилейкотриеновых препаратов [1]. В соответствии с данной концепцией эффективность исследуемого препар ата (Лордестин) можно охарактеризовать как высокую.
На протяжении всего периода наблюдения у всех пациентов на фоне терапии препаратом Лордестин не отмечались нежелательные явления, а также значимые изменения лабораторных показателей (клинический анализ крови, общий анализ мочи, биохимический анализ крови). Не выявлено негативного влияния на сердечно-сосудистую систему (нарушения ритма сердца, удлинение интервала QT, изменение амплитуды зубцов комплекса QRS).
Заключение. Опыт применения Лордестина свидетельствует о том, что препарат хорошо контролирует назофарингеальные симптомы АР, способствует уменьшению выраженности глазных симптомов (у пациентов с сопутствующим аллергическим конъюнктивитом) и приводит к улучшению качества жизни пациента. Лордестин может быть рекомендован в качестве монотерапии у больных АР с легким течением заболевания и в комплексной терапии у больных АР с среднетяжелым и тяжелым течением.
Поскольку расходы на лечение большинства аллергических заболеваний в нашей стране пациент оплачивает из своих собственных средств, экономическая доступность качественного лекарственного средства имеет большое значение. Комплаентность пациента к определенному виду терапии и препарату в конкретном случае зависит от эффективности, уровня безопасности, удобства применения и, конечно, стоимости препарата. Увеличение ассортимента высокоэффективных и безопасных противоаллергических препаратов, одним из которых является Лордестин (дезлоратадина 5 мг), повышает доступность качественного лечения для большего числа пациентов с АР.
Литература
- Allergic Rhinitis and its Impact on Asthma (ARIA) 2008 Update//Allergy. 2008, (suppl. 86), v. 63, p. 1–160.
- Church M. K., Maurer M., Simons F. E. R. et al. Risk of first-generation H1-antihistamines: a GA2 LEN position paper // Allergy. 2010, v. 65, № 4, p. 459–466.
- EAACI/GA2 LEN/EDF guideline: management of urticaria//Allergy. 2006, v. 61, p. 321–331.
- Павлова К. С., Курбачева О. М., Ильина Н. И. Новый способ оценки клинической эффективности антигистаминных препаратов при лечении поллиноза // Аллергия, астма и клиническая иммунология. 2003, № 12, с. 3–8.
Статья опубликована в журнале Лечащий Врач
материал MedLinks.ru