Болезни системы кровообращения являются ведущей причиной смертности в России. В 2018 году по этой причине в нашей стране умерло более 800 тыс. человек. Причем в структуре общей смертности 52% составляет ишемическая болезнь сердца, к которой чаще всего приводит атеросклероз. О том, какие существуют факторы риска и как можно предотвратить сердечно-сосудистое заболевание, рассказала эксперт МЕДСИ в ходе Липидной школы в Клинико-диагностическом центре МЕДСИ на Белорусской 23 августа, посвященной Дню сердца.
Шевченко Екатерина Алексеевна, врач кардиолог-липидолог Клиники липидологии Центра диагностики и инновационных медицинских технологий КДЦ МЕДСИ на Белорусской, выступила на Липидной школе МЕДСИ с докладом «Факторы и категории сердечно-сосудистого риска. Классификация и диагностика дислипидемий. Клинический пример».
Атеросклероз — вариабельная комбинация изменений внутренней оболочки артерий, включающая накопление липидов, сложных углеводов, фиброзной ткани, компонентов крови, кальцификацию и сопутствующие изменения средней оболочки артерии. Высокий уровень холестерина прочно связан с повышенным риском смерти от ИБС. Причем при повышении холестерина на каждый 1 ммоль/л выше обычного уровня риск смерти от ИБС или инфаркта миокарда выростает на 45%.
В России, по данным исследования ЭССЕ-РФ, только 20% мужчин и 32% женщин в возрасте от 25 до 64 лет знают свой уровень холестерина. Из них 13,6% мужчин и 18,2% женщин знают, что у них повышен уровень холестерина. Доля лиц высокого и очень высокого риска составила 31,3%, а вот эффективность лечения оказалась крайне низкой: только 14,4% пациентов из группы высокого риска и 4,8% из группы очень высокого риска достигали целевых уровней ХС ЛНП.
Проблема высокой сердечно-сосудистой заболеваемости и смертности имеет и экономические последствия для страны. Ущерб от нарушений липидного профиля составляет около 1,29 трлн рублей в год, что эквивалентно 1,5% ВВП. Причем большая часть — это потери, связанные с преждевременной смертью трудоспособного населения. Именно поэтому на сегодняшний день вопросам выявления факторов риска уделяется столько внимания.
«Для понимания факторов риска используют шкалы SCORE и SCORE-2, липидограмму и инструментальные методы диагностики, позволяющие стратифицировать риск у пациентов с сомнительными показателями сердечно-сосудистого риска. К таким методам относят оценку функции эндотелия сосудов, что успешно применяется в МЕДСИ. Это позволяет определить эластичность и жесткость стенок сосудов, выявить ранние нарушения задолго до появления первых клинических симптомов. У бессимптомных пациентов с низким и умеренным риском и в сомнительных случаях рекомендуется стратифицировать риск с помощью дуплексного сканирования брахиоцефальных артерий и артерий нижних конечностей», — сказала Екатерина Алексеевна.
Эксперт отметила, что выявление рисков — это только первый шаг. Дальше необходимо предпринимать различные меры по их сокращению с целью предотвратить развитие сердечно-сосудистого заболевания у пациента и, возможно, у его родственников.
Начать следует с коррекции модифицируемых факторов риска: отказ от курения, контроль уровня ЛНП и артериального давления, профилактика сахарного диабета, борьба с ожирением (индекс массы тела больше 25), в том числе абдоминальным ожирением, терапия болезней почек. Роль врача в данном случае заключается в том, чтобы замотивировать пациента следовать простым правилам здорового образа жизни. Например, по результатам последних исследований даже одна сигарета в день несет в себе до 50% сердечно-сосудистых рисков, при этом негативное влияние курения будут полностью нивелироваться только спустя 5 лет после отказа. Поэтому чем раньше пациенты уберут этот фактор риска, тем будет лучше.
Второй шаг — скрининги. Важно мужчинам после 40 лет и женщинам после 50 лет, а также всем пациентам с сахарным диабетом или отягощенной наследственностью пройти профилактическое обследование. Если у пациента обнаруживается наследственная форма дислипидемии, то следует проводить каскадный скрининг — это поэтапная идентификация пациентов с семейной гиперхолестеринемией среди членов семьи пробанда (первого лица в семье, у которого выставлен диагноз семейной дислипидемии). Это наиболее целесообразный способ диагностики, позволяющий выявить пациентов на доклинической стадии и вовремя начать лечение, предотвратив тяжелые сердечно-сосудистые осложнения в молодом возрасте.
«В клинической практике также важно определять уровень общего холестерина, холестерина высокой плотности, ХС ЛНП, триглециридов, ХС неЛВП, а также липопротеида (а)», — добавила Екатерина Алексеевна.
Для стратификации риска применяется и определение индекса коронарного кальция. Это неинвазивный метод количественного анализа кальциоза коронарных артерий, который в последнее время получил большое распространение.
Третий этап — медикаментозная терапия в случаях установленного сердечно-сосудистого заболевания или уже произошедшего события. Необходимо подбирать адекватную лекарственную терапию и, самое главное, достигать целевых значений. Для этого следует ориентироваться на исходный уровень ХС ЛПН и расчет степени снижения ХС ЛНП при различных вариантах гиполипидемической терапии. Так, терапия статинами умеренной интенсивности позволит снизить уровень липопротеинов низкой плотности на 30%, более значимое снижение (65%) наблюдается при комбинировании статинов высокой интенсивности и эзетемиба. При добавлении к такой терапии ингибиторов PCSK9 можно добиться снижения ХС ЛНП на 85%.
В завершении своего выступления Екатерина Алексеевна отметила, что важно применять и экстракорпоральные методы лечения, которые должны в обязательном порядке назначаться пациентам, которые не могут достичь целевых значений ХС ЛНП на медикаментозной терапии. Данные методы используются в Клинике липидологии МЕДСИ и показали высочайшие результаты даже на самых тяжелых пациентах.