Атеросклероз — один из ведущих факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. В случае уже установленного диагноза, такое поражение сосудов может стать причиной смерти. Не допустить осложнений и фатального исхода можно при грамотном подходе ко вторичной профилактике атеросклероза.
О медикаментозных и немедикаментозных способах снижения рисков рассказал Надир Мигдатович Ахмеджанов, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ НМИЦ терапии и профилактической медицины МЗ РФ, член президиума Национального общества по изучению атеросклероза (Россия), член Американской коллегии кардиологов JACC (США). 23 августа он выступил с докладом «Современные подходы к вторичной профилактике прогрессирования атеросклероза. Клинические примеры» на Липидной школе МЕДСИ в Клинико-диагностическом центре МЕДСИ на Белорусской под председательством руководителя Липидной школы МЕДСИ, профессора Г. А. Коновалова.
В начале своего выступления Надир Мигдатович обратился к демографическому ежегоднику России. Сравнивая данные за 1965 и 2019 годы, можно сделать вывод: сердечно-сосудистая смертность изменилась, но не существенно. Если полвека назад в год от болезней сердечно-сосудистой системы погибало 648 человек на 100 тыс. населения, то в 2019 году летальность составила 578 случаев на 100 тыс. населения. Эти значения существенно превышают аналогичные показатели в других странах, в результате чего Россия находится в тройке лидеров по сердечно-сосудистой смертности как среди мужчин, так и среди женщин, что приводит к общему снижению продолжительности жизни в стране.
«Почему мы видим подобную картину? Тут совокупность факторов, среди которых уже давно не стоит вопроса о доступности лекарственной терапии. То есть имея все возможности предотвратить проблему, мы остаемся практически на том же месте», — отметил спикер.
Среди причин, приводящих к фатальному исходу, можно выделить артериальную гипертонию, табакокурение, дислипидемию и ожирение. Это модифицируемые факторы риска, которые способны изменить положение дел. К примеру, только достижение целевых значений по липопротеидам низкой плотности (ЛНП) позволяет на 24% сократить риск смерти от ишемической болезни сердца. Однако останавливаться на коррекции только одного фактора риска нельзя. Как при первичной профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, так и при вторичном значимом эффекте можно добиться только при комплексном подходе.
Рассматривая вторичную профилактику атеросклероза, Надир Мигдатович добавил, что следует учитывать ряд факторов, которые в совокупности могут повлиять на ситуацию и изменить ее в лучшую сторону. В первую очередь, речь идет о комбинированной лекарственной терапии, необходимой для пациентов с уже имеющимся сердечно-сосудистым заболеванием. В качестве вторичной профилактики используются те же лекарственные средства, что и при первичной. «Однако существенное отличие есть: при вторичной профилактике крайне редко требуется монотерапия. Практически всегда пациенту сразу следует назначить комбинированное лечение, куда будут входить и статины, и эзетемиб, и, возможно, ингибиторы PCSK9. Связано это с тем, что монотерапия позволяет уменьшить уровень ЛНП максимум на 30–50%. Но есть пациенты, у которых исходный уровень ЛНП слишком высок, и его сокращения в два раза будет недостаточно для достижения целевых значений. Эзетемиб даст дополнительное снижение ЛНП на 18–20%. А при сочетании с ингибиторами PCSK9 это число возрастает до 75%. Тройная комбинация этих препаратов позволяет в 85% случаев добиться целевых значений ЛНП», — рассказал Надир Мигдатович.
Эта схема уже прописана и в европейских, и в российских рекомендациях. Однако далеко не всегда в клинической практике реализуется комбинированный подход к лечению. Среди причин этого можно отметить низкую осведомленность врачей о целевых значениях липопротеидов низкой плотности, страхи специалистов о том, что чрезмерное сокращение ЛНП приведет к осложнениям, а также низкую приверженность лечению среди пациентов.
Помимо лекарственной терапии, огромное значение во вторичной профилактике имеет модификация образа жизни. И здесь также наблюдаются проблемы: пациенты крайне неохотно отказываются от вредных привычек. Американское исследование по приверженности здоровому образу жизни показало, что за 18 лет, начиная с конца 1980-х годов, процент испытуемых, придерживающихся обозначенных рекомендаций, упал с 15 до 8. В результате российского исследования выяснилось, что только 12% пациентов придерживаются трех из пяти принципов здорового образа жизни.
«Недостаточность лекарственной терапии, низкая приверженность лечению и нежелание пациентов менять свой образ жизни — все это становится причиной недостижения целевых уровней ЛНП. Только 7%, по данным исследования «Айсберг», достигают необходимых показателей. И это пациенты, которые уже перенесли инфаркт, шунтирование, стентирование…», — добавил Надир Мигдатович.
Эксперт отметил, что важно всеми возможными способами добиваться целевых значений, убеждать пациентов придерживаться рекомендаций. Не стоит бояться низких уровней ЛНП, так как чем ниже значение этого показателя, тем лучше прогноз пациента. Только в таком случае можно повлиять на картину по сердечно-сосудистой смертности в России.3