Целью обучения в интернатуре было получение студентами практических навыков и знакомство с практической деятельностью врача определенной специальности. Несколько лет назад такую систему признали устаревшей, и теперь выпускники по окончанию ВУЗа, проходят аккредитацию, по результатам которой подтверждают право занимать ограниченный спектр врачебных должностей в первичном звене здравоохранения. Несмотря на усиленную проверку знаний, многие сомневаются в эффективности такой программы. Ее теоретическая часть представляет собой обобщенный тест, а практические навыки выпускники демонстрируют на манекенах, что приводит к работе по определенному алгоритму.
Отмена интернатуры должна была сопровождаться повышением доступности ординатуры, но на практике все ВУЗы увеличили стоимость обучения в два раза, сделав ее еще менее досягаемой. Все это ведет к дефициту узких специалистов и ухудшению ситуации с набором в медицинские учебные заведения, ведь снижение качества образования не освобождает молодых врачей от ответственности за жизнь и здоровье пациента.
Одной из причин отмены интернатуры стала существенная нехватка кадров в первичном звене оказания медицинской помощи, таких как поликлиники или амбулатории. Сильнее всего с данной проблемой сталкиваются медицинские учреждения в сельской местности, а отмена интернатуры направлена на то, что выпускник, окончив ВУЗ и стремясь быстрее найти работу, должен отправиться туда, где есть открытые вакансии. С другой стороны, интернатура наряду с ординатурой позволяла работать врачом по выбранной клинической специальности, а года обучения в интернатуре явно недостаточно для освоения многих специальностей, таких как хирургия, онкология, гинекология и т.п. Вместе с тем, по мнению опытных преподавателей, медицинские ВУЗы уже давно выпускают специалистов, которые способны к самостоятельной практике сразу после завершения учебного процесса, поскольку у студентов-медиков есть ежегодная практика, где начиная с первого курса, они проходят путь от санитаров до врачей поликлиники Ежегодно практическая подготовка студентов составляет в среднем один месяц, достаточно ли этого срока, чтобы вникнуть во все тонкости и нюансы работы с живыми людьми. Не мало важную роль играет психологическая составляющая: каждый пациент по-разному реагирует на болезнь, в разной степени готов неукоснительно слушать врача. Помимо чисто медицинских врачу необходимы и коммуникативные навыки, которые приобретаются только с опытом взаимодействия молодого специалиста с пациентами, что в большей степени позволяло обучение в интернатуре. Кроме этого сегодня медицина жестко регламентирована законодательством, а в свете больших юридических рисков, связанных с ведением медицинской практики, молодым специалистам необходимо время, чтобы освоиться профессиональной среде.
Эксперт: Конаныхина Анастасия Константиновна, К.м.н., доцент, заведующая кафедрой инновационного медицинского менеджмента Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России