Яковлева Н.А.
Ассистент, Казанский федеральный университет (Елабужский институт)
ГОРОДСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ГОРОДА В ПЕРИОД ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА КОНЦА 20-30-х ГОДОВ XX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛАХ ГОРОДА КАЗАНИ)
Аннотация
В статье рассмотрено изменение структуры и планировки города Казани в конце 20-30-х годов XX века для создания на его базе крупного индустриального центра, обладающего высоким промышленным потенциалом, улучшенной социально-культурной сферой и благоприятной экологической обстановкой.
Ключевые слова: индустриализация, городское планирование, план перепланировки города, Казань.
Yakovleva N.A.
Assistant lecturer, Kazan Federal University (Yelabuga Institute)
URBAN PLANNING OF THE INDUSTRIAL CITY DURING THE INDUSTRIAL GROWTH IN THE END OF 20-30 YEARS OF THE 20th CENTURY (BASED ACCORDING TO KAZAN CITY MATERIALS)
Abstract
The article considers the changes in the structure and layout of the city of Kazan in the end of 20-30 years of the 20th century, to build on its base large industrial center, which has a high industrial potential, improved socio-cultural sphere and favorable environmental conditions.
Keywords: industrialization, urban planning, urban redevelopment plan, Kazan.
Создание крупных промышленных центров и их дальнейшее безопасное функционирование является одной из актуальнейших тем современного мира. Установление тесной взаимосвязи и стабильного взаимодействия между экономической, административной, технической, социальной и санитарно-гигиенической составляющими промышленного развития любого города становится сложной задачей планирования. При реализации этой задачи следует учитывать ряд факторов, среди которых на первую роль выходят не только экономико-технический, но и экологический.
Реализация программы индустриализации СССР в конце 20-30-х годов XX века сопровождалась образованием большого количества индустриальных центров, которые возводились либо на пустом месте, либо на базе существующих городов. При этом промышленное и городское строительство осуществлялось в соответствии с индивидуальными планами планировки, спроектированными для каждого нового центра по постановлению ВЦИК и СНК СССР от 1926 года. В число реконструируемых городов вошла и Казань, для которой подобный план был разработан в 1931 году. Согласно данному проекту Казань в течение десяти-двадцати лет должна была превратиться в крупный индустриальный город с правильно организованной структурой и территорией, высокими экономико-техническими показателями и благоприятной экологической обстановкой.
Для реализации разработанного проекта необходимо было учесть историческую составляющую развития старой Казани. Своеобразный ландшафт местности и ее топографические особенности, географическое положение, неравномерное освоение территории и распределение по ней промышленных объектов обусловили достаточно оригинальную планировку города. В соответствии с новым планом эта планировка сохранялась в центральной части Казани, где располагались основные общественно-административные здания, историко-культурные памятники, научные и высшие учебные заведения. При этом на значительном расстоянии от центра создавались новые районы, застраиваемые производственными и жилищными объектами. В качестве мест под городское и промышленное строительство выделялись значительные пригородные земли, присоединяемые к городу и призванные обеспечить сельскохозяйственные и социальные потребности населения [1, 2].
Между тем, в первую пятилетку в Казани был построен ряд крупнейших предприятий легкой и тяжелой промышленности, многие завода подверглись реконструкции и расширению, в результате чего основные фонды промышленности увеличились в 3 раза [3]. Ускоренное промышленное строительство в ограниченных временных рамках требовало быстрого решения вопросов обеспечения массовых строек землями, транспортными системами и объектами жилищно-коммунального хозяйства. В связи с этим новый план предусматривал создание специальных промышленных районов, связанных с ними жилищных комплексов и общественно-административных учреждений, и строительство новых сателлитов. Группировка промышленных объектов по отдельным районам производилась с учетом связанности технологических процессов и одинаковой степени вредности производств. При этом заводы и фабрики, находящиеся за пределами специализированных зон, либо переносились в них в соответствии со своим профилем, либо со временем ликвидировались [1].
Потребность промышленности в сырье и постоянной связи со смежными производствами, рынками сбыта и административным центром вызвала необходимость реконструкции транспортной системы, отличавшейся плохим состоянием и отсутствием хорошего дорожного соединения между отдельными частями города. С учетом географического положения и новой планировки города было намечено несколько направлений модернизации транспортной сети: расширение и обновление трамвайных путей и соединение водных и железнодорожных систем. На всем участке выхода железной дороги к Волге соединение двух транспортных систем могло быть осуществлено в районе станции Юдино, которая соединялась короткой линией со станцией Дербышки [1]. Кроме того, планировалось завершить строительство южного подхода к Казани со стороны Дербышек, имеющего важно значение для развития городского хозяйства [3]. В целом, реализация намеченного плана гарантировала установление оперативного дорожного соединения между промышленными районами, селитьбой и центром.
Немаловажным фактором при реализации стратегии ускоренного промышленного роста было решение социальных проблем, среди которых первостепенная роль принадлежала жилищному вопросу. Основная масса населения проживала в домах дореволюционной постройки, частично оборудованных лишь водопроводом и канализацией, но в большинстве случаев лишенных простейших элементов благоустройства. Ввиду быстрых темпов роста населения и сноса ветхого жилья город испытывал острую нехватку жилых помещений, для устранения которой планировалось строительство новых жилых массивов, имеющих тесную взаимосвязь с производством. При этом каждый производственно-жилой комплекс должен был включать собственный административный центр, сеть обслуживающих учреждений и вновь построенные или реконструированные жилища социального типа с обеспечением их всеми видами благоустройства [1].
В целях создания благоприятной обстановки в городе и сглаживания негативного воздействия активного промышленного и городского строительства на санитарно-гигиеническое состояние окружающей среды план 1931 года предусматривал решение экологических проблем. Функционирование многочисленных предприятий, застройка новой территории и жизнедеятельность населения оказывали негативное воздействие на состояние природной среды и привели к возникновению таких проблем, как загрязнение воздушного бассейна, почвы и водоёмов. В качестве путей решения имевших экологических проблем планировалось сконцентрировать промышленные объекты в специальных районах вдали от жилых массивов и снабдить их необходимыми очистительными сооружениями, а также создать природоохранные зоны и многочисленные зеленые насаждения [1].
Таким образом, применение принципов городского планирования при создании индустриального города в период промышленного роста конца 20-30-х годов XX века оказало огромное влияние на изменение внешнего облика Казани и реконструкцию её городских структур. Формирование индустриального облика города производилось в соответствии специально разработанным планом, учетом особенностей ландшафта, географического положения и исторически сложившейся городской структуры, что позволило сохранить оригинальную планировку старых районов. В то же время комплексное соблюдение экономических, экологических, социальных и технических аспектов при планировании и застройке способствовало созданию органичной городской среды и её благоприятного санитарно-гигиенического состояния. В целом, рассмотрение основных аспектов городского планирования индустриального города в контексте исторического развития городских структур позволит оценить степень эффективности плана перепланировки при реконструкции старых городов и влияние модернизации на развитие всех городских структур.
Литература
- Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ). – Ф. 4580. – Оп. 1. – Д. 959. – Л. 22, 25, 29-30, 38, 41, 134.
- Stott, G. Enhancing status through incorporation: suburban municipalities in nineteenth-century Ontario / G. Stott // Journal of Urban History. – 2007. Vol. 33, № – P. 885–910.
- Индустриализация Татарской АССР. 1926-1941 / под ред. Н.А. Андрианова, У.Б. Белялова, А.А. Петровой. – Казань: Татарское книжное издательство, 1968. – С. 79-80, 337-338.