ARS LONGA VITA BREVIS
Анатолий Валериевич Карпов, колопроктолог.
Размышления автора по поводу подходов к современной медицинской науке и практике.
Мои знания пессимистичны, но моя вера оптимистична.
Альберт Швейцер, немецкий врач,
философ, теолог, миссионер, органист
(1875-1965).
В заглавии статьи я привел начало знаменитой фразы великого мыслителя, врача и естествоиспытателя Древней Греции Гиппократа, о том, что человеку не дано постичь искусство (в данном случае – врачевания) на протяжении такой короткой человеческой жизни. В полном изложении в переводе фраза выглядит так: «Жизнь коротка, наука бесконечно длинна, случай шаток, опыт обманчив, суждение затруднительно». Это знаменитое изречение я сделал эпиграфом и к сайту, и уважаемый читатель может его увидеть на главной странице сайта,.
Но разрешите немного остановиться на предмете самого этого искусства – врачевания. На мой неравнодушный взгляд, в современном мире, напичканном электроникой и компьютерами, искусство врачевания и врачебная интуиция иногда подменяется подобием некоей «машинерии», при которой лечащие врачи предстают перед нами в образе «операторов электронно-вычислительных машин», после загрузки данных в которые мы на выходе имеем законченные диагнозы и рецепты их лечения. Хотелось бы все-таки, чтобы живое, основанное на опыте и анализе данных, мнение врача побеждало бы бездушное мнение компьютера.
Читатель! Не подумайте, пожалуйста, что я выступаю против технической составляющей современной медицины, облегчающей многие трудовые и сравнительные процессы, например – в медицинской статистике. Мне просто кажется (возможно, и ошибочно), что из современной медицины уходит живая душа и опыт врача, а всё это подменяется набором малоосмысленных и растиражированных инструкций.
На протяжении многих веков своего развития медицина, как наука не точная, а очень вероятностная, опиралась больше не на сложные математические расчеты и проверенные доказательства, а на интуицию, опыт прежних ошибок и достижений, недоказанные знания, непроверенные слухи, и встречала на этом пути большие трудности, связанные со здоровьем и жизнью для многих пациентов.А приобретенный за многие годы врачебный опыт, являлся бесценным сокровищем, что неоднократно подтверждалось на практике и в давние времена, и в настоящие. А Пушкинские строки про: «опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг..» безусловно относятся и к опыту врачевания пациентов – как бесценному дару, который вместе с блестящими знаниями позволяет достигать наилучших результатов на практике.
Хотелось бы надеяться и верить в то, что в современной медицинской науке и практике все же есть место как для проверенных медицинских гипотез и теорий, так и для интуитивного опыта, основанного на уже похожих, аналогичных, «уже виденных» и встречавшихся ситуациях.
Долгие годы работы в различных стационарах хирургического профиля и множество операций убедили меня в том, что интуиция врача, конечно же, подкрепленная знаниями и опытом, в решающий момент может переломить ход болезни и привести к полному выздоровлению пациента от тяжелого недуга.
Но поскольку за окном уже даже и не «век-волкодав», а нечто уже «постиндустриальное», то волей неволей приходится соответствовать – то есть: активно внедрять новые методики диагностики и лечения, читать большие объемы профессиональной литературы, интересоваться новизной, и посещать собрания коллег и так далее.
Итак, уважаемый читатель – ARS LONGA VITA BREVIS!
материал MedLinks.ru