АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Научная статья
Сизова Н.Н.1, *, Исмагилова Ю.Д.2
1 ORCID: 0000-0002-6310-3723,
1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №45 г. Владивостока», Владивосток, Россия;
2 Владивостокский филиал Российской таможенной академии, Владивосток, Россия
* Корреспондирующий автор (nadya_sambo[at]bk.ru)
Аннотация
В работе представлена характеристика здоровья школьников общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №45 г. Владивостока». На основании результатов социологического исследования, данных медицинских осмотров и тестирования физической подготовленности было изучено состояние здоровья учеников. Полученные данные показали, что большое количество школьников имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья. Зафиксированные в ходе исследования результаты позволяют нам сделать рекомендации по улучшению обстановки со здоровьем подрастающего поколения.
Ключевые слова: школьники, здоровье, самооценка, физическая подготовленность, исследование.
HEALTH ANALYSIS OF MODERN SCHOOLCHILDREN
Research article
Sizova N.N.1, *, Ismagilova Yu.D.2
1 ORCID: 0000-0002-6310-3723;
1 Municipal budgetary educational institution, Secondary school No. 45 of Vladivostok, Vladivostok, Russia
2 Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy, Vladivostok, Russia
* Corresponding author (nadya_sambo[at]bk.ru)
Abstract
The paper presents the health characteristics of schoolchildren in secondary school No. 45 in Vladivostok. Based on the results of a sociological study, data from medical examinations, and testing of physical fitness, the health status of students were studied. The obtained data showed that a large number of students have functional deviations in their health status. The results recorded during the study allow us to make recommendations for improving the health situation of the younger generation.
Keywords: schoolchildren, health, self-esteem, physical fitness, research.
Введение
Наиболее важным компонентом характеризующим здоровье человека является физическая составляющая, которая отражает жизнеспособность всех физиологических систем человека. Образ жизни, наследственные и другие негативные факторы зачастую являются причинами возникновения патологических заболеваний населения уже на ранней стадии развития. Вопросы укрепления и сохранения здоровья детей и подростков на протяжении многих лет являются предметом пристального внимания ученых. Школьники представляют собой специфическую социальную группу, которую объединяет один возраст, особые условиями жизни, манера поведения, нормы культуры и жизненные ценности. Подрастающая молодежь подвержена воздействию огромного числа потенциально опасных факторов, которые могут оказывать негативное влияние на состояние здоровья детей и приводят к длительному напряжению приспособительных физиологических механизмов. Здоровье является основным условием для удачной самореализации потенциала молодых людей в учебе и последующей взрослой жизни.
Особенности современного учебного процесса в школе и свойства молодого организма оказывают предельно допустимые психические, моральные и физические нагрузки на все функциональные системы организма.
Анализ научной литературы, затрагивающий вопросы здоровья учеников, свидетельствует, что за период обучения в школе здоровье детей не только не улучшается, а зачастую ухудшается [7], [9], [10].
По сведениям Министерств образования и здравоохранения численность потенциально здоровых выпускников школ РФ колеблется от 10 до 15 %. Специалисты отмечают, что более 50% школьников, окончивших школу, уже имеют по 2–3 хронических заболевания. Каждый третий выпускник имеет медицинские противопоказания для службы в армии и всего лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми людьми [1], [4].
Регулярный контроль состояния здоровья, физического развития и уровня физической подготовленности обучающихся, установил ежегодное увеличение количества школьников со слабым иммунитетом и ухудшающимся здоровьем. Ежегодно при разделении школьников по группам здоровья для занятий физической культурой четверть учеников относится к специальной медицинской группе. Продолжает увеличиваться доля детей с аномалиями в осанке, болезнями верхних дыхательных путей аллергического характера. Вызывает тревогу тот факт, что у многих выпускников школ обнаружены заболевания, приводящие к хронизации состояния [6], [8], [9].
Здоровье является основным условием для удачной самореализации потенциала молодых людей в учебе и последующей взрослой жизни. По мнению некоторых ученых, наблюдается ежегодное ухудшение состояния здоровья детского населения и тенденции к улучшению за последние годы не наблюдается [2], [3], [5]. Однако в доступной литературе, нам не удалось обнаружить данные, исследуемые состояние здоровья школьников средней общеобразовательной школы №45 г. Владивостока. Наличием данного факта и была обусловлена актуальность нашего исследования.
Целью исследования явился анализ состояния здоровья школьников средней общеобразовательной школы №45 г. Владивостока.
Основные результаты
Чаще всего под здоровьем понимают совокупность разнообразных критериев определяющих жизнеспособность организма человека. На сегодняшний момент достаточно часто при анализе состояния здоровья людей используют материалы социологических исследований. Как правило, это субъективные данные отношения респондентов к здоровью и факторов воздействующих на него.
В рамках нашего исследования мы рассмотрели несколько категорий отражающих состояние здоровья учеников: оценку и самооценку здоровья; отношение школьников к здоровью и способы сохранения здоровья.
Социологическое исследование, составившее эмпирическую базу работы, проводилось в сентябре – декабре 2019 г. на базе средней общеобразовательной школы №45 г. Владивостока. В обследовании приняло участие 62 человека из числа учеников 9-х классов.
Такой субъективный показатель, как самооценка здоровья является одним из основных критериев в социологических исследованиях касаемых темы здоровья.
Исследование самооценки здоровья обучающихся нашей школы показал, что значительная часть интервьюированных признают уровень своего здоровья как хороший и отличный, но определенное опасение вызывает тот факт, что определенная часть респондентов оценивают состояние своего здоровья как «удовлетворительное» и что еще хуже, как «очень плохое» (рис.1).
Рис. 1 – Самооценка состояния здоровья школьниками средней общеобразовательной школы №45 г. Владивостока, (%)
Оценка собственного здоровья школьниками выявила, что по большому счету ученики, скорее всего не думают о своем здоровье, чем в действительности располагают им. Данный факт подтверждается тем обстоятельством, что, по данным медицинских осмотров всего лишь 18,5% обследованных учеников нашей школы были признаны здоровыми (рис.2).
Рис. 2 – Распределение школьников средней общеобразовательной школы №45 г. Владивостока по группам здоровья в 2020-2021уч.году, (%)
У половины учеников – зафиксированы функциональные отклонения – это II группа здоровья, а значительная часть обучающихся имеют хронические заболевания и по состоянию здоровья отнесены к III и IV группам здоровья.
Одной из ключевых составляющих здоровья человека является физическое здоровье, которое характеризуется функционированием всех органов и систем человеческого организма. А основным критерием физического здоровья является физическая подготовленность.
В результате анализа результатов контрольных испытаний мы выявили, что лишь небольшая часть учащихся нашей школы имеет высокий уровень физической подготовленности, и стоит отметить, что чем старше класс, тем больше наблюдается учеников, обладающих низким уровнем физической подготовленности (табл.1).
Таблица 1 – Уровень физической подготовленности школьников
Бег 100 м., с. | Бег 30 м., с. | Бег 60 м., с. | Бег 1000 м.,
мин. |
Прыжок в длину с места, см | Сила | Итого | |||
11 класс | НС | n | 15 | 7 | 14 | 12 | 13 | 10 | 71 |
% | 52 | 25 | 47 | 44 | 50 | 33 | 42 | ||
С | n | 8 | 12 | 7 | 4 | 6 | 8 | 45 | |
% | 27 | 43 | 23 | 15 | 23 | 27 | 25 | ||
ВС | n | 6 | 9 | 9 | 11 | 7 | 12 | 54 | |
% | 21 | 32 | 30 | 41 | 27 | 40 | 33 | ||
10 класс | НС | n | 13 | 6 | 12 | 12 | 11 | 11 | 65 |
% | 48 | 22 | 42 | 44 | 42 | 42 | 40 | ||
С | n | 7 | 9 | 5 | 1 | 8 | 6 | 36 | |
% | 26 | 33 | 17 | 8 | 31 | 23 | 22 | ||
ВС | n | 7 | 12 | 12 | 14 | 7 | 9 | 61 | |
% | 26 | 45 | 41 | 48 | 27 | 35 | 38 | ||
9 класс | НС | n | 20 | 23 | 23 | 27 | 22 | 32 | 147 |
% | 21 | 28 | 29 | 36 | 50 | 56 | 32 | ||
С | n | 16 | 16 | 19 | 18 | 14 | 17 | 100 | |
% | 28 | 25 | 24 | 27 | 25 | 20 | 24 | ||
ВС | n | 41 | 43 | 36 | 36 | 12 | 31 | 199 | |
% | 51 | 47 | 47 | 37 | 25 | 24 | 44 |
Примечание: * НС – ниже среднего уровня подготовленности, С – средний уровень подготовленности, ВС – выше среднего уровня подготовленности
Серьезность наличия данного факта обусловлена тем, что школьники с низким уровнем физической подготовленности в большей степени, чем лица с высоким уровнем указанного показателя, подвержены риску возникновения нарушений здоровья.
На здоровье отдельно взятой личности, так же как и на здоровье группы людей оказывает влияние целый ряд факторов. По отношению к задачам нашего исследования детям предлагалось указать из шести представленных вариантов два обстоятельства, которые, по их мнению, имеют наибольшее влияние на здоровье. Респонденты-юноши считают, что определяющими являются «природная среда» и «наличие вредных привычек». У девушек ведущие позиции заняли «наличие вредных привычек» и «усилия самого человека» (рис.8).
Реже других факторов ученики называют «качество медицинского обслуживания»: юноши – 14,7 %, девушки – 18,3 %. Скорее всего, данный факт связан с юным возрастом респондентов, когда поправить возникающие проблемы со здоровьем возможно без серьезного вмешательства врачей. Таким образом, ведущие места по влиянию на здоровье школьники отдали внешним обстоятельствам, что может указывать о собственной безответственности за свое личное здоровье или о том, что наличию вредных привычек и состоянию природной среды на данный момент времени в школе уделяют особое внимание на классных часах и в беседах с учениками.
Нами было определено, что забота о здоровье учеников, в обеих гендерных группах, основывается на желании быть физически сильным, не отставать от одноклассников. На 2-м месте – ухудшение здоровья, и на 3-м, влияние данных медицинской информации.
Отрадно отметить, что значительная часть учеников считает необходимым вести здоровый образ жизни. И в меньшей степени респонденты согласились с утверждением, что таким образом жить неинтересно, изнурительно и неразумно, и они не видят смысла в отказе от жизненных удовольствий (рис.3).
Рис. 3 – Результаты суждений о возможности управления ресурсами здоровья школьниками средней общеобразовательной школы №45 г. Владивостока, %
Огромная ценность здоровья в системе жизненных ценностей и установка на внимание к нему стимулируют человека обогащать эти знания и систематически их практиковать.
Результаты анкетирования выявили, что основным элементом здорового образа жизни среди наших школьников являются занятия спортом и отказ от вредных привычек.
Следует сказать, что по данным официальной статистики почти половина населения развитых стран регулярно занимается физическими упражнениями и всего лишь 12% жителей России. Данные проведенного анкетирования с учениками средней общеобразовательной школы №45 г. Владивостока показали, что 27,6% опрошенных юношей и 24% девушек систематически занимаются физическими упражнениями. Из них большинство юношей уделяют на это от 3-4 раза в неделю, а основная масса девушек отводит на это 1-2 раза в неделю.
Заключение
На основании полученных данных можно констатировать, что большинство учеников старших классов имеют, средний и ниже среднего, уровень физической подготовленности и данный факт имеет тенденцию к ухудшению по мере взросления молодых людей. Несмотря на высокую самооценку собственного здоровья, большое количество школьников, по итогам медицинских комиссий, имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья.
Все вышеизложенное позволяет нам сделать заключение о наличии у наших школьников достаточно посредственного физического здоровья.
Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют нам сделать рекомендации по улучшению состояния здоровья подрастающего поколения.
Необходимо проведение систематического мониторинга состояния здоровья учащихся. Который должен включать в себя не только данные физической подготовленности, но и оценку физического развития с помощью антропометрических измерений и индексов, наиболее доступных в условиях школы (индекс массы тела, жизненный индекс, коэффициент пропорциональности, силовой индекс). Необходимо также проводить контроль функциональной подготовленности, хотя бы фиксируя пробу генчи, штанге, частоту сердечных сокращений, артериальное давление и жизненную емкость легких). Помимо прочего, нужно контролировать психоэмоциональное состояние школьников при помощи анкетирования и психологических тестов.
Требуется создавать базы данных учеников, где фиксируются все исследуемые показатели и которая будет доступна для всех работников образовательного учреждения. Исходя уже из полученных данных, необходимо вносить коррективы в содержание тематических планов.
Конфликт интересов
Не указан. |
Conflict of Interest
None declared. |
Список литературы / References
- Айзман Р.И. Современные представления о здоровье и критерии её оценки / Р.И. Айзман // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 9. – С. 85-91.
- Журавлева, И.В. Здоровье подростков: социологический анализ / И.В. Журавлева – М.: Издательство института социологии РАН, 2002. – 240 с.
- Киселева И.В. Здоровье молодого поколения. Гендерные установки на здоровый образ жизни у студенческой молодежи / И.В. Киселева // Здоровье как ресурс. – Нижний Новгород, 2010. – С. 506.
- Крукович, Е.В. Состояние здоровья детей и определяющие его факторы: монография / Е. В. Крукович, Л.В. Транковская – Владивосток: Медицина ДВ, 2018. 216 с.
- Лучанинова, В.Н. Здоровье детей и подростков из различных социальных групп /В.Н. Лучанинова, В.Н. Рассказова, Е.Б. Кривелевич. –Владивосток: Дальнаука, 2006. – 250 с.
- Лучанинова, В.Н. Региональные факторы и здоровье детей и подростков Приморского края / В.Н. Лучанинова и др.: под ред. проф. В.Н. Лучаниновой. – Владивосток: Медицина ДВ, 2012. – 300 с.
- Положение детей в Приморском крае: комплексный доклад / РОССТАТ, Террит. орган Федер. службы гос. статистики по Примор. краю: редкол.: В.Ф.Шаповалов (пред.) [и др.]. – офиц. изд. – Владивосток : Приморскстат, 2011. – 54 с.
- Семенкова Т.Н. Состояние здоровья учащейся молодежи/ Т.Н. Семенкова // Вестник КемГУ. №2. С.90-97
- Сухарев А.Г. Состояние здоровья детского населения в напряженных экологических и социальных условиях / А.Г. Сухарев, С.А. Михайлова// Гигиена и санитария. – №1. – С. 47-51.
- Шабунова, А.А. Здоровье населения в России: состояние и динамика: монография / А.А. Шабунова. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. – 408 с.
Список литературы на английском языке / References in English
- Aizman R.I. Sovremennye predstavleniya o zdorov’e i kriterii eyo ocenki [Modern ideas about health and the criteria for its evaluation] / R.I. Aizman// Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian pedagogical journal] – 2012. – № 9. – P. 85-91. [in Russian]
- Zhuravleva, I.V. Zdorov’e podrostkov: sociologicheskij analiz [Adolescent Health: A Sociological Analysis] I.V. Zhuravleva – M.: Izdatel’stvo instituta sociologii RAN, 2002. – 240 p. [in Russian]
- Kiseleva I.V. Zdorov’e molodogo pokolenija. Gendernye ustanovki na zdorovyj obraz zhizni u studencheskoj molodezhi [The health of the young generation. Gender attitudes towards a healthy lifestyle among students] / I.V. Kiseleva // Zdorov’e kak resurs. – Nizhnij Novgorod, 2010. – 506. [in Russian]
- Krukovich, E.V. Sostojanie zdorov’ja detej i opredeljajushhie ego faktory: monografija [Children’s health status and determining factors: monograph] E. V. Krukovich, L.V. Trankovskaja – Vladivostok: Medicina DV, 2018. 216 p. [in Russian]
- Luchaninova, V.N. Zdorov’e detej i podrostkov iz razlichnyh social’nyh grupp / [The health of children and adolescents from various social groups] / V.N. Luchaninova, V.N. Rasskazova, E.B. Krivelevich. –Vladivostok: Dal’nauka, 2006. – 250 p. [in Russian]
- Luchaninova, V.N. Regional’nye faktory i zdorov’e detej i podrostkov Primorskogo kraja [Regional factors and the health of children and adolescents in the Primorsky Territory]/ V.N. Luchaninova i dr.: pod red. prof. V.N. Luchaninovoj. – Vladivostok: Medicina DV, 2012. – 300 p. [in Russian]
- Polozhenie detej v Primorskom krae: kompleksnyj doklad [The situation of children in Primorsky Krai: a comprehensive report] ROSSTAT, Territ. organ Feder. sluzhby gos. statistiki po Primor. kraju: redkol.: V.F.Shapovalov (pred.) [i dr.]. – ofic. izd. – Vladivostok : Primorskstat, 2011. – 54 p. [in Russian]
- Semenkova T.N. Sostoyanie zdorov’ya uchashchejsya molodezhi [The state of health of students] / T.N. Semenkova // Vestnik KemGU [Bulletin of KemSU] – 2011. – № 2.– P. 90-97. [in Russian]
- Suharev A.G. Sostojanie zdorov’ja detskogo naselenija v naprjazhennyh jekologicheskih i social’nyh uslovijah [The health status of children in tense environmental and social conditions ]A.G. Suharev, S.A. Mihajlova// Gigiena i sanitarija. 2004. – №1. – P. 47–51. [in Russian]
- Shabunova A. A. Zdorove naseleniya v Rossii: sostoyanie i dinamika: monografiya [Health of the population in Russia: condition and dynamics: the monograph] /A. A. Shabunova – Vologda: ISEDT RAS. – 408 p. [in Russian]