Рынок российского медицинского оборудования 2022: проблемы и решения
В последние несколько лет благодаря мерам поддержки в России наблюдался устойчивый рост производства медицинских изделий и техники. Доля отечественного оборудования в лечебных учреждениях с 17% в 2019 г. увеличилась до 25,2 % в 2021 г. Прогноз по рынку на 2022 г. — рост на 5-6%.
Эти тезисы прозвучали на круглом столе «Вопросы стимулирования производства отечественной медицинской техники и оборудования», состоявшемся в Совете Федерации. Собравшиеся обсудили, как российские производители справились с вызовами, которые предъявила им пандемия, а также те имеющиеся барьеры для развития отрасли, которые еще только предстоит преодолеть.
Оценку участников круглого стала подтверждают и другие эксперты. Дарья Прядко, МедКомплекс А.В.К.: «Наша компания – крупнейший дистрибьютор медицинского оборудования в России – активный участник рынка, поэтому мы внимательно отслеживаем все тенденции и изменения. Нашими поставщиками являются как российские, так и зарубежные производители. Можно отметить, что в сравнении с наблюдавшимся до 2020 г. постоянным ростом импорта, по итогам 2021 г. мы впервые отметили его снижение по ряду категорий медоборудования. Вопрос, который нам часто приходится слышать – есть ли разница между отечественными медицинскими изделиями и аналогичными импортными, какие лучше? Сейчас можно сказать, что эта разница сглажена, количество обращений в нашу службу поддержки по поводу качества российского оборудования не превышает количество обращений по поводу зарубежного».
Одна из основных проблем, которая обсуждалась на круглом столе и которую осознают все участники российского рынка медицинских товаров – его сильная зависимость от поставок импортного оборудования, а особенно комплектующих. В начале пандемии за них была настоящая война на международных рынках. Проблему закупки компонентов за рубежом российским производителям невозможно решить без выстраивания системы долгосрочного планирования заказов, она необходима для цикличной загрузки производства – к такому выводу пришли участники мероприятия.
По словам Дарьи Прядко, МедКомплекс А.В.К. помогает своим поставщикам решить эту задачу: «Один из наших приоритетов — это долгосрочность отношений. Мы не занимаемся разовыми сделками, наша цель – найти постоянного партнёра. Мы предлагаем контракт как минимум на 3 года, чтобы производители понимали, что мы с их предприятием начинаем работать не только с позиции дистрибьюции, но и с позиции развития и продвижения бренда. Мы начинаем делать аналитику, мониторинг, выстраивать строгую ценовую и торговую политику. Все наши продажи идут исключительно со склада, а складской запас мы формируем исходя из аналитики продаж. От нас поставщик получает план, сколько, чего, когда мы будем закупать. Так мало кто делает, сегодня почти весь медицинский рынок – это работа под заказ. Но только четкое планирование позволит российскому производителю снизить накладные расходы и за счет повышения серийности снизить стоимость комплектующих».
На фоне продолжающейся пандемии роль качества медицинской помощи и стабильного функционирования системы здравоохранения существенно возросла. А высокого качества и надежности невозможно добиться без соответствующего медицинского оборудования и изделий. Российским производителям требуются не только субсидиарные и регуляторные меры поддержки. Необходимы консолидированные усилия всех участников рынка, чтобы пандемия стала импульсом к развитию и выходу российской медицинской промышленности на принципиально новый уровень.
материал MedLinks.ru