9 августа 2018 года, 16:22
Иммунологи из университета имени Фридриха-Александра в Эрлангене и Нюрнберге (Friedrich-Alexander-Universität Erlangen-Nürnberg) продемонстрировали, что группа редких лимфоидных клеток ILC2 играет ключевую роль в развитии ревматоидного артрита.
Врожденные лимфоидные клетки (ILC – innate lymphoid cells) имеют некоторые функциональные сходства с Т-клетками и являются важными агентами нашей врожденной иммунной системы. Выводы исследователей могут стать основой для новых подходов к лечению ревматоидного артрита. Результаты были опубликованы в знаменитом журнале Cell Reports.
Ревматоидный артрит является наиболее распространенной формой воспалительных заболеваний суставов. В отличие от остеоартрита, при котором происходит дегенерация суставов, симптомы артрита (воспаление, отек и покраснение) возникают вспышками и часто сопровождаются нарушениями в иммунной системе. Болезнь в основном поражает пальцы рук и ног, но также могут страдать колени, плечи и тазобедренные суставы. Около 1% населения подвержено этому недугу, причем женщины болеют в три раза чаще, чем мужчины. Ревматоидный артрит нельзя излечить полностью, поэтому терапия обычно фокусируется на ослаблении болевых ощущений и замедлении прогрессирования заболевания.
Иммунологи доказали, что ILC2 играет ключевую роль в развитии ревматоидного артрита. Хотя врожденные лимфоидные клетки не имеют рецепторов Т-клеток и В-клеток или маркеров клеток, обычно характерных для лимфоцитов, они являются центральным элементом в защите человеческого тела от патогенов. Часто становятся «первыми помощниками», оповещая иммунную систему до начала фактической иммунизации.
«Из более ранних исследований мы знаем, что ILC2 может инициировать подавление хронического воспаления путем воспроизводства клеточной сигнальной молекулы IL-9. В нашем текущем исследовании мы специально изучили роль ILC2 на ранней стадии ревматоидного артрита», – говорит менеджер проекта доктор Марио Цейсс (Mario Zaiss).
Ученые смогли продемонстрировать, что количество ILC2 в периферической крови и суставах пациентов с ревматоидным артритом значительно выше, чем у здоровых людей. Лабораторные тесты, проведенные на мышах, подтвердили регуляторную функцию ILC2. Когда исследователи генетически уменьшили количество иммунных клеток, это усугубило дальнейшее прогрессирование заболевания, и, напротив, увеличение количества ILC2 во время терапии значительно уменьшало скорость прогрессирования.
Исследователи, однако, не питают надежд на излечение путем целевого обогащения врожденными лимфоидными клетками тех пациентов, у которых уже есть ревматоидный артрит. «Нет сомнений в том, что ILC2 оказывает регуляторный эффект на ранней стадии артрита. Однако любое лечение должно начаться до наступления болезни – передача ILC2 позже не улучшает состояние», – объясняет Марио Цейсс.
Дальнейшие исследования направлены на поиск безопасных методов целенаправленного увеличения количества ILC2 в организме. Ученым необходимо найти новые и надежные методы обнаружения признаков артрита до наступления болезни, поскольку это единственная возможность использования этих редких лимфоцитов в качестве лечения.