Искусственный интеллект в медицине
Высокие технологии постепенно становятся неотъемлемой составляющей повседневной жизни. Они незаменимы там, где требуется быстрая обработка больших объемов информации и автоматизация процессов.
Поэтому искусственный интеллект (ИИ) активно используется во многих отраслях промышленности, энергетике, логистике. Медицина в этом списке занимает далеко не первое место, хотя оперативная обработка значительных массивов данных и оптимизация процессов в ней играет очень важную роль. О том, почему здравоохранение не спешит доверять важные решения искусственному интеллекту, рассказывает директор Центра развития здравоохранения Московской школы управления «СКОЛКОВО» Наталья Комарова.
Искусственный интеллект в мире медицины
Ежегодный рост мирового рынка цифровых технологий составляет около 30 %, и по прогнозу Global Market Insights к 2025 году он будет исчисляться более чем в 500 млрд долларов. И уже сегодня его ключевой разработкой является искусственный интеллект.
Российские рынки в этом вопросе не исключение. Сейчас в нашей стране онкологические заболевания успешно диагностируются при помощи ИИ-системы Botkin.Al. Ее главные функции – выявление на снимках пациентов не только патологий, но и любых участков, на которые нужно обратить внимание специалистов.
Похожие цели ставит перед собой и платформа «Третье мнение» – медицинский стартап, демонстрирующий огромные перспективы нейросетей. Искусственный интеллект помогает врачам принимать решения на основе распознавания снимков, точность которого составляет 75 %. Компания-разработчик планирует в ближайшем будущем увеличить этот показатель до 95 %. Системой «Третье мнение» уже сейчас пользуются более 20 медицинских организаций нашей страны.
В 2020 году компания Royal Philips планирует выпустить на российский рынок AI Workflow Suite– платформу для лучевой диагностики, которая с помощью нейросети будет интегрировать данные радиологических исследований, выявлять инсульты, внутричерепные кровотечения и травмы шейного отдела позвоночника. Также система сможет оценить эмфизему, анализировать концентрацию железа и жира в печени, исследовать атрофию мозга.
Возможности искусственного интеллекта широко применяются в здравоохранении Китая. Основной предпосылкой тому стал недостаток квалифицированных кадров в комплексе с большим объемом данных, которые необходимо анализировать. Флагманом, внедряющим возможности машинного обучения в медицинскую отрасль, стала компания Ping An Good Doctor, которая в 2019 году занялась построением самой масштабной медицинской интернет-платформы страны в сотрудничестве с 50 больницами. Искусственному интеллекту «доверили» процедуру сбора анамнеза.
Врач или машина?
Несмотря на активное внедрение нейросетей, говорить о повсеместном использовании этих технологий было бы преждевременно – искусственный интеллект пока что уступает человеку. Так, на итоговой конференции MPO POPP, где освещались проблемы использования лучевой диагностики в онкологии, был проведен эксперимент. Врачи состязались с нейросетью в определении патологий на снимках РГ, КТ и ММГ. По итогам «соревнования» было отмечено, что машина и человек примерно одинаково хорошо расшифровывают результаты КТ. Искусственный интеллект хуже справился с маммографией, но при анализе рентгенографических снимков проявил себя лучше врачей. Несовершенство технологий привело и к казусам – так, нейросеть не обнаружила перелом ребер, однако диагностировала патологию в легких, которой не было. Все это доказывает, что, несмотря на очевидные достоинства искусственного интеллекта, эта технология пока еще недостаточно совершенна.
«Сердце лечат сердцем»
Но даже при максимально высоком уровне развития нейросетей главным в медицине останется человеческий фактор. Ведь окончательное решение относительно методов лечения пациента и ответственность за них несет врач. Было бы неосмотрительно довериться в подобных вопросах искусственному интеллекту, который подвержен сбоям, неполадкам и хакерским атакам. Кроме того, ни одна технология не заменит живого человеческого участия, поддержки и помощи, которые так же важны для выздоровления, как и правильно подобранные лекарства. Лучше всех об этом сказал врач и ученый Владимир Александрович Алмазов: «Сердце можно лечить только сердцем». И это выражение верно не только для кардиологии, но и для любой другой области медицины.
Перспективы использования искусственного интеллекта в здравоохранении практически безграничны: это портативные устройства контроля показателей здоровья, средства оптимизации процесса диагностики, программы для автоматизации документооборота, повышения эффективности лечения и т.д. Но следует признать, что в вопросе врачебных решений и общения с пациентом машина никогда не сможет заменить человека. Более того, с ростом уровня автоматизации отрасли будет пропорционально возрастать важность коммуникации между доктором и больным.
С развитием методов лечения от врача требуются не только знание медицины, но и умение найти индивидуальный подход к каждому пациенту. Все яснее становится, что лечить нужно не болезнь, а человека – а для этого очень важно проявлять внимание, воспринимать его вдумчиво и внимательно. Именно такой посыл станет основным вектором развития медицины в ближайшем будущем.
материал MedLinks.ru