Заболевание яичка и его придатка под влиянием сифилитической инфекции встречается довольно часто, особенно в позднем гуммозном периоде болезни, среди проявлений которого они составляют не менее 3,8-4%.
По периоду болезни и локализации болезненных изменений принято различать:
- 1) epididymitis syphilitica secundaria,
- 2) orchitis secundaria,
- 3) epididymitis gummosa и
- 4) orchitis gummosa.
Необходимо оговориться, что сплошь и рядом встречаются смешанные поражения – одновременное заболевание и придатка и самого яичка.
Epididymitis secundaria относится к проявлениям свежего сифилиса; очень не редко он наблюдается в первые месяцы инфекции, через 2-3 месяца после первичной сифиломы, наряду с ранними кондиломатозными припадками. Начинается он обыкновенно совершенно незаметным образом: в головке (это весьма характерная локализация) придатка того или другого яичка или обоих сразу развивается небольшой, с горошину или орех, овоидный или шаровидный узел, очень плотной эластической консистенции. Окружающие его части на вид и наощупь остаются совершенно нормальными. Узелок этот абсолютно безболезнен, слегка лишь, и то не всегда, чувствителен к давлению. Общее состояние здоровья при этом нисколько не нарушается, температура остается нормальной. Немудрено, что в подавляющем большинстве случаев больные и не подозревают об его существовании. Затем epididymitis secundaria вступает в стадию обратного развития, конечным исходом которой всегда бывает restitutio ad integrum.
Orchitis secundaria характеризуется медленным, тоже безболезненным и при нормальной температуре развивающимся увеличением размеров самого яичка; на высоте развития процесса последнее представляется равномерно увеличенным в 1,5-2 раза по сравнению с нормальным, слегка чувствительным к давлению, несколько оплотневшим, более тяжелым, чем здоровое яичко; кожа scrotum совершенно не изменена. Единственная жалоба больных – ощущение тяжести или тянущей тупой боли, скорее неловкости, в паху. Обычный исход вторичного орхита – постепенное и бесследное разрешение.
Семенной канатик как при вторичном эпидидимите, так и при орхите, остается всегда интактным.
Длительное течение этих поражений резко сокращается при применении общего специфического лечения.
Epididymitis gummosa встречается несравненно чаще, чем вторичный эпидидимит. При нем заболевает обычно весь придаток яичка целиком: он увеличивается в размерах в 4-5 раз, до величины грецкого ореха и даже больше, становится плотным, твердым, поверхность его большей частью неровна, бугриста. Полное отсутствие самопроизвольных болей, безлихорадочное и постепенное развитие и здесь должны быть подчеркнуты в качестве типичного симптома. Даже сдавливание припухшего придатка не вызывает какой-либо значительной боли. Достигнув пике своего развития, опухоль многие недели или даже месяцы остается без видимых изменений. Обратное развитие, как правило, – разрешение: придаток постепенно принимает нормальный свой вид; лишь как исключение наблюдается размягчение гуммозного очага с последующим спаиванием с кожей scrotum, истончением ее, прободением и образованием более или менее глубокой гуммозной язвы, заживающей впоследствии втянутым рубцом.
Sarcocele gummosa – наиболее частая форма сифилитического поражения яичка. Характерной является следующая триада симптомов: 1) безболезненное увеличение размеров, 2) твердость и 3) увеличение веса яичка. Также без лихорадки и какого-либо заметного влияния на общее самочувствие и также безболезненно начинаются увеличение яичка и оплотнение его. При исследовании на высоте развития процесса находят, что пораженное яичко увеличено до размеров гусиного яйца, яблока, кулака; форма его напоминает собой грушу, висящую основанием вниз; наощупь яичко представляется очень плотным, твердым, совершенно лишенным эластичности, упругости; поверхность его или гладкая или отличается более или менее выраженной бугристостью; кожа мошонки во всех отношениях нормальна; яичко совершенно неболезненное даже при давлении; мало того, оно несравненно менее чувствительно, чем здоровое яичко; наконец больное яичко поражает своим весом: оно очень тяжело, и на это сами больные обращают внимание врача, указывая, что тяжесть опухшего яичка вызывает у них ощущение тянущей боли в семенном канатике. Полного своего развития описанная картина достигает в течение нескольких месяцев; дальнейшее течение болезни, – если не проводится специфическая терапия, весьма торпидное, – может измеряться годами.
Как правило, sarcocele бывает односторонним; впрочем, последовательно может заболеть и второе яичко. Одновременное поражение яичка и придатка гуммозным процессом наблюдается редко.
Иногда, приблизительно в 25-30%, к sarcocele присоединяется излияние жидкости в полость tunicae vaginalis propria – hydrocele, что характеризуется еще большим увеличением размеров, выраженной гладкостью поверхности пораженного яичка и более мягкой, явно эластичной консистенцией его.
Патологоанатомические изменения при sarcocele развиваются в двух направлениях. Одновременно наблюдаются:
1) интерстициальный, более или менее разлитой воспалительный процесс и 2) образование ограниченных гуммозных узлов. Первый характеризуется мощной клеточной инфильтрацией corporis Highmori и septulorum testis и разращением в них соединительной ткани. Утолщенные перегородки давят на семенные трубки и при известней силе процесса вызывают в них отчетливые регрессивные явления: эпителий подвергается жировому перерождению, гибнет, канальцы запустевают. Дело может дойти до превращения яичка в чисто соединительнотканное образование. Понятно, что столь грубые анатомические изменения не могут не сказаться самым роковым образом на функции яичка. При частичном поражении, при своевременном лечении правда, функция его может восстановиться в полной мере, но и азооспермия, impotentia generandi, в исходе наблюдается не менее как в половине случаев sarcocele, конечно, пои двустороннем поражении. Само яичко после разрешения интерстициального орхита атрофируется вследствие последовательного сморщивания новообразованной соединительной ткани, может превратиться в плотный, абсолютно нечувствительный узелок величиной с орех и меньше.
Sarcocele gummosa в узком смысле этого термина, т. е. орхит с развитием ограниченных узловых гумм, редко встречается в чистом виде; как правило, узлы развиваются одновременное интерстициальным воспалительным процессом. Исходным пунктом организованных гумм яичка служит тоже соединительная ткань corporis Highmori или septulorum testis. Здесь именно развивается гумма, вполне аналогичная по строению, течению и исходам гуммам других локализаций. Обыкновенно более крупные гуммы располагаются вблизи поверхности яичка. При обратном развитии гумма яичка или рассасывается, не оставляя после себя заметных следов, или сыровидно перерождается и осумковывается или переходит в нагноение. В последнем случае гумма размягчается, спаивается с кожей мошонки и вскрывается. Образовавшаяся при этом язва заживает срастающимся с яичком втянутым рубцом. В зависимости от размеров распавшейся гуммы большая или меньшая часть железистой ткани яичка гибнет при этом безвозвратно.
Диагностика сифилитических поражений яичка и его придатка не вызывает обычно затруднений. Характерный для сифилиса симптомокомплекс составляют: 1) нормальная температура, 2) отсутствие признаков острого воспаления, главным образом болезненности, 3) медленное развитие, 4) сопутствующие припадки сифилиса.
Гонорейные эпидидимиты легко отличаются по: 1) острому, с повышением температуры и значительным нарушением общего самочувствия, началу и течению, 2) наличию гонореи, 3) резкой болезненности, 4) предшествующему часто поражению семенного канатика, 5) отеку и покраснению мошонки (в большинстве случаев).
Рак и саркома яичка характеризуются: 1) быстрым ростом. 2) болезненностью, 3) метастазами в железы, 4) быстрым поражением funiculi spermatid и придатков.
Туберкулезный орхит обладает следующими дифференциально-диагностическими симптомами: 1) ему всегда предшествует поражение придатка, стенки vas. deferent is, 2) при нем всегда налицо резкая болезненность, 3) при распадении туберкулезных гранулем как правило образуются фистулезные ходы, 4) ему сопутствует очень часто туберкулез в других органах.