17 июля 2019 года, 08:38
Депутаты приняли в первом чтении законопроект, допускающий курение в специально выделенных изолированных помещениях аэропортов. Места для курения будут оборудоваться в транзитных зонах аэропортов, а также в зонах, где находятся пассажиры, уже прошедшие предполетный досмотр. Противники инициативы считают, что она создает угрозу государственной политике по ограничению курения. А вентиляция, фильтрация воздуха и выделение специальных помещений для курения неэффективны.
Изменения вносятся в ст.12 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Документ был инициирован первым заместителем председателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергеем Боярским. «Предлагается вернуть возможность, и только лишь возможность, а не обязать наших операторов авиаузлов организовать изолированные места для курения или так называемые курительные кабины, с тем, чтобы дать возможность курильщикам реализовать свою потребность в ситуациях, когда они ждут рейса несколько часов, при задержке рейса или длительных пересадках. Так они не будут никому мешать и нарушать права некурящих людей», — заявил Боярский.
По его словам, принятый в феврале 2013 года антитабачный закон — «один из лучших на постсоветском пространстве и даже в Европе», однако у этого документа есть ряд недостатков. В том числе, полный запрет на курение на территории и в помещениях аэропортов. И основная цель инициативы — защита некурящих и сохранение чистого воздуха в общественных пространствах за счет создания специальных курилок, оборудованных мощными системами вентиляции.
Курильщики «За»
Законопроект с энтузиазмом встретили в общероссийском Движении за права курильщиков. По словам исполнительного директора организации Андрея Лоскутова, речь идет о «возращении к здравому смыслу». «Давайте посмотрим на курящих людей, как на граждан страны, которые платят налоги, ходят на выборы и имеют право на некоторые свои привычки – не всегда те, которые поддерживаются каким-то количеством госучреждений, — заявил Лоскутов Медновостям. – Сегодня таких граждан лишают легальной возможности воспользоваться легально приобретенным за легально заработанные деньги товаром, не давая при этом никакой альтернативы».
По его словам, в аэропортах Франции и Германии, «где уважают своих граждан и проезжающих транзитом граждан других стран», имеются комфортабельные места для курения. А во многих российских аэропортах «стоят закрытыми, но готовы хоть завтра открыться» специально оборудованные изолированные помещения для курения.
Медики «Против»
Законопроект поддержал профильный думский комитет по охране здоровья: депутаты считают, что возвращение курительных комнат в аэропорты будет действеннее тотального запрета на курение. Но Минздрав с этим не согласен. По мнению ведомства, возвращение курительных комнат в аэропорты будет способствовать увеличению числа курильщиков и росту заболеваний, обусловленных потреблением табака.
Против законопроекта выступают в ОНФ. Ранее сопредседатель Центрального штаба организации, президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль направил обращение вице-премьеру России Татьяне Голиковой и председателю Госдумы Вячеславу Володину с просьбой учесть при рассмотрении законопроекта о возвращении курилок позицию экспертов. «Любые послабления в последовательной государственной антитабачной политике негативно повлияют на здоровье нации в целом и не должны приниматься в экономических интересах отдельных организаций», – говорится в обращении Рошаля.
По его данным, полный запрет курения в общественных местах снижает потребление табака в среднем на 10–15%, а вероятность успешных попыток бросить курить значительно возрастает. Кроме того, организация курилок не помогает решить проблему курения в туалетах, поскольку такие нарушения были повсеместными еще до демонтирования курительных комнат в аэропортах. Исследования, наоборот, показывают, что нарушений почти в пять раз больше в тех аэропортах, где курилки разрешены.
«Инициатива табачной промышленности»
Как считает сопредседатель Российской антитабачной коалиции Дарья Халтурина, в целом все это выглядит «как инспирированная табачной индустрией инициатива. «Во всем мире табачная индустрия лоббирует эти табачные комнаты. Они являются, по сути, рекламой курения. Легализация курительных комнат в аэропортах выглядит как попытка расшатывания и демонтажа антитабачного законодательства, которое позволило сократить число курильщиков в России на четверть», – цитирует Халтурину пресс-служба ОНФ.
По ее словам, крупнейшие международные аэропорты, например: аэропорт Джона Кеннеди в Нью-Йорке и Хитроу в Лондоне, не имеют курительных комнат. Проблема зависимости курильщиков решается продажей никотиновых пластырей. Проблема с запрещенным курением в туалетах решается установкой датчиков дыма и вынесением места курения на улицу. А в США и Китае в транзитные зоны вообще нельзя проносить зажигалки, потому что там были попытки терактов с их использованием. «Курилками вынуждены дышать все. Мои коллеги до демонтажа курилок в Шереметьево проводили замеры воздуха рядом с ними, и там приборами фиксировался очень высокий уровень отравляющих веществ. Вентиляция не помогает, двери курилок часто открываются, а курение там не прекращается», – отмечает Халтурина.