Кулебякина М.Ю.1, Зубарева И.Г.2
1Кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»; 2Кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Аннотация
В статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной компетентности классного руководителя. Акцентируется внимание на развитии компетентности учителя.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная компетентность, профессиональные компетенции, личностно-профессиональный рост.
Kulebyakina M.Y.1, Zubarevа I. G.2
1 Candidate of pedagogical sciences, Mordovian State Pedagogical Institute; 2 Candidate of pedagogical sciences, Mordovian State Pedagogical Institute
ALL-RUSSIAN FORUM OF CLASS TEACHERS AS MEANS OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER
Аbstract
In article the problem of improvement of professional competence of the class teacher is considered. The attention is focused on development of competence of the teacher.
Keywords: professional competence, pedagogical activity, dissemination of innovative pedagogical experience.
В условиях модернизации российского образования главным профессиональным качеством для учителя становится процесс непрерывного личностно-профессионального роста, под которым «понимаются изменения в ценностно-смысловых образованиях и мотивации овладения профессиональной компетентностью учителя, творческая самореализация и достижение успеха в педагогической деятельности, потребность в постоянном личностном саморазвитии» [6, 104]. Преимущество компетентностного подхода к овладению профессиональной деятельностью, связано с тем, что данный подход позволяет определить содержание, а также средства развития и совершенствования профессиональной компетентности педагога, как его личностного качества, основывающегося на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленную социально-профессиональную характеристику [2; 3, 445; 7, 152]. Именно они в дальнейшем становятся ведущим мотивом выстраивания траектории собственного профессионального роста педагога, определяющейся следующими принципами: профессионально-деятельностным, предусматривающим накопление педагогом знаний, овладение способами деятельности, обретение опыта педагогического общения с целью постоянного самосовершенствования и саморазвития; личностно-направленным, ориентирующим учителя на адекватное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и внутренних ресурсов; организационно-технологическим, предполагающим проектирование технологий, реализация которых позволит повысить профессиональную компетентность педагога; перспективно-результативным, определяющим направления дальнейшего развития и совершенствования профессиональной педагогической компетентности [7, 154]. В связи с этим возникает необходимость в создании условий, в которых классный руководитель сможет развивать и повышать уровень своих профессиональных компетенций: исследовательских, когнитивных, проектировочных, коммуникативных и др. [9, 35].
Результаты мониторинга изучения потребности региона в переподготовке и повышении квалификации работников образовательных организаций, свидетельствуют о том, что наиболее эффективными формами и средствами повышения профессиональной компетентности педагогов являются семинары-практикумы (30,3 %); стажировки (20,4 %); методические семинары (18,2 %); консультационные семинары (17,4 %) [5].
К наиболее эффективным средствам повышения профессиональной компетентности классных руководителей следует отнести семинары-практикумы, содержание и технология проведения которых позволяют актуализировать современные достижения педагогической науки и практики.
Впервые в ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» был проведен Всероссийский форум «Профессиональное мастерство классных руководителей: традиции и инновации», который вобрал в себя лучшие традиции ежегодного республиканского семинара для классных руководителей, организуемого кафедрой педагогики факультета педагогического и художественного образования. Главной целью форума явилось повышение уровня профессиональной компетентности классного руководителя. В задачи данного мероприятия входили: стимулирование творческой инициативы классных руководителей; выявление и распространение передового педагогического опыта, профессионального мастерства классных руководителей; расширение диапазона профессионального общения и творчества классных руководителей; повышение значимости профессионального педагогического образования и педагогической профессии, мотивация студентов к изучению педагогических дисциплин, овладению образовательной программой; содействие формированию творческого сотрудничества представителей педагогической науки и образовательной практики.
Порядок проведения форума предусматривал выступление участников в формате мастер-классов, педагогических мастерских, проектов (социально-педагогических, учебных, исследовательских), стендовых докладов на базе презентационных площадок: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16», МОУ «Гимназия № 19», МОУ «Лицей № 26», г. о. Саранск, ГБНОУ РМ «Республиканский лицей – Центр для одаренных детей» по следующим направлениям: «Педагогическое сотрудничество классных руководителей с родителями»; «Одаренные дети и особенности воспитательного взаимодействия с ними»; «Педагогическое сотрудничество классных руководителей с родителями»; «Воспитательный потенциал этнокультурного образования»; «Духовно-нравственное воспитание в системе работы классного руководителя»; «Кадетское образование и воспитание в Республике Мордовия».
В ходе организованных дискуссий обсуждались проблемы педагогического взаимодействия семьи и школы в воспитательной системе современного образовательного учреждения; воспитательного потенциала этнокультурного образования; формирования гражданственности, духовности и толерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе; кадетского образования и воспитания в условиях региональной системы образования; интеграции общего и дополнительного образования в системе работы с одаренными детьми и др.
Практическая часть мероприятия была представлена работой творческих студий, научных лабораторий, круглых столов, которые позволили участникам раскрыть особенности профессионального мастерства классных руководителей, расширить границы их творчества, оптимизировать значимость профессионального педагогического образования и педагогической профессии. В частности, педагогами-практиками были спроектированы и проведены мастер-классы «Как я использую приёмы воспитательных технологий в работе с классом»; «Учитель-ребенок-родитель: от взаимодействия к результату»; «Образование и воспитание младших школьников в условиях поликультурного региона»; «Особенности территории народного промысла в работе школы»; «Использование особенностей социальной среды региона народного промысла в системе работы классного руководителя»; «Психолого-педагогические аспекты организации работы с одаренными учащимися»; деловая игра «Счастлив тот, кто счастлив дома; а также церемония присвоения имени Ф. Ушакова младшим кадетам 5–6 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 3» г.о. Саранск.
Наряду с преподавателями, аспирантами, студентами института в работе форума приняли участие преподаватели Нижегородского государственного института, Пензенской государственной технологической академии. Данную инициативу поддержали работники организаций среднего профессионального образования – преподаватели Самарского колледжа связи, а также классные руководители общеобразовательных учреждений городов Нижнего Новгорода, Москвы, Самары, представители органов управления образованием, творчески работающие классные руководители городского округа Саранск и муниципальных районов Республики Мордовия. Направления работы форума позволили обозначить широкий спектр проблем современного воспитания, актуализировать ключевые базовые и предметные компетенции участников, стимулировать творческую деятельность педагогов. Благодаря реализации указанных видов деятельности достигается необходимый уровень квалификации педагогических кадров, формируются компетенции и развиваются творческие качества классных руководителей [3; 10, 13].
Таким образом, проектируемая участниками форума развивающая среда создает благоприятные условия для совершенствования профессиональной компетентности классного руководителя, стимулирует его дальнейший личностно-профессиональный рост.
Работа проводилась при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России»
Литература
- Борытко, Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — 214 с.
- Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (Теоретико-методологический аспект) [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2006. – № 8. – С. 23.
- Кадакин, В.В. Инновационные процессы в высшем образовании (из опыта работы Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева) [Текст] / В.В. Кадакин // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 2 (20) – С. 11.
- Новиков, А.М., Новиков, Д.А. Методология. – М.: СИНТЕГ. – 668 с. –С. 445.
- Результаты республиканского мониторинга потребностей региона в оказании услуг в сфере профессионального и личностного развития / под общ. ред. В. В. Кадакина ; Мордов. гос. пед. ин– т. – Саранск, 2012. – 80 с.
- Татьянина, Т.В. Компетентность как условие личностно-профессионального роста будущего учителя [Текст] / Т.В. Татьянина, С.В. Кутняк // Интеграция образования. – 2009. – № 2. – С 104 – 107.
- Татьянина, Т.В. Этапы применения дидактической системы в формировании профессиональной компетентности будущего учителя [Текст] / Т.В. Татьянина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2010. – № 125 – С. 151 – 158.
- Шкатова, Т.Г. Содержание профессиональной компетентности педагога [Текст] / Т.Г. Шкатова // Ярославский педагогический вестник. – 2010. – № 1. – 2010. – С 100 – 103.
- Шукшина, Т.И. Педагогическая олимпиада как гуманитарная технология формирования профессиональной компетентности [Текст] / Т.И. Шукшина, Т.В. Татьянина // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 11 – С. 35.
- Шукшина, Т.И. Развитие системы научно-исследовательской деятельности в педагогической деятельности [Текст] / Т.И. Шукшина, П.В. Замкин // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 2 (20) – С. 13.