Джанов Р. А.
Магистрант, Алматы Менеджмент Университет
ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЖИВОТНОВОДСТВА В КАЗАХСТАНЕ
Аннотация
Развитие сельского хозяйства находится в числе приоритетов нашего государства. Учитывая тот факт, что стратегией экономического роста нашей страны предусмотрено как стремление конкурентного присутствия на глобальном рынке, так и развитие агропромышленного комплекса Казахстана. Доля продукции животноводства в общем валовом объёме казахстанской сельхозпродукции составляет более 52%. В этих условиях как никогда актуален вопрос системного подхода в развитии казахстанского животноводства как отрасли сельского хозяйства.
Ключевые слова: развитие животноводства, зарубежный опыт развития сельского хозяйства, государственная поддержка животноводства.
Dzhanov R. A.
Magistrate, Almaty Management University
OPPORTUNITIES FOR DEVELOPMENT OF LIVESTOCK IN KAZAKHSTAN
Abstract
Development of agriculture is in the number of priorities of our state. Strategy of the economy growing of Kazakhstan is envisage a competition presence at the global market and development of agroindustrial complex of Kazakhstan. Stake of products of stock-raising in the gross volume of products of agriculture makes more than 52%. And presently approach of the systems is very actual in development of the Kazakhstan stock-raising, as industry of agriculture.
Keywords: development of animal husbandry, the international experience of agricultural development, government support livestock.
Принятая в 2013 году Программа по развитию агропромышленного комплекса в РК на 2013 – 2020 годы (так называемая программа «Агробизнес – 2020») призвана поддержать развитие производства продукции отечественного сельхозпроизводителя и снижения импортозависимости Казахстана в части продукции агропромышленного сектора. В рамках программы запланировано увеличение финансирования АПК РК за счёт бюджетных средств, а также предложены современные и эффективные механизмы для его поддержки. В том числе такие финансовые инструменты поддержки сельхозпроизводителей, как инвестиционные субсидии, субсидирование ставки вознаграждения по кредитам и лизингу гарантирование и страхование займов, финансовое оздоровление, а также фондирование банков второго уровня. [1]
Так, например, на субсидирование процентной ставки на реализацию приоритетных проектов планируется выделение 337 млрд. тенге, на субсидирование производства продукции – 361 млрд. тенге, на гарантирование и страхование – 104 млрд. тенге, на инвестиционные субсидии – 156 млрд. тенге, на субсидирование племенного дела – 237 млрд. тенге.
С учётом увеличения инвестиций государства в агропромышленный сектор, а также прочих государственных мер по поддержке и созданию условий для развития отрасли запланировано существенное увеличение объёмов производства сельскохозяйственной продукции.
Государственная поддержка, исходя из программы «Агробизнес – 2020» должна позволить достичь таких показателей производства мясной продукции по видам до:
- говядины – 715 тыс. тонн,
- баранины – 294 тыс. тонн,
- свинины – 369 тыс. тонн,
- конины – 163 тыс. тонн,
- мяса птиц – 236 тыс. тонн.
Производство молочной продукции планируется довести до уровня 5160 тонн. Это выше достигнутого уровня на 50%. Поголовье животных молочного направления должно составить 1357 тыс. голов. На 2012 год этот показатель составляет 801 тыс. голов.
Планируемое к приобретению поголовье КРС молочного направления в период 2014-2020 гг. составит 233 000 голов. Импорт племенных животных должен составить – 33 тыс. голов, племенных телок – 13 тыс. голов. Данная мера позволит существенно повысить генетический потенциал молочного стада разводимых животных в Казахстане [1].
Именно за счёт повышения продуктивности животных планируется добиться повышения производства продукции животноводства. При этом удой коров необходимо повысить в 1,5 раза, чтобы достичь показателя в 3363 кг. Это будет достижимо при выполнении показателей, как:
- для сельхозпредприятий – 4415 кг,
- для крестьянских хозяйств – 3500 кг,
- для домашних хозяйствах – 3000 кг.
Соответственно необходимо проведение модернизация действующих производственных мощностей и сознание новых. Только такие меры помогут увеличить долю сельхозпредприятий и крестьянских хозяйств в производстве продукции.
Если посмотреть динамику роста физического объёма, то можно наблюдать стабильный рост. Начиная с 1999 года можно наблюдать положительный рост в среднем на 3,3% в год физического объёма и увеличение общего числа поголовья животных на 56,1%, что составляет порядка 57,4 млн. голов. По оценкам аналитиков, по показателю численности поголовья животных мы достигли показателей 1996 года. Но если соотнести с показателями 1990 года, то это составляет – 52%. Из них, крупного рогатого скота – 57,1, овец – 42,3, свиней – 31,8 и птиц -57%. Что касается поголовья лошадей, то уже достигнут уровень 1990 года. [2]
Что же касается структуры распределения поголовья животных, то основная доля по нашей республике сосредоточена в домашних хозяйствах, а это 53,5%. На долю сельхозпредприятий приходится порядка 34,6 %, на крестьянские хозяйства – 11,8%. Учитывая, что живой вес животных и показатель продуктивности удоев молока за последние десятилетия практически не изменились, то данные показатели существенного влияния на производство сельхозпродукции и численности животных не оказывают. Соответственно, рост производства сельхозпродукции в Казахстане напрямую зависит от динамики изменения поголовья. В данном контексте можно судить в большей степени об экстенсивных факторах развития производства.
Производство молока (удои) в данный момент не превышает 2240 кг молока в год. И это достаточно низкий показатель в мировой практике. Но также следует отметить, что отдельные сельхозпредприятия, использующие современные технологии добиваются более высоких показателей, чем в целом по животноводческой отрасли Казахстана.
В развитии животноводческого производства одну из главных ролей играют так называемые биологические направления, которые учитывают такие факторы, как особенности и условия кормления, генетический потенциал, иммунологически статус и т.д. Здесь включаются такие технологии как генная инженерия и селекционно-племенная работа. Современные инновационные технологии позволяют добиться на данном фронте существенных результатов в части увеличения эффективности производства.
В данный момент в нашей республике происходит настоящая экспансия племенной продукции иностранного производства. В этих условиях отечественная племенная база находится в запущенном состоянии. Приобретение племенного материала, к сожалению производится не системно и не имеет место быть единой и централизованной координационной работы в данном направлении. Отсутствуют подготовленные и квалифицированные кадры в необходимом количестве, в частности такие специалисты как зоотехник-селекционер. Данная факторы значительно снижает эффективность селекционно-племенной работы.
В зарубежных странах, где животноводство хорошо развито как отрасль доля племенного поголовья колеблется от 30 до 40% от общей численности животных.
Уровень поголовья, причисленного к категории племенного в отечественном скотоводчестве, едва достигает 7%. А это в натуральном выражении порядка 401 тысяча голов из 5 млн. суммарного поголовья крупного рогатого скота. В молочном направлении это 3%, в мясном направлении – 4%, а мясомолочного – 21,4%. Более качественные показатели достигнуты в свиноводстве, где порядка 13% скота является племенным. Это учитывая тот факт, что, основной породой свиней является крупная белая порода. 11% от общего поголовья овец являются племенными на момент проведения исследования – 2013 год. 6,8 % поголовья лошадей являются племенными. Верблюдоводство, являясь специфическим направлением животноводства Казахстана, имеет 10% племенного поголовья. Из которых подавляющее большинство, а это более 70%, являются представителями породы казахский бактериан, а около 30% – туркменский арван.
Что касается птицеводства, то в нашей республике производится разведение птиц яичного и мясного направления. Доля племенных птиц в общем поголовье составляет 12%, в мясном направлении племенными являются 25%, в яичном – 74%. [2] К сожалению, приходится констатировать, тот факт, что в данный момент уровень конкурентоспособности казахстанских сельхозтоваропроизводителей на мировом рынке достаточно низок. Среди стран с развивающимися экономиками можно отметить Россию и Республику Беларусь, они же являются нашими партнёрами в едином экономическом пространстве – Таможенном союзе. Если говорить об объёме государственной поддержки сельского хозяйства Казахстана, то её объем, ниже, чем у стран, входящих в Таможенный союз.
Например, в Российской федерации, по итогам 2013 года, уровень государственной поддержки составляет 4%, в Беларуси – 11,8%, в Казахстане – 3,1%. от валовой стоимости произведённой сельхозпродукции. Если соотнести уровень государственной поддержки на 1 га пашни, то, в России – 60 долл., в Республике Беларусь – 502 долл. США. В Казахстане же выделяется в среднем около 19 долларов. При этом, по оценке Всемирного банка, объем всех субсидий в Республике Беларусь, которые так или иначе завуалированы под другими формами, достигает 30%. [2]
Рассматривая опыт развитых стран, можно увидеть, что высокая конкурентоспособность отрасли и эффективность производства достигается главным образом путём интенсификации производства, которая достигается, в том числе внедрением инноваций. США, Канада, Аргентина, Бразилия, и Австралии считаются наиболее развитыми в плане животноводство странами, где практически всё животноводство индустриализировано. Несомненным лидером являются Соединённые Штаты Америки.
АПК США на данный момент является мировым лидером в производстве и экспорте сельскохозяйственной продукции. Суммарный объём производства сельхозпродукции, а также продуктов её переработки и реализации – более 1,3 трлн. долл. В США животноводство в большей степени ориентировано на мясное направление. Научные исследования позволяют повышать эффективность затрат в сельском хозяйстве Соединённых Штатах Америки, так как постоянно оптимизируются методы селекции сельскохозяйственных животных. Этому способствует государственная политика в области агропромышленного комплекса, в том числе программы поддержки инновационной деятельности. Результатами чего явилось высококачественное, опережающее рост поголовья, кормление животных, а также фундаментальная селекционно-племенная работа, благодаря чему были выведены гибриды повышенной продуктивности и лучшие мировые породы мясных животных. [3]
Что касается молочного направления животноводства, то в США практикуется активные исследования в области повышения продуктивных качеств молочных коров, результатами которых становятся инновации с использованием биотехнологий. И всё же в США животноводство не является отраслью, где доминирует государственная поддержка, за исключением молочной. Действующим с 2008 года «Сельскохозяйственным законом» (Farm Bill 2008), определён пакет программ поддержки производителей молока. Это федеральные программы, касательно вопросов:
– регулирования закупочных цен на молоко,
– поддержка экспорта молочной продукции,
– поддержки цен на молочные продукты,
– поддержка доходов производителей молока.
Господдержка животноводства, в основном, складывается из косвенных мер воздействия на производство. Мясное животноводство регулируется законом об импорте мяса в США, который ограничивает объёмы импорта мясной продукции в страну. Существует таможенный тариф, который производит ценовую защиту местного производителя. Программу экспортных кредитов регулирует «Товарно-кредитная корпорация», методом надбавки цен на мясо. Для выпаса скота зачастую в западных регионах США предоставляется государственные (федеральные) пастбищные угодья на льготных условиях аренды.
Налоговое регулирование носит дифференцированный характер. Скотоводческие фермы с доходом 100 – 250 тыс. долл. в год производят оплату достаточно щадящего налога в 1,0 – 4,5 тыс. долл. Крупные предприятия находятся на более жёстком налоговом режиме.
Предоставление ссуд и кредитов производится правительством США через местные фермерские администрации по более низкому проценту, чем рыночная ставка кредита. Действуют программы поддержки сельхозпроизводителей в случае чрезвычайных ситуаций, когда правительство покрывает до 50 % затрат на корма. [3]
Таким образом, анализ опыта стран с развитым сельским хозяйством свидетельствует, что государственная политика в области АПК является одним из ключевых фактором для развития сельского хозяйства. Причём, важнейшим её направлением видится поддержка инновационной деятельности, а также всяческое стимулирование таковой. Вмешательство государства в агропромышленный комплекс, как правило, обусловлено такими факторами, как зависимость сельского хозяйства от природных факторов, более медленными темпами роста сельхозпроизводства по сравнению с промышленностью, постоянное и ускоряющееся сокращение доли сельских жителей и работников сельского хозяйства в населении страны и это уже носит характер глобального тренда.
Литература
- Программа по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013 – 2020 годы «Агробизнес – 2020» ” [Электронный источник], РГП на ПХВ «Республиканский центр правовой информации» МЮ РК, – www.adilet.zan.kz.
- М. И. Сигарев, Ж. М. Нуркужаев, Перспективы развития отрасли животноводства в Казахстане – исследование [Электронный источник], Газета «КазахЗерно.kz». – 2013. -www.kazakh-zerno.kz.
- А. С. Терентьева. Современные тренды в животноводстве США [Электронный источник], Интернет-издание «Россия-Америка в XXI веке». – 2013. – №2. – www.rusus.ru.