Спикер: Заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор кафедры инновационного медицинского менеджмента Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России, Георгий Алексеевич Комаров
Низкое качество подготовки медицинских работников остается одной из основных причин нехватки квалифицированных специалистов. Согласно социологическим исследованиям только 45,5% выпускников мед. ВУЗов считают себя всесторонне подготовленными к самостоятельной работе. При этом 77,2% жалуются на недостаточную клиническую подготовку, а 9,1% – на нехватку теоретических знаний. Для решения проблемы необходим комплексный подход. Во-первых, необходимо изменить систему контроля знаний студентов, так как существующая пятибалльная система не дает возможности определить уровень квалификации будущего врача. Уже давно обсуждается возможность использования рейтинг-системы оценки, которая поможет искоренить принцип учебы «за оценку» и дать стимул к учебе «за знания». Кроме того, такая система позволит объективно оценить уровень профессиональной квалификации студентов в процессе обучения.
Еще одно направление, требующее пересмотра, — сроки обучения. Сейчас студент, обучаясь в вузе шесть лет, получает в итоге диплом врача «общей практики». А изучить более узкую специальность можно только в ординатуре. При этом на освоение знаний дается 2 года. Поэтому рациональнее было бы выделить 4 года на получение базовых знаний по общим предметам, а последние два года отдать под изучение профильной специальности. Плюс 2 года ординатуры для закрепления и отработки навыков. Кроме того, ординатура должна стать обязательным этапом обучения любого врача, а для специалистов, ведущих обучение молодых врачей, необходимо ввести дополнительное материальное вознаграждение.
Еще одна проблема в отработке практических навыков. На данный момент в большинстве вузов клинические кафедры расположены на базе лечебных учреждений практического здравоохранения. При этом за предоставление помещений для учебных комнат, разрешение на использование медицинской аппаратуры для учебных целей и регламент работы студентов в палатах, манипуляционных, операционных комнатах отвечает главный врач, а не руководство кафедры. Такая особенность сильно мешает в практической подготовке будущих врачей, так как кафедры фактически лишены возможности строить учебный процесс в соответствии с современными требованиями.
Проблема образования не единственная требующая решения. Нехватка медицинских кадров обусловлена и другими факторами. Например, низким уровнем оплаты труда, что подтверждается и статистикой количества врачей разного профиля. Из всех врачебных специальностей за 2019 год больше всего сократилось количество врачей скорой помощи. Также сократилось число медсестер и работников регистратур. В российских больницах и поликлиниках наблюдается нехватка хирургов, акушеров-гинекологов, стоматологов-терапевтов. В период пандемии коронавируса особенно заметна стала нехватка врачей-инфекционистов.