Введение
У большинства женщин в постменопаузе имеются атрофические изменения тканей вульвы и влагалища. Атрофический вагинит (АВ) имеет клинические проявления более чем у 90% женщин в постменопаузе [1–3].
Современные исследования показывают, что нарушение вагинальной микробиоты играет ключевую роль в развитии атрофии и связанных с ней проявлений (сухость влагалища, снижение сексуальной функции) и ухудшении качества жизни [4, 5]. Установлено, что в зависимости от длительности и стадии менопаузы в вагинальной микробиоте уменьшается число видов, в большей степени за счет представителей рода Lactobacillus, и изменяются типы бактериальных сообществ [5–7]. По данным разных авторов [8, 9], изменения микробиоты в постменопаузе демонстрируют сходство с нарушением микробиоценоза при воспалительных заболеваниях органов малого таза, ВИЧ-инфекции, папилломавирусной инфекции, а также во время беременности. При этом ряд ученых не находят связи между выраженностью вагинальных симптомов, воспалительными изменениями в слизистой и микробиотой влагалища [10].
Известно, что лактобактерии обладают эстрогензависимой способностью к адгезии на эпителиальных клетках влагалища. Продуцируя перекись водорода, биосурфактант и антибиотикоподобные вещества, образуя молочную кислоту при ферментативном расщеплении гликогена, лактобактерии снижают уровень pH до 4,5, обеспечивая тем самым наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности нормальной флоры, и препятствуют колонизации на слизистой чужеродных микроорганизмов [11, 12].
С учетом патогенетических механизмов развития заболевания основным методом лечения считается гормональная терапия. Предпочтение отдается местной вагинальной гормональной терапии ввиду отсутствия системного воздействия, в том числе на эндометрий, необходимости в большинстве случаев приема гестагенов, низкой гормональной нагрузки и минимальных побочных эффектов [13–16]. Однако существует большая группа женщин, которым гормональная терапия противопоказана или которые не желают ее принимать. Таким пациенткам показаны негормональные препараты в качестве альтернативного способа лечения. Данные средства обеспечивают купирование симптомов АВ, так как они безопасны, эффективны и удобны в применении [17]. Внедрение новых негормональных комбинированных препаратов, позволяющих восстановить микробиоценоз и увлажнить эпителий, может быть эффективной альтернативой другим средствам [18, 19].
Цель исследования: изучить эффективность негормонального средства, содержащего фитокомплекс, лактобактерии и гиалуроновую кислоту, в коррекции проявлений АВ в зависимости от стадии постменопаузы по системе STRAW+10.
Содержание статьи
Материал и методы
Обследовано 58 женщин на разных стадиях постменопаузы по системе STRAW+10 (см. рисунок, табл. 1) с диагнозом АВ. Дизайн исследования подразумевал назначение негормонального средства на разных стадиях постменопаузы и сравнение полученных результатов. Пациенток после гормональной терапии (по прошествии менее 6 мес.) в исследование не включали.

![Рисунок. Стадии старения репродуктивной системы женщин по STRAW+10 [21] Figure. Stages of the female reproductive system aging according to STRAW+10 criteria [21] Рисунок. Стадии старения репродуктивной системы женщин по STRAW+10 [21] Figure. Stages of the female reproductive system aging according to STRAW+10 criteria [21]](https://medblog.su/wp-content/uploads/2026/01/1768507892_959_Negormonalnaya-terapiya-atroficheskogo-vaginita-na-raznyh-stadiyah-postmenopauzy-Dobrohotova.png)
В исследование вошли пациентки после естественной менопаузы с признаками АВ по данным жалоб и гинекологического осмотра. Были исключены женщины с гиперчувствительностью к данному средству, пациентки после менопаузальной гормональной терапии (по прошествии менее 6 мес.) или фитотерапии (менее 3 мес.), а также женщины после лечения антибиотиками, противогрибковыми препаратами (менее 1 мес.).
Использовали негормональное средство Триофемин в течение 30 дней по 1 дозированному крему в преддверие влагалища ежедневно на ночь. Триофемин в своем составе содержит фитокомплекс из красного клевера, экстракта диоскореи, центеллы азиатской, листьев алоэ, лактобактерии, гиалуроновую кислоту и пантенол. Предполагается, что такая комбинация обеспечивает многоцелевое действие: увлажняющее, регенерирующее, противовоспалительное, а также способствует восстановлению нормального микробиоценоза влагалища. Все женщины подписали информированное согласие на участие в исследовании.
Обследование проводили исходно и через 32 дня (через 2 дня после введения последней дозы крема в преддверие влагалища). Оно включало сбор жалоб и данных анамнеза жизни и заболевания, общий и гинекологический осмотры. Также в работе применялись микробиологические и молекулярно-биологические методы обследования. Микроскопическое исследование выполнялось по методике с окрашиванием по Граму. Влагалищная микробиота изучена методом полимеразной цепной реакции в режиме реального времени при помощи тест-системы «Фемофлор». Для визуальной оценки атрофических изменений применяли индекс вагинального здоровья (ИВЗ). По 5-балльной шкале оценивали количество и качество отделяемого, увлажненность, эластичность и толщину влагалищного эпителия. Определяли рН влагалища при помощи индикаторных полосок. Перед забором из влагалища материала на исследование женщин информировали о необходимости соблюдения гигиенических правил.
До и после окончания местного лечения пациентки заполняли опросники относительно степени выраженности симптомов вагинальной атрофии по визуальной аналоговой шкале (ВАШ), адаптированной Е.И. Ермаковой [20]. Оценивали такие критерии, как сухость, жжение, зуд, диспареуния, боль при гинекологическом осмотре. Для пациенток, живущих половой жизнью, использовали Индекс женской сексуальной функции (The Female Sexual Function Index, FSFI). Анализ результатов позволил получить информацию о субъективной оценке женщинами собственных ощущений, эффективности проведенной терапии и оценить качество их жизни.
Статистический анализ результатов исследования проведен при помощи программ электронных таблиц Microsoft Excel и пакета прикладных программ Statistica for Windows (версия 10). После оценки правильности распределения выборок сравнение параметрических вариантов проводилось на основе критерия Стьюдента (t) с вычислением вероятности ошибки (p).
Результаты и обсуждение
Все пациентки хорошо переносили предложенную терапию. После окончания лечения выявлены субъективные и объективные изменения атрофических процессов во влагалище.
В таблице 2 представлены жалобы пациенток до и после местного лечения АВ.

После проведенного курса лечения жалобы сохранялись у достоверно меньшего количества женщин (р<0,05): у 2 (12,5%) — в группе +1a, +1b, у 2 (14,3%) — в группе +1с и у 4 (14,3%) — в группе +2.
До начала лечения стенки влагалища у пациенток с АВ были гиперемированы, с наличием множественных петехий, истончены, легко травмировались, что подтверждалось значениями ИВЗ и кислотно-щелочным состоянием влагалищной среды (табл. 3).

Как видно из таблицы 3, после местной терапии АВ отмечено статистически значимое снижение pH и увеличение ИВЗ в группе +1a, +1b по сравнению с исходными уровнями (р<0,05). В группах +1с и +2 значение pH после лечения нормализовалось с увеличением ИВЗ, но достоверных различий не выявлено (р>0,05).
Всем пациенткам с целью исключения острого воспаления было проведено микроскопическое исследование. Атрофический тип мазка был подтвержден у 81,2% (13/16) женщин в группе +1a, +1b, у 78,6% (11/14) — в группе +1с и у 82,1% (23/28) — в группе +2. Палочковая флора отсутствовала у всех пациенток. На 32-й день терапии при микроскопическом исследовании атрофический тип мазка выявлен у 18,7% (3/16) пациенток в группе +1a, +1b, у 14,3% (2/14) — в группе +1с и у 17,8 (5/28) — в группе +2.
Результаты изменений микробиоты влагалища в зависимости от менопаузального возраста представлены в таблице 4.

Как видно из таблицы 4, у пациенток с АВ не было лактобактерий и отмечалась колонизация влагалища условно-патогенными микроорганизмами. Факультативно-анаэробная микробиота представлена Enterobacteriaceae и Streptococcus spp., количество которых возрастало к стадии +2. С увеличением постменопаузального возраста увеличивалась доля облигатно-анаэробных микроорганизмов (Peptostreptococcus spp., G. vaginalis, Atopobium vaginae и др.). Достоверных различий в микробиоме влагалища в зависимости от стадии менопаузы не выявлено (р>0,05).
После 30-дневного курса лечения местным средством Триофемин было отмечено увеличение количества лактобактерий в слизистом слое влагалища (в 4,8 раза — в группе со стадией постменопаузы +1a, +1b и +1с и в 4,9 раза — в группе +2, р<0,05), уменьшение уровня обсемененности стафилококками (в 3,8 раза — в группе со стадией постменопаузы +1a, +1b , в 2,8 раза — в группе +1с и в 4,1 раза — в группе +2, р<0,05), стрептококками (в группе +1a, +1b — в 2,8 раза, в группе +1с — в 3,2 раза и в группе +2 — в 2 раза, р<0,05), пептострептококками (в группе +1a, +1b — в 4 раза, в группе +1с — в 3,5 раза и в группе +2 — в 4,5 раза, р<0,05) и энтеробактериями (в группе +1a,+1b — в 1,4 раза, в группах +1с и +2 — в 1,5 раза, р>0,05).
При оценке микробиоценоза половых путей дисбиоз влагалища II степени выявлен у 75% (12/16) пациенток в группе +1a, +1b, у 78,6% (11/14) — в группе +1с и у 71,4% (20/28) — в группе +2. У оставшихся 25,9% (15/58) пациенток всех групп был дисбиоз влагалища III степени. После проведенного лечения нормоценоз во влагалище выявлен у 75% (12/16) пациенток в группе +1a, +1b, у 71,4% (10/14) — в группе +1с и у 82,1% (23/28) — в группе +2, промежуточный тип микробиоценоза сохранялся у 22,4% (13/58) женщин.
До и после применения средства проводилась оценка степени выраженности симптомов вагинальной атрофии (сухость, жжение, зуд, диспареуния, боль при гинекологическом осмотре) по ВАШ, адаптированной Е.И. Ермаковой (табл. 5).

Как видно из таблицы 5, после проведенного лечения степень выраженности симптомов вагинальной атрофии по ВАШ, адаптированной Е.И. Ермаковой, уменьшилась у всех женщин (р<0,05), что говорит о хороших увлажняющих, противовоспалительных и репаративных свойствах средства Триофемин.
Для пациенток, живущих половой жизнью, использовали вопросник FSFI. (табл. 6). При оценке субъективного благополучия женщин, живущих половой жизнью, после проведенного лечения улучшение отмечено во всех группах, статистически значимое — в группе +2 (р<0,05).

Заключение
Настоящее исследование показало, что применение негормонального местного средства позволило значительно уменьшить клинические проявления АВ и улучшить качество жизни пациенток. В результате проведенной терапии Lactobacillus spp. замещали как факультативные анаэробы (Streptococcus spp., Staphylococcus spp. и др.), так и облигатные анаэробы (G. vaginalis, Peptostreptococcus spp., Atopobium vaginae и др.), количество которых уменьшилось, что свидетельствует о восстановлении лактофлоры, вытеснении условно-патогенных микроорганизмов и тем самым способствует регрессу клинической симптоматики. При этом эффективность не зависела от стадии менопаузы. Полученные результаты исследования позволяют рекомендовать негормональное средство, содержащее фитокомплекс, лактобактерии, гиалуроновую кислоту и пантенол, в качестве эффективного средства для коррекции проявлений АВ.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Доброхотова Юлия Эдуардовна — д.м.н., профессор, заведующая кафедрой акушерства и гинекологии Института хирургии ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (Пироговский Университет); 117513, Россия, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1; ORCID iD 0000-0002-7830-2290
Каранашева Альбина Хасанбиевна — к.м.н., ассистент кафедры акушерства и гинекологии Института хирургии ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (Пироговский Университет); 117513, Россия, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1; ORCID iD 0000-0003-3410-2059
Контактная информация: Каранашева Альбина Хасанбиевна, e-mail: kar.albina@gmail.com
Прозрачность финансовой деятельности: никто из авторов не имеет финансовой заинтересованности в представленных материалах или методах.
Конфликт интересов отсутствует.
Статья поступила 02.10.2025.
Поступила после рецензирования 27.10.2025.
Принята в печать 21.11.2025
ABOUT THE AUTHORS:
Yulia E. Dobrokhotova — Dr. Sc. (Med.), Professor, Head of the Department of Obstetrics and Gynecology of the Institute of Surgery, Pirogov Russian National Research Medical University; 1, Ostrovityanov str., Moscow, 117513, Russian Federation; ORCID iD 0000-0002-7830-2290
Albina Kh. Karanasheva — C. Sc. (Med.), Teaching Assistant of the Department of Obstetrics and Gynecology, Institute of Surgery, Pirogov Russian National Research Medical University; 1, Ostrovityanov str., Moscow, 117997, Russian Federation; ORCID iD 0000-0003-3410-2059
Contact information: Albina Kh. Karanasheva, e-mail: kar.albina@gmail.com
Financial Disclosure: no authors have a financial or property interest in any material or method mentioned.
There is no conflict of interest.
Received 02.10.2025.
Revised 27.10.2025.
Accepted 21.11.2025.
Информация с rmj.ru

