Никоноров В.М.
К.э.н., Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет
КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА МЕТОДИК ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье исследованы основные методы ценообразования. Рассмотрена классификация существующих методов. Выявлены их достоинства и недостатки.
Ключевые слова: затратное ценообразование, рыночное ценообразование, цена, вероятность, ожидаемое значение.
Nikonorov V.M.
PhD in Economics, Saint-Petersburg State University of economics and trade
CRITERIA OF QUALITY OF TECHNIQUES OF PRICING
Abstract
In article the main methods of pricing are investigated. Classification of existing methods is considered. Their merits and demerits are revealed.
Keywords: Expensive pricing, market pricing, the price, the probability, expected value.
Актуальность исследования заключается в том, что определение критериев качества методик ценообразования позволит осуществить выбор оптимальной для каждого соответствующего случая методики ценообразования, что позволит приблизить цену к равновесной и тем самым оптимизировать результаты деятельности хозяйствующего субъекта.
В мировой хозяйственной практике наиболее распространены два подхода к ценообразованию — затратный и рыночный (табл.1). [1]
Затратную модель ценообразования определяют интересы производства, рыночную — маркетинг. Это две альтернативы. Выбор одной из них подразумевает отказ от каких-либо преимуществ, связанных с другой альтернативой.
Таблица 1 – Затратный и рыночный подходы к ценообразованию
Затратный подход | Рыночный подход |
Иерархия приоритетов | |
1. Продукт | 1. Покупатель |
2. Технология | 2. Ценность |
3. Затраты | 3. Цена |
4. Цена | 4. Затраты |
5. Ценность | 5. Технология |
6. Покупатель | 6. Продукт |
Соответственно, уже на этом этапе можно прогнозировать, что затратный подход дает более точную оценку цены продукта (товара, услуги). В то время как рыночный подход требует, как нам кажется, скорее применения понятия «вероятность». Поскольку цена, выстроенная посредством рыночного подхода, может отличаться в ту или иную сторону от цены, которая является наиболее приемлемой для покупателя (ожидаемой цены). И здесь можно применить аппарат теории вероятности, использовав следующие понятия, – «ожидаемая цена», «стандартное отклонение цены».
Ожидаемая цена будет считаться по формуле (1).
(1)
Где Цi – возможная цена, руб./шт.;
pi – вероятность этой возможной цены;
n – общее число возможных вариантов цен.
Стандартное отклонение цены определяется по формуле (2).
(2)
Соответственно, возникает вопрос о виде распределения вероятностей цены, полученной с помощью рыночного подхода. Это тема отдельного исследования.
Более детально рассмотрим затратные и рыночные методы ценообразования (табл.2).
Таблица 2 – Затратный и рыночный методы ценообразования
Методы ценообразования затратного подхода | Методы ценообразования рыночного подхода | ||
Затратные | Параметрические | Методы учета потребительского эффекта | Методы стимулирования сбыта продукции |
1. Метод полных издержек | 1. Метод удельной цены | 1. Метод психологического ценообразования | 1. Метод учета эластичности спроса |
2. Метод стандартных издержек | 2. Метод балльной оценки | 2. Метод применения ценовых скидок | |
3. Метод прямых издержек | 3. Метод регрессионного анализа | ||
4. Метод прямых стандартных издержек | 4. Метод коинтеграционного анализа | ||
5. Метод рентабельности активов |
Предполагается, что затратные методы ценообразования дают более точную оценку цены. Соответственно, рассмотрим по отдельности затратные методы ценообразования (табл.3).
Сущность затратного подхода заключается в том, что отправной точкой при расчете цен являются фактические затраты фирмы на производство и реализацию товаров. Отлаженный бухгалтерский и управленческий учет позволяет достаточно точно определить эти затраты. Модель цены при затратном методе ее формирования включает три базовых элемента: переменные затраты на изготовление единицы изделия, средние постоянные затраты на ту же единицу и прибыль, рассчитанную соответствующим образом.
Таблица 3 – Непосредственно затратные методы ценообразования
Метод | База формирования цены | Расчет наценки
|
Метод полных издержек | Полная себестоимость единицы продукции | Желаемая прибыль рассчитывается как произведение себестоимости на процент рентабельности
|
Метод прямых издержек.
Директ-кост |
Переменные производственные затраты на единицу продукции | Желаемая прибыль + управленческие расходы + коммерческие расходы
|
Метод стандартных издержек. Стандарт-кост | Переменные производственные затраты на единицу продукции в соответствии с жесткими нормативами расхода ресурсов | Желаемая прибыль + управленческие расходы + коммерческие расходы
|
Метод на основе рентабельности активов | Полная себестоимость единицы продукции | Желаемая прибыль рассчитывается как произведение стоимости активов на процент рентабельности активов
|
Действительно, данные табл.3 показывают более высокую точность определения цены продукта (работы, услуги) в сравнении с рыночными методами ценообразования.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
- Принято рассматривать затратные и рыночные методы ценообразования.
- Более высокую точность определения цены дают затратные методы ценообразования.
- Для того чтобы сделать рыночные методы ценообразования более точными можно применить вероятностную формализацию понятия «цена», что выводит нас на принципиально иной уровень методики ценообразования.
Литература
- Скляренко В.К., Прудников В.М.. Экономика предприятия.- М.: ИНФРА-М, 2010.-528 с.