Как преподавателям сохранить свой голос
Голос – это не только средство коммуникации, но и мощный инструмент преподавателей, способный вдохновлять, передавать знания и зажигать сердца учеников. Но этот дар, к сожалению, очень хрупок. В результате длительных наблюдений Европейского общества ларингологов эксперты выявили, что 40-50% учителей страдают патологиями голосовых складок и выраженной дисфункцией речевого аппарата.
Ежедневно голос педагога работает на пределе – лекции, семинары, уроки по
несколько часов подряд. Все это зачастую приводит к развитию различных серьезных
нарушений, и именно поэтому учителям особенно важно знать, как уберечь себя и
что делать, если с голосом все-таки что-то случилось.
Виды нарушений голоса:
Фонастения – слабость голоса, нарушение координации между дыхательной,
артикуляционной, фонационной и резонаторной системами. Клинически она
проявляется быстрой утомляемостью, тремором, снижением высоты и интенсивности
голоса, а также сужением голосового диапазона и разнообразными негативными
субъективными ощущениями.
Афония – это расстройство характеризующиеся полным отсутствием голоса. Человек
может говорить только шепотом. Существует несколько типов афонии:
Паретическая — внезапная потеря голоса вследствии снижения тонуса голосовых
мышц.
Спастическая — резкое напряжение мышц голосового аппарата.
Паретико-спастическая — сложное сочетание слабости и напряжения мышц гортани.
Дисфония – расстройство фонаторной функции, сопровождающееся осиплостью голоса,
болью, спазмами, першением в горле, изменением тембра, обусловленное нарушениями
в периферическом отделе речевого анализатора.
Основными причинами развития патологий у преподавателей являются: неправильное
использование голоса и дыхания, неверная звукоподача, неблагоприятные условия
(шум, сухой воздух, плохая акустика помещения), стресс, курение и длительное
напряжение.
Как педагогу сохранить голос:
“Очень важно научиться нижнереберно–диафрагмальному дыханию, чтобы обеспечить
достаточное поступление воздуха и предотвратить перенапряжение голосовых складок
во время уроков и лекций. Представьте, что легкие – это воздушный шар, а
диафрагма – насос, который его надувает. Система должна работать согласованно:
если человек не задействует ее и дышит грудью, он накачивает шар только
наполовину. В этом случае, чтобы компенсировать недостаток воздуха, мышцы
гортани, в том числе голосовая мышца, работают в усиленном режиме, что может
привести к их перенапряжению и развитию проблем. При правильном дыхании на вдохе
живот должен двигаться и увеличиваться, а на выдохе спадать.” – комментирует
доктор педагогических наук, профессор главный научный сотрудник отделения
фониатрии ФГБУ «Национального исследовательского медицинского центра
оториноларингологии ФМБА», профессор кафедры логопедии Московского
педагогического университета.
Чтобы ученики поняли и услышали информацию даже на задних партах, не обязательно
прибегать к повышенному тону или форсированию голоса. Это приводит лишь к
охриплости и быстрой утомляемости складок. Необходимо работать над дикцией с
помощью регулярных упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата:
губ, языка и нижней челюсти. Это поможет и четко донести информацию, и сохранить
здоровье голоса.
Имитируйте зевоту. Это даст возможность избавиться от зажимов и говорить
свободнее.
Перед зеркалом вытяните губы трубочкой, а затем улыбнитесь. Поочередно десять
раз произносите звуки “У” и “И”.
Затем высуньте язык и восемь раз старайтесь дотянуться им сначала до подбородка,
а потом до кончика носа. Завершающим упражнением этой группы будет произношение
звуков “П” и “Б” десять раз. Это поможет активизировать губы, оптимизировать
внутриротовое давление и улучшить дикцию.
Произносите глухие согласные — п, ф, т, с, ш, к, ч, щ, ц, х. Четко
проговаривайте каждый звук по несколько раз.
Поочередно произносите два слога: «кью», сильно округляя губы, и «икс», широко
улыбаясь. Упражнение нужно выполнить не менее тридцати раз. За счет этого
расслабляются мышцы гортани и голос становиться глубже.
Проговаривайте скороговорки. Это проверенный способ сделать речь четкой, а
произношение — более внятным. Обращайте внимание на слова, которые вам даются с
трудом – это укажет на звуки, с которыми у вас могут быть проблемы. Меняйте темп
при тренировках, постепенно ускоряя его.
Помимо этого, нужно пить достаточное количество воды в течение дня и включать в
рацион продукты, богатые витаминами и минералами, необходимыми для здоровья
голосового аппарата (сливочное масло, сырые яйца, нежирное мясо, злаки,
морепродукты, горький шоколад, теплое молоко), исключите острые и жирные блюда,
а также алкоголь и газированные напитки.
Разогрев голосовых складок перед уроком:
Чтобы активизировать голосовые складки и повысить общий тонус рекомендуем
традиционный гигиенический массаж лица и шеи. Делайте круговые поглаживающие
движения по часовой стрелке, повторяя их не менее 8 раз. Особое внимание уделите
чувствительным точкам: на висках и у крыльев носа, на подбородке и за ушами, на
шее и между бровей. Полезно перед началом занятий произносить длительно звук М с
одновременным постукиванием по крыльям носа, направляя звучание в «маску» — 8-10
раз.
Также перед началом голосовой нагрузки можно выпить стакан теплой воды и
повторить профилактические упражнения.
Важно: Помните, преподаватели не должны использовать свой голос более 20 часов в
неделю. Однако многим приходится работать сверх нормы, поэтому необходимо делать
перерывы в работе, чтобы дать голосовым складкам отдохнуть. Если вы все же
чувствуете усталость и у вас появились первые признаки дисфонии, рекомендуем
принять препарат Гомеовокс, который используется при потере голоса, хрипоте и
переутомлении голосовых складок. Кроме того, очень важно своевременно обращаться
к фониатру или отоларингологу для проведения диагностики и назначения
персонального лечения.
Забота о голосе должна стать неотъемлемой частью жизни каждого преподавателя.
Регулярная профилактика, использование правильных дыхательных техник, бережное
отношение к голосу во время и вне работы – это инвестиции в долгосрочную
профессиональную жизнь и, что важно, в собственное благополучие.
материал MedLinks.ru