Филиппов А.Ю.1, Филиппов Ю.В.2, Филиппова С.О.3
1Студент; 3доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; 2аспирант, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СПОРТИВНЫХ СЕКЦИЯХ
Аннотация
В статье рассматривается проблема привлечения младших школьников к занятиям в спортивных секциях с целью сохранения и укрепления их здоровья. Обсуждается вопрос роли родителей в выборе детьми спортивной секции. Приводится результаты исследования включенности учащихся младших классов в спортивную деятельность, и анализируются причины, препятствующие занятиям детей избранным видом спорта.
Ключевые слова: здоровье, младшие школьники, спортивные секции.
Filippov A.Yu.1, Filippov Yu.V.2, Filippova S.O.3
1Student; 3the doctor of pedagogical sciences, the professor, The Herzen state pedagogical university of Russian; 2graduate student, St. Petersburg research institute of physical culture
RESEARCH OF THE PROBLEM OF OCCUPATIONS YOUNGER SCHOOL STUDENTS IN SPORTS SECTIONS
Abstract
In article the problem of involvement of younger school students to occupations in sports sections for the purpose of preservation and strengthening of their health is considered. The question of a role of parents in a choice is discussed by children of sports section. It is brought results of research of an inclusiveness of pupils of elementary grades into sports activity, and the reasons interfering occupations of children by the chosen sport are analyzed.
Keywords: health, younger school students, sports sections.
В современном мире все актуальнее становиться решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей. Многочисленные исследования связывают высокую физическую активность со снижением риска развития различных болезней, в том числе сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Регулярные занятия спортом повышают тонус мышц, активизируют работу всех систем организма, положительно влияют на иммунитет, повышая сопротивляемость детей инфекциям и другим заболеваниям.
В период младшего школьного возраста у детей отмечается высокая пластичность нервной системы, что способствует лучшему и более быстрому усвоению двигательных навыков, а двигательные условные рефлексы закрепляются сразу же и на всю жизнь [5].
Многое исследователи [4, 8] обращают внимание на то, что спорт требует раннего включения детей в освоение избранного вида спортивной деятельности. Приобретение мастерства совпадает по времени с развитием общих способностей, получением школьного образования и с процессом формирования личности.
В период младшего школьного возраста можно рекомендовать занятия такими видами спорта, как акробатика с 8-10 лет, спортивная гимнастика для мальчиков с 8-10 лет, для девочек с 7-10 лет. Художественная гимнастика с 7-10 лет. Фигурное катание с 7-10 лет, плавание с 7-10 лет, теннис с 7-10 лет. Чуть позже, с 9 лет можно начинать занятия лыжами, парусным спортом, на батуте, биатлоном.
Как известно, ребенок может обладать идеальными физическими способностями, телосложением, свойствами нервной системы, волевыми качествами, но без достаточной мотивации он не будет заниматься спортом.
Разными авторами рассматриваются разные аспекты мотивации. Например, Г.И. Польшина обосновывает значение формирования устойчивой мотивации детей к занятиям спортом на начальном этапе спортивной подготовки, приводит выявленную структуру мотивации и причины начала регулярных занятий спортом, характеризует поведение и деятельность тренера как важные факторы поддержания у детей желания продолжать занятия спортом [6].
При изучении мотивов у учащихся разного возраста еще в 1982 году О.В. Дашкевич и В.А. Зобков определили, что для становящейся личности младшего школьника характерна потребность в двигательной, эмоциональной активности, в самовыражении и общении. Поэтому, удовлетворяя данные потребности младшего школьника, учитель физической культуры, тем самым, формирует положительную, устойчивую мотивацию к занятиям физической культурой и спортом [1].
Л.А. Семенов (2005) акцентирует внимание на том, что потребности, лежащие в основе мотивации, побудившей к занятиям спортом, а далее к напряженным тренировкам, могут быть самыми различными, зачастую известными лишь самому спортсмену. При этом мотивы занятий спортом могут быть направлены как на сам процесс занятий, так и на результат. В первом случае, особенно в младшем школьном возрасте (когда, как правило, многие начинают заниматься спортом), мотивацией может быть удовлетворение естественной биологической потребности в движении, а также получение впечатлений, непосредственных эмоций, связанных со спортивной деятельностью (т.е. мотивация психологического характера). Во втором случае в основе мотивации лежит стремление к совершенствованию в физическом плане. Это достаточно сильная мотивация, так как любой мальчишка хочет быть здоровым, сильным, выносливым, а любая девочка – красивой, гибкой, иметь хорошую фигуру. Кроме того, большое значение, особенно в детском возрасте, имеют внешние факторы, являющиеся порой непосредственным толчком, приводящим ребенка в спортивную секцию, в частности, подражание товарищам [7].
В создании устойчивой мотивации особую роль могут сыграть родители. Однако часто родители при выборе спортивной секции для ребенка исходят из собственного вкуса и своих нереализованных желаний. Так, изучение А.М. Егоровой, С.О. Филипповой мотивов родителей дошкольников при определении для своего ребенка секции каратэ показало следующее. Самыми значимыми мотивами оказались три: доступность занятий для детей дошкольного возраста, близкое расположение секции к дому, удобное время занятий. Значительно реже встречались мотивы: чрезмерная активность ребенка, желание выработать у ребенка уверенность в себе, рекомендация врачей: необходимость укрепления здоровья, отсутствие оплаты за занятия, желание видеть в ребенке будущего спортсмена. Интересными представляются результаты анализа мнений родителей о спортивных перспективах их детей. Так 16,5% родителей хотят, чтобы их ребенок стал чемпионом города, а 29,7% – кандидатом в мастера спорта. В то же время, для 19,8% родителей не важно, сложится ли спортивная карьера их ребенка. 34% опрошенных затруднились дать ответ [2].
Необходимо отметить, что, несмотря на сложности социально-экономической ситуации в стране, возрастающий дефицит финансирования образования, сеть учреждений физкультурно-спортивной направленности не только сохранена, но и продолжает развиваться. Стабильность сети подтверждает роль и значимость учреждений физкультурно-спортивной направленности, их современный статус.
Однако в сравнении с многими зарубежными странами Россия в вопросе привлечения школьников к занятиям спортом значительно проигрывает. Многие исследователи отмечают высокий уровень физкультурно-оздоровительной работы в США, где около 30 млн. юношей и девушек в возрасте от 6 до 21 года ежегодно участвуют в различных школьных, внешкольных и студенческих программах. Всего спортом в США занимается более 75% школьников. Для сравнения в России эта цифра составляет 3,9% [3].
В 2001 году американская академия педиатрии опубликовала заявление о пропаганде детского спорта. В 2005 году институт Медицины, занимающейся проблемой снижения уровня двигательной активности детей и подростков, рекомендовал широкое внедрение в школах широкого спектра физкультурно-оздоровительных программ для учащихся, включая тех, кому не хватает времени серьезно заниматься спортом.
Значительное число зарубежных исследований посвящено различным проблемам детского спорта. A.S. Dimech, R. Seiler (2011) изучали роль спорта в снижении тревожности младших школьников. Результаты исследования показали, что снижение тревожности происходит в большей степени, когда дети занимаются командными видами спорта [9].
В исследовании S. Wuerth, M.J. Lee, D. Alfermann (2004) рассматривается вопрос участия родителей в становлении спортивной карьеры их детей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что активное участие родителей стимулирует рост спортивной карьеры их детей. Причем оба родителя играют важную роль, хотя эти роли в развитии карьеры юного спортсмена отличаются[10].
Целью нашего исследования было определение степени включенности младших школьников в занятия спортом. Исследование проводилось с февраля по июнь 2013 года. В исследовании приняли участие 45 учащихся третьих классов школы № 653 с углубленным изучением хинди и английского языков Калининского района Санкт-Петербурга.
Информация о занятия спортом была получена при помощи анкетирования младших школьников. Результаты анкетирования согласовывались с результатами бесед с родителями и учителями физической культуры. Анкета включала следующие вопросы:
- С какого возраста ты начал заниматься спортом?
- Как часто ты занимаешься спортом?
- Где ты занимаешься спортом?
- Какой вид спорта тебе больше всего нравится?
В ходе обработки данных анкетирования были получены следующие результаты.
Большинство учащихся приобщились к спортивной деятельности с 5 лет. Троих из них родители привели в секции очень рано – в 3 года. Семеро из опрошенных начали занятия спортом с 8 лет. Однако некоторые школьники вообще не занимаются спортом (1 мальчик и 4 девочки).
Большинство мальчиков (12 человек) тренируются более 3-х раз в неделю, 6 человек два раза в неделю, 4 человека три раза в неделю и всего один занимается лишь раз в неделю.
Мальчики занимаются как в школьных секциях (43%), так и в детской спортивной школе (43 %). Девочки чаще всего посещают школьную секцию (50%). Реже всего школьники занимаются физическими упражнениями самостоятельно (мальчики 9%, девочки 17%) и с родителями (мальчики 4%, девочки 5%).
На вопрос: «Какой вид спорта тебе больше всего нравится?» подавляющее большинство мальчиков (76%) ответили – «футбол». Троим из опрошенных мальчиков нравятся боевые искусства. У девочек пристрастия более разнообразные. Им интересны и танцы, и волейбол, и теннис. Обращает на себя внимание тот факт, что почти 41% девочек выбрали футбол. Это объясняется тем, что в школе активно функционирует секция по этому виду спорта.
В то же время, не все школьники занимаются спортом (10,9%), а некоторые из тех, кто посещает спортивные секции, не вполне довольны выбором вида спорта.
Причины, препятствующие включению в занятия избранным видом спорта детей и подростков, выявлялись при помощи экспертной оценки. К ней были привлечены преподаватели факультета физической культуры Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. В результате исследования был составлен рейтинг причин, препятствующих занятиям спортом младших школьников:
- отдаленность секций от дома (30%);
- материальное положение семьи (30%)
- несовпадение мнения в выборе вида спорта детей и родителей (20%)
- отсутствие способностей ребенка к данному виду спорта (10%)
- недостаточная популярность вида спорта в СМИ (10%).
В заключении следует отметить, что ведущую роль в приобщении младших школьников к занятиям спортом играют учителя физической культуры. Именно они на своих уроках прививают детям любовь к занятиям физическими упражнениями, учат их заботиться о своем здоровье, первыми замечают и развивают спортивные способности школьников.
Литература
- Дашкевич О.В., Зобков В.А. Личностные факторы психической готовности юного спортсмена к спортивной деятельности. – М.: ГЦОЛИФК, 1982. – 79 с.
- Егорова А.М., Филиппова С.О. Изучение отношения детей и их родителей к занятиям в секции каратэ // Студенческий научный форум: матер. IV Междунар. студенческой электронной научной конференции. – Режим доступа: http://rae.ru:8888/forum2012/10/2273 (дата обращения: 11.06.2012).
- Егорова А.М., Филиппова С.О. Исследование проблем детского спорта за рубежом // Проблемы и перспективы развития физкультурного образования: матер. науч.-практ. конф. – СПб.: Балтика-пресс, 2013. – С. 23-26.
- Кирсанов В.Е. Детский и юношеский спорт как средство социализации молодого поколения: дис. … канд. социол. наук. – М., 2008. – 146 с.
- Клейн К.В., Николаева И.В., Люлюшин А.В. Проблемы возрастных норм для допуска к занятиям спортом детей и подростков // Медицина для спорта: матер. Всерос. конгресса. – М., 2011. – Режим доступа: http://www.sportmedicine.ru/medforsport-2011-papers/klein.php (дата обращения: 09.06.2012).
- Польшина Г.И. Мотивация детей к занятиям спортом на этапе начальной спортивной подготовки // Вестник адыгейского государственного университета. – 2007. – №3. – С. 294-299.
- Семенов Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психолого-педагогические аспекты. – М.: Советский спорт, 2005. – 142 с.
- Фабричников Д.А. Решение воспитательных задач в процессе тренировочной работы с юными спортсменами в детских спортивных школах: дис. … канд. пед. наук – Тюмень, 2005. – 146 с.
- Dimech A.S., Seiler R. Extra-curricular sport participation: A potential buffer against social anxiety symptoms in primary school children // Psychology of Sport and Exercise. – 2011. – Vol.12. – № 4. – рр. 347-354.
- Wuerth S., Lee M.J., Alfermann D. Parental involvement and athletes’ career in youth sport // Psychology of Sport and Exercise. – 2004. – Vol. 5. – № 1. – рр. 21-33.