Еще в самом начале пандемии COVID-19, когда еще не было достоверной информации об инфекции, коронавирусная инфекция большинством воспринималась не более, чем тяжелая разновидность респираторного заболевания. Однако отдаленные последствия коронавируса еще долгое время могут фиксироваться у большинства переболевших. Это состояние обозначается термином «постковид», и может сохраняться спустя недели и даже месяцы после болезни.
Какое влияние COVID-19 оказывает на иммунную систему и какие методы существуют для предупреждения негативных последствий для здоровья, рассказал в ходе Ученого Совета МЕДСИ Костинов Михаил Петрович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий лабораторией вакцинопрофилактики и иммунотерапии аллергических заболеваний НИИ вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова, профессор кафедры эпидемиологии и современных технологий вакцинации ИПО Первого МГМУ им. Сеченова Минздрава РФ. В докладе на тему «Постковидный синдром: иммунологические основы профилактики, лечения и реабилитации» он рассказал, что такое постковидный синдром, каковы механизмы поражения иммунной системы COVID-19, на что обращать внимание после болезни и как помочь организму восстановиться.
У пациентов, перенесших COVID-19, наблюдается такое явление как хронический иммунитет. Снижение количества Т-клеток и В-клеток коррелируют с постоянным выделением SARS-CoV-2, что может еще больше укрепить «хронический иммунитет» и его активацию в дальнейшем после COVID-19. Лимфопения и повышенный уровень провоспалительного С-реактивного белка (CRP) были обнаружены примерно у 7,3% и 9,5% выживших после COVID-19, соответственно, в среднем 54 дня после выписки из больницы. Более половины из этих выживших также страдают симптомами хронической усталости COVID-19. Сильная усталость – это первый симптом, с которым сталкивается большинство переболевших коронавирусной инфекцией. Многие пациенты также жалуются на ухудшение памяти, невозможность сосредоточиться, жалуются на раздражительность или, наоборот, депрессию, головокружение, плохой сон, отсутствие аппетита.
80% пациентов с тяжелым течением COVID-19 имеют поражение сердца и почти 25% — признаки продолжающегося воспаления миокарда через 3 мес. после постановки диагноза.
Инфекция SARS-CoV-2 глубоко отпечатывается на лимфоцитах и приводит к длительным потенциальным дисфункциям в организме, отметил профессор Костинов. И даже после клинического выздоровления фенотипические изменения в лимфоцитах могут сохраняться от 4 до 11 недель.
Треть амбулаторных пациентов с симптомами COVID-19 сообщили, что они не вернулись к исходному состоянию здоровья через 21 день после положительного теста на инфекцию SARS-CoV-2. Для сравнения, почти все взрослые с лабораторно подтвержденным гриппом, проходившие лечение амбулаторно, сообщили о возвращении к нормальной деятельности в течение 14 дней после начала заболевания.
Всего 13% из 143 пациентов, проходивших лечение в стационаре – только через 60 дней после начала заболевания полностью избавились от всех симптомов, у остальных чаще всех сохранялась слабость и одышка.
Ухудшение качества жизни наблюдалось у 44,1% больных. Большая часть людей по-прежнему жаловалась на усталость (53,1%), одышку (43,4%), боль в суставах (27,3%) и боль в груди (21,7%).
Примерно каждый пятый человек в возрасте от 18 до 34 лет без хронических заболеваний сообщил, что через 2-3 недели после выздоровления от COVID-19 так до конца и не избавился от некоторых симптомов. Более половины из этих пациентов в среднем через 54 дня после выписки из больницы, жаловались на симптомы хронической усталости COVID-19.
34% из 120 выздоровевших пациентов с тяжелой формой COVID-19 через 100 дней после госпитализации жаловались на проблемы с памятью, 30,8% — на проблемы со сном и 28% — на трудности с концентрацией внимания. Люди, перенесшие COVID в легкой или тяжелой форме, чаще сталкивались с такими последствиями как тревога и депрессия, чем пациенты, переболевшие гриппом и другими инфекциями дыхательных путей.
«Некоторые пациенты могут никогда не вернуться к своему первоначальному состоянию здоровья, тем самым устанавливая новый базовый уровень здоровья. Для нас главный вопрос: как восстановить исходный уровень здоровья посредством вовлечения иммунной системы?», — отметил профессор Костинов.
После COVID-19, как пояснил Михаил Петрович, восстановление идет месяцами. Через три месяца к тому уровню самочувствия, что был до заболевания, возвращается не более трети переболевших. Кроме того, еще не изучено влияние COVID-19 на аутоиммунитет. Нельзя исключить, что новый вирус может запустить или активировать аутоиммунные болезни.
В идеале, как отметил эксперт, лечение должно быть направлено на повышение вирусного иммунитета и ослабление системного воспаления. Сегодня иммуннотропные препараты помогают влиять на параметры врожденного иммунитета и усилить активность рецепторов врожденного иммунитета (RIG-1 и MDA-5), которые распознают вирус и запускают продукцию интерферона (ИФН) 1-го типа. Сейчас их опробуют при реабилитации после COVID-19.
«Почему у нас в России идет положительная динамика, как раз потому, что мы вмешиваемся на первой фазе, когда больные сидят дома и принимают назначенные препараты – индукторы интерферона, и другие, которые тормозят дальнейшее развитие болезни», — сказал профессор Костинов.
Также разработаны синтетические препараты, которые косвенно влияют на все этапы заболевания — от начала, когда вирус только проникает в организм, на последующих этапах — когда идет воспалительная реакция и может развиться гипервоспаление, и, наконец, на завершающем этапе — восстановлении. Сейчас идут международное и российское исследования разработанного специалистами НИИ им. Мечникова нового препарата «Азоксимера бромид». Ожидается, что новый препарат будет способен повлиять на иммунопатогенез практически на всех стадиях болезни. В основе подхода к лечению – поддержка иммунитета не только при реабилитации после перенесенного заболевания, но и с самого начала болезни. В итоге это поможет пациентам избежать реанимационных мероприятий, перехода на респираторную поддержку и ИВЛ. При этом, отметил профессор, перед применением таких препаратов нужно консультироваться с лечащим врачом.
В подтверждение профессор привел данные недавнего исследования с участием более 500 медицинских работников из «красных зон», подтверждающего эффективность своевременной терапии в повышении местного иммунитета слизистой оболочки носоглотки (Shintaro Sato and Hiroshi Kiyono The mucosal immune system of the respiratory tract Current Opinion in Virology 2012, 2:225–232).
После выздоровления у пациентов с COVID-19 важно усилить формирование постинфекционных антител, модулировать постинфекционный иммунитет. Мировое научное сообщество рассматривает иммунотерапию как одну из перспективных стратегий по борьбе с COVID-19. Последние результаты исследований группы ученых из Washington University School of Medicine обращают внимание на этот новый подход к лечению COVID-19. «Иммунотерапия может стать новым подходом к не только в профилактике, но и лечению, реабилитации пациентов с COVID-1», — подытожил профессор Костинов.