Биологические факторы развития шизофрении
Несмотря на более чем столетние исследования, причина шизофрении остается “загадкой, окутанной тайной внутри загадки.”
За последние несколько лет был собран длинный список внутриутробных факторов риска макроскопических аномалий, генетических маркеров, которые начали обобщаться, давая представление о том, как природа и воспитание взаимодействуют, чтобы дать начало этой загадке.
История лечения шизофрении несколько яснее, чем история самой болезни. Эра эффективных антипсихотических препаратов началась более 50 лет назад, и за последние пять десятилетий мы выработали гораздо более четкое понимание антипсихотических препаратов: мы узнали, с какими рецепторами они связываются, с какими областями мозга они взаимодействуют и на какие психологические процессы они влияют. Однако при отсутствии четкой картины того, что же не так при шизофрении, в первую очередь эти две истории идут параллельно.
Большинство выявленных факторов риска развития шизофрении связаны с событиями, происходящими в период пре-перинатального, а не постнатального развития. Роды в зимний период времени; роды в городе; внутриутробные инфекции (в частности, краснуха грипп, полиомиелит, инфекции дыхательных путей и центральной нервной системы); материнские стрессоры (тяжелая утрата, в частности, но также голод, наводнение, нежелательная беременность и депрессия); акушерские осложнения неонатальное повреждение ЦНС, а также низкая масса тела при рождении, преэклампсия, гипоксия и несовместимость с резус-фактором)- все это факторы развития шизофрении.
В настоящее время неизвестно, какой общий “механизм травмы” к возникновению шизофрении, или почему такие симптомы, как психоз, появляются только спустя десятилетия.
Кроме того, начинают выявляться постнатальные факторы экологического риска развития шизофрении. Употребление каннабиса, особенно в раннем подростковом возрасте, связано с развитием психоза.
Каннабис не столько вызывает шизофрению у здоровых людей, сколько “разоблачает” шизофрению у тех, кто имеет генетическую предрасположенность к этому заболеванию.
Социальные и экологические стрессоры могут оказывать аналогичное воздействие на людей, подверженных шизофрении. Личный или семейный анамнез миграции является важным фактором риска, увеличивающим риск развития шизофрении втрое.
Другие экологические стрессоры, связанные с шизофренией, включают проживание в городах, этническое меньшинство, детскую травму и социальную изоляцию. Предполагается, что дискриминация или другие формы социального или экономического неблагополучия могут вызвать у некоторых людей развитие когнитивного предубеждения в сторону параноидального или бредового мышления. Кроме того, стресс может дать окончательный толчок, который подтолкнет уязвимых людей к развитию дисрегулированного нейрохимического состояния, в результате чего появятся психотические симптомы.
Нейроанатомические аномалии макроскопические аномалии компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) нейровизуализационные исследования выявили аномалии структуры головного мозга при шизофрении. Хорошо известные результаты включают увеличенные боковые желудочки и уменьшенные объемы гиппокампа, парагиппокампальной извилины и миндалины. Некоторые исследования также показали меньшие размеры префронтальной коры головного мозга и фоновой информации (в корреляции с негативными симптомами) и слуховой коры верхней височной извилины (в корреляции с галлюцинациями). В сравнительных исследованиях монозиготных близнецов у пораженного родного брата отмечается меньший объем всего мозга в целом, увеличение третьего и боковых желудочков, а также снижение удельного объема гиппокампа и лобных долей.
Здесь следует отметить ограниченность объемных исследований. Во-первых, они не указывают на микроскопическую патологию, присутствующую в области уменьшенного объема. Во-вторых, они могут не выявлять области, в которых существует тонкая патология, не уменьшающие общий объем (например, эктопия или неправильное соединение). В-третьих, в настоящее время неясно, каким образом макроскопические аномалии шизофрении приводят к положительным, отрицательным и когнитивным симптомам.
Тем не менее все эти факты не оставляют сомнений в том, что шизофрения является “мозговым расстройством”, хотя ни одно из этих отклонений в настоящее время не является патогномоничным или диагностическим. Микроскопические аномалии при шизофрении наблюдались в гиппокампе и передней поясной извилине и префронтальной коре.
Сообщалось об изменениях в общем размере и количестве нейронов, а также о различных изменениях в организации и структуре нейронов. Значение этих выводов в настоящее время остается неопределенным.
Исследования лобной коры и лимбической коры показывают снижение количества определенных типов нейронов в высших корковых слоях. Вместо этого эти нейроны появляются в нижних слоях или даже в подкорковом белом веществе, как будто их миграция остановилась слишком рано. Поскольку эта стадия нейронной миграции происходит во втором триместре беременности, сроки совпадают со многими известными факторами риска развития шизофрении.
Аномальная миграция нейронов при шизофрении, вероятно, будет перспективной областью для будущих исследований.
Генетические факторы из всех известных факторов риска развития шизофрении наиболее мощным является семейный анамнез. Наследуемость шизофрении, или общая изменчивость, объясняемая всеми генетическими факторами, составляет 81%.
Эти данные указывают на то, что геном несет значительную долю бремени риска шизофрении, но эти данные не уточняют, какие именно гены несут основную тяжесть этого бремени. В последнее время исследования геномных связей и ассоциаций выявили неуклонно растущий набор генов-кандидатов для риска развития шизофрении.
Таким образом, при наличии множественных биологических факторов, приводящих к шизофрении не выявлен механизм развития заболевания.
материал MedLinks.ru