Компания «Такеда» совместно с МГХПА им. С.Г. Строганова и Фондом культуры «ЕКАТЕРИНА» представляют выставочный проект «Прорыв». Лауреаты международного творческого конкурса среди учащихся вузов и художественных училищ «Такеда. Art/Help. Прорыв», а также известные современные художники стали участниками масштабного комплексного проекта «Такеда. Боль и Воля» в поддержку развития паллиативной помощи и новых технологий в медицине. Экспозиция выставки демонстрирует, как технологии служат современному искусству, которое, в свою очередь, раскрывает гуманистические проблемы современности. Куратор проекта – искусствовед Михаил Сидлин.
Андрей Потапов, генеральный директор «Такеда Россия», глава региона СНГ, прокомментировал идею выставки: «Социально-художественный проект «Такеда. Боль и Воля» был запущен три года назад. С помощью языка искусства мы говорили о важности поддержки и заботы для наших пациентов; о преодолении себя и обстоятельств; сегодня мы говорим о новых технологиях и о том, как они трансформируют нашу жизнь. Передовые технологии открывают новые горизонты во всех сферах человеческой жизни – в промышленности, коммуникациях, искусстве и медицине. Благодаря развитию медицины люди стали жить дольше, часть болезней ушла в прошлое, мы научились контролировать широкий спектр заболеваний – в этом и есть прорыв!»
Куратор проекта Михаил Сидлин отмечает: «Миссия проекта «Такеда. Боль и воля» состоит в развитии паллиативной помощи и новых технологий в медицине. И здесь она сходится с гуманистическими задачами искусства. «Те, кто подлинно предан философии, — говорил Сократ, — заняты, по сути вещей только одним – умиранием и смертью». Установка Сократа на достойное завершение жизни поддержана медициной XXI века. Современные технологии позволяют облегчить страдание. Искусство обладает терапевтической функцией. И оно обращается к «вечным вопросам», находясь на новом витке своего развития. Искусство XXI века невозможно без обширного технологического багажа, а технологии XXI века – без эстетической фиксации. Точка сложного баланса искусство/технология и есть точка прорыва».
«Очень важно развивать полноценную паллиативную медицинскую помощь, которая занимается не только уходом за пациентом в терминальной стадии заболевания, а, в первую очередь, направлена на улучшение качества жизни онкологических пациентов на всех этапах противоопухолевого лечения, а также в стадии ремиссии», – прокомментировал актуальность темы выставки первый заместитель генерального директора «Национального исследовательского медицинского центра радиологии» Андрей Костин.
О выставке
Тема выставки 2018 года – «Прорыв» – отражает состояние современного мира. Американский философ Элвин Тоффлер ещё полвека тому назад писал, что мы врываемся в новую эру, и этот скачок можно сравнить только с переходом человека из каменного века – в мир первых цивилизаций. Экспозиция выставки представлена на двух этажах Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА». На первом этаже экспонируется более 70 произведений участников международного творческого конкурса среди учащихся вузов и художественных училищ «Такеда. Art/Help. Прорыв». В этом году в конкурсе приняло участие 220 студентов из 25 стран и 72 городов.
Первую премию получила работа «Голубая кровь» Виктории Киридон, студентки 3-го курса художественного факультета Красноярского государственного института искусств. Второе место разделили Анагит Цатурян из Екатеринбурга и Акритиду Пинелопи из Салоников, Греция. Третье место заняли Олег Комаров, российский художник, который в настоящее время учится в Германии, Кристина Капелюх из Эдинбурга и Елена Черткова из Саратова.
Анастасия Кайзер из Академии архитектуры и искусств Южного федерального округа награждена специальным призом компании «Такеда» за работу «Делай добро»: на ней красная нить соединяет две руки, образуя своего рода общую «кровеносную систему». Такова, по мысли художницы, природа доброты: она не только сближает людей, но и непременно возвращается к тому, кто делится ей с ближним.
Экспозицию на втором этаже Фонда откроет холст Сергея Мироненко «New» (1990), который перебрасывает мостик от «московского романтического концептуализма» к эпохе новых технологий. Самой масштабной работой на выставке будет новая инсталляция Ольги и Олега Татаринцевых, посвящённая российскому генетику Владимиру Эфроимсону, который первым описал ген альтруизма. 21 ноября 2018 года исполняется 110 лет со дня рождения учёного.
Большинство работ создано современными художниками специально для выставки. Биоморфный объект Дмитрия Каварги из пластика и металла наводит на мысль о том, что мир машин близок и родственен миру людей, а авторские гаджеты Анастасии Алёхиной задают новое направление для индустрии техно-бьюти.
Триптих Олега Тыркина «Голова без границ» – это автопортрет художника и размышление о сущности человека. В триптихе Аристарха Чернышёва «Критически важное обновление» главную роль играет «незагружающийся» автопортрет, изготовленный при помощи изобретённой автором технологии текстурирования 3D-объектов.
Поэтическое видео Виктора Алимпиева развивает старинный жанр «утешения». Скульптура Григория Орехова объединяет древний символ мироздания – яйцо – и модернистский символ мировой оси – «Бесконечную колонну» Бранкузи. Картина Виталия Пушницкого посвящена теме ожидания.
Живописный триптих Макса Орлицкого «Пастушка и овцы» соединяет авангардную моду и киберпанк. Макс инициирует в Москве арт-баттлы – открытые публичные соревнования живописцев. Во время вернисажа прошел перформанс Макса Орлицкого и Алексея Дубинского, в результате которого родились новые произведения искусства.