#ЩедрыйВторник (#Giving Tuesday) — Международный день благотворительности, который прошел в этом году 27 ноября 2018 года. По сути – это глобальный мировой флешмоб благотворительных и социальных инициатив. Движение получило распространение в более чем 100 странах мира, а в России его поддержало более 2000 организаций.
Федеральная сеть клиник МЕДСИ совместно с Ассоциацией родителей и детей с дислексией посвятили #ЩедрыйВторник повышению осведомленности о дислексии, дисграфии и других особых образовательных потребностях. С целью привлечения внимания к особым образовательным потребностям, необходимым более 20% детей в России, прошел онлайн-флешмоб и масштабное просветительское мероприятие в Клинико-диагностическом центре МЕДСИ на Красной Пресне с участием лидеров мнений и звезд.
Благотворительный вклад МЕДСИ – проведение 100 бесплатных диагностик для детей от 6 до 18 лет в Медико-педагогическом центре на Красной Пресне. В рамках диагностики специалисты трех направлений (нейропсихолог/психолог, логопед и невролог) помогут детям и их семьям:
- выявить происхождение возможных сложностей концентрации внимания и трудностей освоения чтения, письма или счета;
- получить полезную информацию для здорового и продуктивного обучения ребенка.
- определить уровень готовности ребенка к обучению в школе;
Розыгрыш проходит на странице Ассоциации родителей и детей с дислексией в Инстаграме instagram.com/dyslexia.russia Условия простые — необходимо поставить «лайк» под постом, отметить людей или семьи, детям которых нужна диагностика, подписаться на аккаунт @dyslexia.russia, а 3 декабря генератор случайных чисел выберет победителей! Запись победителей на диагностику будет проводиться по телефону: +7 985 211 82 04.
С приветственным словом к гостям и участникам мероприятия обратилась Брусилова Елена Анатольевна, президент АО Группа компаний «Медси». По ее словам, дислексия и дисграфия – это особенности восприятия информации у ребенка, а не патология или диагноз. У таких детей свое видение, особый внутренний мир. Детям с дислексией нужен мультисенсорный подход в обучении и современные методики поддержки, тогда трудности превращаются в преимущества, восстанавливается самооценка, успеваемость в школе нормализуется и выходит на уровень выше среднего. Умение мыслить образами и другие преимущества нестандартного мышления – это редкий дар, который помогает людям достигать успеха в предпринимательстве, творческих и даже технических профессиях.
Чем раньше проходит диагностика, тем быстрее и эффективнее будет помощь. В Медико-педагогическом центре МЕДСИ на Красной Пресне работают специалисты с многолетним опытом, разработанные методики выявления и поддержки помогают маленьким пациентам эффективно справляться с трудностями обучения. «Медицина – это наша компетенция, обследование – это ваша ответственность. Мы не устаем это повторять. Каждый ребенок талантлив! Мы, взрослые, должны помочь этому таланту раскрыться. Дислексия — это потенциал!», — подчеркнула она.
Дискуссию открыла Пиотровская Мария Михайловна, учредитель Ассоциации родителей и детей с дислексией. Она рассказала об основных инициативах ассоциации – запуск он-лайн курса, законодательных инициативах и активной просветительской работе.
Она отметила тенденцию, что современная молодежь все меньше читает. Поколение Миллениума растет с дефицитом внимания, клиповым сознанием, все больше детей испытывают трудности при обучении. Одна из причин — недостаточная адаптивность нашей образовательной системы. Уровень требований к детям неуклонно растет, а объем помощи уменьшается. В России на одного школьного педагога-психолога приходится 850 учащихся, в детских садах — 420 детей. Важно отметить, что общий уровень профессиональной подготовки преподавателей и профильных специалистов (логопедов, психологов, дефектологов и т.п.) не соответствует современным требованиям. Квалифицированная помощь доступна только для жителей двух столиц, а для большей части семей она обременительна.
Отрицание проблемы и отсутствие необходимой поддержки учеников с трудностями обучения оказывают негативное влияние на социально-экономическую обстановку в стране. Большинство родителей не знает, как помочь своему ребенку. Те, кто могут позволить себе западное образование, отправляют детей в страны, где существуют необходимые условия для обучения людей с дислексией и другими особенными образовательными потребностями. При получении необходимой поддержки у детей восстанавливается самооценка, академические показатели нормализуются. Раскрыв свой потенциал, они вырастают в успешных и трудолюбивых профессионалов. Отсутствие необходимых условий оказания помощи ломают судьбы миллионам детей – 1/5 поколения с огромным академическим и профессиональным потенциалом — в зоне риска социальной изоляции.
Дети, которых привыкли считать «глупыми», «лентяями», «отстающими» и «неспособными», на самом деле имеют больше общего с Эйнштейном и Стивом Джобсом, чем круглые отличники. У людей с дислексией есть разные врожденные особенности мышления – образное мышление, высокий эмоциональный интеллект, которое могут стать преимуществами в самых разных профессиях, от искусств до наук. Поэтому столько успешных людей с дислексией в мире, они играют, снимают, программируют, изобретают – меняют мир вокруг и наше преставление о нем. Навыки, которые будут востребованы у профессионалов в будущем – когнитивная гибкость, визуализация, креативность, креативное решение проблем. Они особенно важны для перспективных профессий будущего. Это дети «из будущего», которых нам предстоит понять. Важно не ломать детей под образование, а менять образование под детей.
По словам Корнева Александра Николаевича, заведующего кафедрой логопатологии СПбГПМУ, навык чтения — самый востребованный в школе. Объем текстов постоянно растет, и вместе с ним растет чувство своей неуспешности у детей с дислексией. Согласно исследованиям, в классе в среднем 5% учеников имеют стойкую дислексию, они становятся изгоями, у них пропадает мотив и появляется страх чтения – что произойдет очередной провал. Постепенно это чувство перерастает в школьную фобию, и каждый день дается ребёнку, как восхождение на Голгофу. Переживания копятся, перерастают в невротические состояния и во взрослой жизни приводят к асоциальному поведению. Трудности, которые не были скорректированы в детстве, во взрослой жизни не оставляют шанса на успех и ломают жизнь человека.
В своем видеообращении к собравшимся Черниговская Татьяна Владимировна, филолог, учёный в области нейронауки и психолингвистики, подчеркнула, что область особых образовательных потребностей в мире хорошо изучена, накоплен большой опыт, который сейчас активно приходит в Россию. Специальные методики обучения принесут значительную пользу, если о них в первую очередь будут знать родители. «Мы упускаем большое количество талантов среди людей с дислексией и дисграфией, им надо дать возможность их проявить. Если ребенок в школе сразу начинает получать двойки, а родители — ругать, то он попадает в психологическую ситуацию, где ему очень тяжело, и из которой он может никогда не выбраться. В наших силах эту ситуацию изменить. «Неграмотность» — просто особенность обработки информации у ребенка, такая неграмотность может быть побеждена», — отметила она.
Терехина Ирина Олеговна, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ, озвучила неутешительную статистику — в детских садах приходится 1 логопед на 242 ребенка с диагнозом «нарушение речи», в то время, как по нормативам положено 12-20 детей на одного специалиста. Сегодня логопедическая помощь недоступна даже детям, у которых есть диагноз – нарушение речи.
Также она озвучила практические шаги, которые предпринимаются по изменению ситуации: информирование педагогов о том, как дифференцировать детей и выявлять их особенности; будет утверждена классификация нарушений, и направлено в школы методическое письмо; школы могут сами устанавливать системы оценки с учетом особенностей учеников. В будущем возможно внести специальные требования к сдаче ЕГЭ для учеников с дислексией.
При всех сложностях, Россия идет семимильными шагами в области информирования родителей и педагогов о причинах трудностей детей в обучении. От полного неприятия ситуации до перестройки системы общества под нужды таких людей проходит время, но наше отставание от развитых стран стремительно сокращается. В нашей стране подошло время, когда появились фонды, активные родители, которые создают некоммерческие организации, педагоги, которые хотят и стараются менять ситуацию к лучшему.
Помощь детям с дислексией должна начинаться еще до школы и детского сада — в семье. Чтобы семья увидела проблему и начала действовать, нужны просветительские меры. Дискуссия, организованная МЕДСИ совместно с Ассоциацией родителей и детей с дислексией, стала еще одним кирпичиком в фундаменте просвещенного общества, где учитываются особенности каждого, любой человек имеет возможность раскрыть свои таланты и проявить их на благо общества.