RNC Pharma: наиболее дорогие глюкометры приобретают потребители на Северном-Кавказе, Дальний Восток характеризовался максимальной ценой на тест-полоски
На розничном рынке России в 2023 г. было продано 1,38 млн шт. глюкометров и порядка 657,3 млн шт. тест-полосок, это соответственно на 0,3% и 3,5% меньше, чем было реализовано в 2022 г. Отрицательная динамика была связана с ажиотажным спросом после начала санкционных ограничений в 2022 г. и как следствие с завышенной базой периода сравнения.
Денежный объём составил 1,45 млрд руб. (в розничных ценах, с учётом НДС) для
глюкометров и порядка 10,3 млрд руб. для тест-полосок. Рублёвая динамика по
товарным категория разнонаправленная, глюкометры за год заметно подорожали, в
итоге общий рублёвый объём продаж вырос за год на внушительные 11,6%. Показатель
прироста по тест-полоскам находился в зоне отрицательных значений: -0,3%
относительно показателей 2022 г.
Так же, как и для других категорий медицинской техники, здесь по итогам
прошлого года фиксировались колоссальные показатели динамики в онлайн канале,
рублёвый объём продаж глюкометров относительно 2022 г. вырос в 2,8 раза и в 2,2
раза по тест-полоскам. Оффлайн канал при этом в 2023 г. году продемонстрировал
синхронное снижение продаж по обеим категориям в пределах 6%. Доля e-com в
отношении приборов за год выросла практически в 2,5 раза, здесь в 2023 г. было
продано 24,3% всех глюкометров в денежном выражении, при этом в отношении
тест-полосок к услугам маркетплейсов потребители прибегают пока только в 9,4%
случаев – за расходниками они предпочитают обращаться в аптеки, хотя и этот
показатель относительно 2022 г. вырос более чем в 2,2 раза.
Региональные продажи в оффлайн канале в отношении анализируемого ассортимента
тоже имеют выраженные различия, которые касаются как ассортимента, так и
динамических характеристик. Что касается продаж глюкометров здесь динамика в
натуральном выражении относительно показателей 2022 г. отрицательная по всем ФО.
Наиболее выраженный спад фиксировался в Уральском и Центральном федеральном
округах (-14% и -13%). Рублёвый объём продаж в прошлом году увеличивался только
в двух округах: на Дальнем Востоке и Северном Кавказе. Последний примечателен
так же тем, что здесь самый высокий средний ценник, порядка 1,2 тыс. рублей за
прибор.
Натуральный объём продаж тест-полосок сокращался по всем регионам как в
денежном, так и в натуральном выражении. Лучший результат фиксируем в рамках
Южного и Дальневосточного ФО (-3% и -4%). Интересно, что в ДВФО максимальная
средняя цена в расчёте на одну тест-полоску, тут потребители платят в среднем
порядка 20 рублей, а меньше всего цена в Приволжском ФО – чуть больше 13 рублей
за штуку. Рублёвый объём продаж также падает по всем макрорегионам, худший
результат относительно 2022 г. наблюдался в рамках Северо-Западного и
Центрального ФО, здесь -10% и -8% соответственно.
Абсолютным лидером с точки зрения денежного объёма продаж глюкометров
(включая онлайн) в 2023 г. стала российская «Элта», правда в отношении
натуральных показателей российский игрок только на третьем месте. Абсолютным
лидером в отношении натуральных продаж в прошлом году стал «Джонсон и Джонсон»,
компания, кстати, показала и очень серьёзную динамику на уровне 45%. Абсолютным
же рекордсменом в отношении натуральных показателей прироста стала китайская «Майкротех
Медикал» (рост в 10,2 раза). Лидером в отношении продаж тест-полосок, как в
денежном, так и в натуральном выражении стал «Рош», правда продажи компании в
2023 г. упали на 19%. Российская «Элта» в отношении денежного объёма занимает
только 4-ю строчку, но при этом расположилась на втором месте в отношении
натурального объёма. Максимальную динамику относительно 2022 г. демонстрирует
американская «Эйкон Лабораторис» (+90% в штуках).
материал MedLinks.ru