Кардиолог Алексей Сеитов: в медицине эгоисты не задерживаются
Заведующий кардиологическим отделением – о том, почему врачи должны находить время на общение с пациентами, как современные препараты сделали революцию в терапии «безнадежных больных» и почему в медицине есть место не только науке, но и творчеству.
«Медицина – это и про науку, и про искусство. Лечение – это, безусловно, творчество, но без знаний оно не принесет никакой пользы», — уверен герой нашей беседы. Во Всемирный день кардиолога, который отмечается 6 июля, предлагаем интервью с одним из самых опытных специалистов окружного Кардиодиспансера. Более 20 лет Алексей Сеитов помогает югорчанам побеждать сердечные болезни. Кардиологическому отделению, которое возглавляет врач, без малого — 12 лет. Ежегодно в нём получают помощь более 2,5 тысяч человек – это не только жители Сургута и Сургутского района, но и всей Югры.
СПРАВКА: Алексей Александрович Сеитов – врач-кардиолог, заведующий кардиологическим отделением №1. В 1996 году окончил Тюменский медицинский институт, после чего приехал в Сургут. Алексей Александрович родом из небольшого югорского поселка Перегрёбное, что в Октябрьском районе. Рос в многодетной семье и был восьмым ребенком.
— Почему вы выбрали медицину?
— Врачом не хотел стать до 9 класса. Я мечтал то о геологии, то о военном деле. Все изменила беседа с сестрой, которая будучи студенткой Тюменского мединститута, с восхищением рассказывала о своей жизни и, конечно, учёбе. Вуз, и тогда, и сейчас, — один из старейших в стране, в нем преподают известные отечественные ученые, доктора наук. Наш разговор с сестрой, Татьяной Александровной, тогда очень меня впечатлил. Рассказ был очень «заразительный» (Смеется.).
— Помните свою учёбу?
— Учиться было очень сложно. Медицина – это трудный путь. До обеда студенты посещали семинары, после – слушали лекции. Мы буквально выкраивали свободное время. Почему-то у нас считалось, что пока не пройдешь рубеж третьей сессии, тебя и будущим врачом считать нельзя было. К этому времени каждый уже видел себя либо в хирургии, либо в терапии. Я выбирал из двух специальностей, кардиологии и неврологии.
— И все-таки выбрали кардиологию. А что этому решению способствовало?
— После окончания вуза я проходил интернатуру в многопрофильном медицинском учреждении. Сегодня – это Сургутская окружная клиническая больница. Я попал в очень дружный коллектив. Заведующая кардиологическим отделением Голубева Людмила Александровна стала для меня отличным наставником. Атмосфера в коллективе была доброжелательной и комфортной, дружественной. Работать было очень интересно и, на мой взгляд, кардиология тогда была одним из самых передовых отделений в терапевтическом корпусе.
— А сложно было работать в те годы?
— В те годы обходились, как говорится, своей головой. Поговорить с пациентом, выяснить его жалобы, узнать историю заболевания, «послушать», «постучать» (аускультация, перкуссия) – без этого не обходился ни один осмотр. Сегодня врачи работают уже в других условиях – и это тоже хорошо. Ведь благодаря алгоритмам, стандартам оказания помощи, разнообразию медикаментозной терапии, современному оборудования, мы стали быстрее работать. Раньше диагностика занимала несколько дней, и инфаркт лечили 21 день! Сегодня мы достоверно знаем обо всем, что происходит в организме человека уже в течение первых часов его поступления в стационар.
— А как состоялось ваше знакомство с Кардиоцентром?
— Как известно, первые операции на сердце в Югре кардиохирурги проводили на арендованных площадях районной больницы, где по соседству находилось и кардиологическое отделение, в котором я работал. Так мы и познакомились с коллегами, вместе спасая пациентов. Спустя время мне предложили перейти к ним. Честно говоря, я не сразу дал ответ. Это было очень интересное предложение для меня, сравнимое с решением поступить в медицинский вуз или выбором специальности. И в тоже время, я к отделению кардиологии очень привык, коллеги многому меня научили. Но отпустили (Улыбается.).
— Вы воспитали не одно поколение врачей. А часто самому приходилось оказываетесь на месте Людмилы Голубевой?
— Ольга Митрофановна Золотенкова, Анастасия Максименко – коллеги, с которыми я работал с момента основания отделения неотложной кардиологии. Каждой из них в разное время предложили новые должности, как и однажды Ирине Астраханцевой – тоже замечательному врачу, талантливому и ценному специалисту. Мы стали одной семьей, дружной командой. Но разве я мог им препятствовать? Уходят из отделения врачи, которые выросли из статуса моих подчиненных – им пора быть самостоятельными фигурами в кардиологии, чему я очень рад. Но и сейчас я не один, у меня самый лучший врачебный коллектив в Центре, на мой взгляд. Молодые, целеустремленные, очень грамотные специалисты: Надина Османова, Захарова Ирина, Гаджимагомедова Найида, Затолоцкая Юлия, Рамазанова Диана, Шарифуллина Муминат и Рагимова Эльмира. Я могу им полностью довериться, уверен – не подведут.
— Каким надо быть врачом, чтобы вы также гордостью и восторженно о нём говорили?
— Мои учителя, наставники, среди которых также была Ирина Александровна Урванцева, главный врач окружного Кардиоцентра, безусловно, подсказывали, направляли. Но чтобы стать хорошим кардиологом, нужно и самому хотеть учиться, уметь воспринимать новую информацию. Нельзя останавливаться на знаниях, полученных в институте – любая медицинская специальность требует непрерывного развития. Второе правило успешного врача, очень важное, – нужно всегда оставаться человечным. Эгоисты в медицине не задерживаются. Мы должны уметь расположить пациента к себе, ведь тогда он раскроется, доверится и придет к нам вновь.
— Расскажите о работе кардиологов в вашем отделении, о дежурствах
— Кардиолог всегда должен «крутиться» — слушать, слышать, одновременно разговаривать по телефону, быть в тандеме и не терять связь с другими специалистами. Дежурства бывают очень непредсказуемыми: буквально за сутки могут поступить до 15 человек. Это пациенты с неосложненными мелкоочаговыми инфарктами, где все пройдет по отработанному алгоритму: госпитализация, анализы, кардиограмма, коронароангиография, операция, палата интенсивной терапии. А бывают сложные случаи, когда поступают больные и с инфарктом, и с сердечной недостаточностью, или с инсультом.
— При таком ритме работы, подчас напряженном, сразу задумываешься о профессиональном выгорании. Бывает такое?
— Профессиональное выгорание – понятие, в которое я не верю. Мне кажется, термин применим к людям, которые случайно пришли в профессию. Через 7, 8 лет действительно наступит выгорание, потому что человек не своим делом занимался. У меня, например, любовь к профессии до сих пор не исчезла: мне по-прежнему нравится лечить людей, общаться с ними, помогать.
— Пациенты вчера и сегодня – что-то изменилось?
— Изменился портрет пациента. Раньше это были люди в возрасте 60-70 лет. Сегодня мы оперируем долгожителей, то есть пациентов старше 90 лет: успешно лечим у них инфаркты, имплантируем кардиостимуляторы. Этому есть научное объяснение – медицина заметно выросла, соответственно и люди стали жить дольше. Еще несколько лет назад прогноз хронической сердечной недостаточности был неблагоприятный – с момента дебюта заболевания пациент едва мог прожить и 5 лет.
— А сегодня иначе?
— В медицине появились революционные препараты: ингибиторы АПФ, сартаны. Потом выяснилось, что помогают и бета-блокаторы, и вспомогательные хирургические методики – и вся эта история происходила на моих глазах. Сегодня я с уверенностью могу сказать пациенту: «С вашим диагнозом можно прекрасно жить. 50% сделаем мы, а остальные 50% — вы, соблюдая определенные рекомендации, сохраняя приверженность к лечению». Люди действительно живут качественно, а многие — не теряя при этом трудоспособность.
— Будущее кардиологии за какими технологиями?
— Все движется вперед. Никто не думал, что мы будем лечить атеросклероз с помощью инъекций – препаратами, которые ставят раз в несколько месяцев. Если бы мне об этой фантастике рассказали лет 10 назад, я бы точно не поверил. Сегодня в медицине говорят и о контроле над принятием врачебных решений. Уже сейчас мы делаем назначения в электронной программе. Возможно, в будущем это будет алгоритм, оценивающий решения, анализирующий. И тогда у нас появится больше времени для общения с пациентами. Но компьютер не будет думать за врача – это неправильно, но станет хорошим помощником.
материал MedLinks.ru