ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Научная статья
Калинина Н.В. 1, *, Егорова Д.А. 2
1 ORCID: 0000-0002-9603-1201;
1, 2 Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия
* Корреспондирующий автор (kalinina_75[at]mail.ru)
Аннотация
Рассмотрены возможности внеурочной деятельности при формировании экологической ответственности младших школьников. Описана структура экологической ответственности как взаимодействие когнитивно-эмоционального, операционно-процессуального и рефлексивно-оценочного компонентов. Установлено, что ннеурочная деятельность представляет возможности для формирования экологической ответственности младших школьников при создании педагогических условий. К этим условиям относят – создание положительной мотивации у младших школьников для решения экологических проблем; поэтапная организация деятельности младших школьников – от приобретения младшими школьниками нравственно-экологических знаний и позитивных эмоциональных установок на природоохранную деятельность до опыта самостоятельного активного действия; включение младших школьников в решение проектных задач, актуализирующие вопросы экологии.
Ключевые слова: экологическая ответственность, младший школьник, внеурочная деятельность, проектная задача.
DEVELOPING ENVIRONMENTAL CONSCIOUSNESS OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS
THROUGH EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
Research article
Kalinina N.V. 1, *, Egorova D.A. 2
1 ORCID: 0000-0002-9603-1201;
1,2 Irkutsk State University, Irkutsk, Russia
*Corresponding author (kalinina_75[at]mail.ru)
Abstract
The paper considers the possibilities of extracurricular activities in the formation of the environmental consciousness of elementary school students. The article describes the structure of the environmental consciousness as an interaction of cognitive-emotional, operational-procedural, and reflexive-evaluative components. It is established that extracurricular activities provide opportunities for the formation of the environmental consciousness of elementary school students under pedagogical conditions. These conditions include creating a positive motivation for elementary school students to solve environmental problems, organizing step-by-step activities of elementary school students, ranging from the acquisition of moral and environmental knowledge and positive emotional attitudes to environmental conservation activities up to the experience of independent, active action; including elementary school students into the solution of project tasks updating environmental issues.
Keywords: environmental consciousness, elementary school student, extracurricular activity, project task.
Введение
На современном этапе политического и социально-экономического развития общества в образовательной системе поддерживается интерес к экологическому просвещению. Распространение концепции потребительского отношения к природе актуализировала потребность в переходе к экологическому образованию, направленному на формирование у подрастающей личности бережного отношения к природе и природным ресурсам. Подкрепляющим фактором обеспечения экологической безопасности является целенаправленное формирование ответственности в сфере экологии. Только с учетом понимания результатов своей деятельности, информированности о правовых последствиях за неправомерные действия по отношению к природной среде можно утверждать о дальнейшем благополучии человеческой цивилизации. Экологическому образованию уделено внимание в стандарте ФГОС НОО [7], результаты которого ориентированы на становление личностных характеристик выпускника, среди них: «…обучающийся любящий свой народ, свой край и свою Родину, любознательный и заинтересованно познающий мир, выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни, уважающий и принимающий ценности семьи и общества» [7, с.18]. В структуре ФГОС НОО предусмотрена Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, реализуемая в инвариантом и вариантном компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности. О необходимости развития экологического образования подтверждает Указ Президента Российской Федерации «О стратегии развития экологической безопасности Российской федерации на период до 2025 года» [1]. О значимости экологизации современного образования подчеркивается в исследованиях Хруцкого К.С., Москвиной Л.А. [8]. Образование, как важнейший фактор формирования личности, имеет большую возможность для развития экологической ответственности обучающихся. В условиях эколого-развивающей образовательной среды учитель выполняет новые функции-воспитание личности с новым экологическим типом мышления, проявляющегося в духовной жизни и поступках, направленного на осознание ценности жизни и природы, проявления активности в их защите. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования экологической ответственности. Именно в младшем школьном возрасте формируются идеалы, мотивы, закладываются основы нравственного поведения, определяющие отношение личности с окружающим миром, формируются навыки рационального природопользования. Вместе с тем, нами выделены следующие противоречия в образовательной практике:
– потребностью общества в личности, обладающей целостным, здоровым мышлением, умеющим самостоятельно выбрать свое место в системе природа –общество; способную видеть последствия своих действий в масштабе и недостаточной обеспеченностью включения школьников, в том числе и младших школьников, в вопросы экологического образования;
– значительным педагогическим потенциалом в осуществлении экологического образования школьников и недостаточной теоретико-практической разработанностью педагогических условий использования внеурочной деятельности в целях реализации экологического образования младших школьников.
Разрешая указанные противоречия, нами установлено, что значительное влияние на формирование у младших школьников экологической ответственности оказывает внеурочная деятельность.
Методы и принципы исследования
Методы достижения поставленной цели исследования складывались из анализа научных источников, организации внеурочной деятельности, наблюдений и опроса. В ходе исследования был структурирован учебный материал в соответствии с поставленными задачами, организовано активное взаимодействие с младшими школьниками, проведена серия опросов и наблюдений с последующим анализом методом сравнения и группировки. В исследовании приняли участие 60 школьников в возрасте от 8 до 10 лет.
Обращаясь к теоретическому анализу понятия «ответственное отношение к природе», подчеркнем, что данное понятие наиболее полно было употреблено И. Т. Суравегиной [6]. Под ответственным отношением автор подразумевает высшую степень проявления ответственного отношения к природе, к требованиям экологической этики и права, предполагающего внутреннее действие личности, развитое самосознание [6, с.35]. На основе анализа вышеперечисленных определений, мы сформулировали понятие «экологическая ответственность». Под экологической ответственностью младших школьников мы понимаем совокупность знаний экологического содержания, осознания и рассмотрение себя как части природы, сформированное представление о правовом регулировании за предосудительные действия в отношении окружающей природы, наличие навыков рационального природопользования, экологически грамотную деятельность. Ответственность формируется на основе усвоения определенного запаса знаний экологического содержания. Знания, подкрепленные эмоциональной составляющей, определяют экологическое сознание. Сознание прогнозирует деятельность. Деятельность, отражающая эмоционально-ценностное отношение, обусловленная готовностью личности нести ответственность за содеянное выражается в экологической ответственности.
Экологическая ответственность, как формируемое многоаспектное качество личности, имеет ряд особенностей. Современные исследователи Гринева Е. А., Л. Х. Давлетшина подчеркивают, что данное качество включает в себя социальный и нравственный аспекты [4]. Исходя из этого, в структуре экологической ответственности, мы выделяем взаимодействие когнитивно-эмоционального, операционно-процессуального и рефлексивно-оценочного компонентов. Когнитивно-эмоциональный компонент характеризуется глубиной и систематичностью экологических и нравственно-экологических знаний, сформированностью природоохранных умений и навыков, соблюдением правил поведения и деятельности в природе, проявлением активности и инициативности в процессе природоохранной деятельности, соотношением саморегуляции поведения в природе. Операционно-ценностный компонент – определяется высоким уровнем развития чувственной сферы (эмпатии) к миру природы, проявлением интереса к вопросам экологии и современным экологическим проблемам, позитивной эмоциональной установкой на природоохранную деятельность.
Третий компонент экологической ответственности – рефлексивно-оценочный. Он определяется оценочными суждениями личности по фактам взаимодействия человека, общества и природы, соответствием оценок нормам морали, проявлением нравственно-экологической направленности в оценке деятельности результатов деятельности человека в природной среде. Выделение общих компонентов дает возможность разработать содержание внеурочной деятельности. При этом, как замечает Е.Ф. Цагараева внеурочная деятельность выступает дополнительным ресурсом по экологическому просвещению и формированию экологической ответственности обучающихся [9].
Внеурочная деятельность представляет большие возможности для формирования экологической ответственности младших школьников при создании следующих педагогических условий: создании положительной мотивации у младших школьников для решения экологических проблем; поэтапной организации деятельности младших школьников – от приобретения младшими школьниками нравственно-экологических знаний и позитивных эмоциональных установок на природоохранную деятельность до опыта самостоятельного активного действия; включении младших школьников в решение проектных задач, актуализирующие вопросы экологии. Нами также разработана и успешно была внедрена программа внеурочной деятельности «Уроки экологической этики». Ядром данной программы являлись проектные задачи, актуализирующие вопросы экологии.
Создание положительной мотивации у младших школьников для решения экологических проблем – выступает одним из педагогических условий, создаваемых во внеурочной деятельности. Выделение такого условия, связано с тем, что формирование эколого-правовой ответственности у младших школьников предполагает активную деятельность ученика по осмыслению и перестройке собственных ценностей, позиции в сфере экологического образования и дальнейшей жизненной позиции. Сформированные внутренние мотивы должны обладать следующими характеристиками: во-первых, они должны быть осознаваемыми, чтобы младший школьник знал, ради чего он выполняет деятельность, и сознательно осуществлял обратную связь; во-вторых, они должны быть реально действующими, т.е. действительно стимулирующими и направляющими творческую активность участников; в-третьих, эти мотивы должны быть устойчивыми, чтобы стремление сохранялось у школьника на разных этапах его деятельности; в-четвертых, они должны быть полифункциональными, т.е. должны играть роль побудительных, организующих и смыслообразующих факторов. Внутренняя мотивация эколого-правовой ответственности выступает источником активности личности в деятельности, связанной с осмыслением и творческим преобразованием коммуникативной сферы, и обеспечивает результативность этой деятельности. В своей работе для создания положительной внутренней мотивации мы использовали различные формы, методы и приемы: участие в экологических акциях (сбор макулатуры, использованных батареек, крышек), проведение опытов, использование на различных этапах занятий игровых ситуаций, креативных методов (метод «Если бы..», метод гиперболизации), встреча с интересными людьми .
Вторым важным педагогическим условием, которое необходимо учитывать при осуществлении внеурочной деятельности является поэтапность в организации деятельности младших школьников. При этом, как замечают Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, важно разворачивать деятельность от приобретения младшими школьниками знаний экологической направленности и позитивных эмоциональных установок на природоохранную деятельность до самостоятельного активного действия [3]. На первом этапе младшие школьники приобретают знания о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния, деятельности человека. Здесь происходит первичное понимание младшим школьником социальной реальности и повседневной жизни. Особое значение на этом этапе имеет взаимодействие младшего школьника со взрослым – педагогом, родителем, как значимыми носителями положительного социального знания и повседневного опыта. На втором этапе младшие школьники получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям российского общества – природа, человек; ценностного отношения к природе и окружающему миру в целом. Особое значение здесь имеет взаимодействие младших школьников между собой на уровне класса, т.е. в защищенной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде младший школьник получает или не получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начитает их ценить (или отвергает). На третьем этапе младший школьник получает опыт самостоятельного общественного действия. В самостоятельном общественном действии ДЛЯ других, младший школьник действительно демонстрирует свою эколого-правовую ответственную позицию. Здесь важно взаимодействие школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде.
Третьим педагогическим условием, выделяемым нами, при организации внеурочной деятельности в заявленном аспекте, является включение младших школьников в решение проектных задач, актуализирующие вопросы экологии. В начальной школе проектная деятельность не может быть полностью реализована, так как она не соответствует возрастным особенностям младших школьников. Исследование А.Б. Воронцова показало, что прототипом проектной деятельности в начальной школе выступают проектные задачи [2]. В проектной задаче через систему заданий экологической направленности целенаправленно стимулируются действия младшего школьника по созданию ребенком образовательного продукта. В основе решения системы заданий младшими школьниками лежит создание мыслеобразов – индивидуальных голографических единиц мышления, обладающих формой, информацией, причинно-следственными связями, возможностями трансформации [5].
Основные результаты
Одна из основных задач нашего исследования предполагала апробацию авторской программы внеурочной деятельности «Уроки экологической этики», направленной на формирование экологической ответственности младших школьников.
Эмпирические данные показали, что к основным трудностям, мешающим освоению знания экологического содержания у младших школьников, можно отнести:
- отсутствие рефлексии нравственно-экологической составляющей предъявляемой информации в проектных задачах – 28% (рефлексивно-оценочный компонент);
- сложности, связанные с пониманием многосторонней ценности природы – 27 % (операционно-ценностный компонент);
- возникновение трудностей в процессе осмысления экологических проблем – 33% (когнитивно-эмоциональный компонент);
- другое – 12%.
В экспериментальной работе нам удалось показать, что создание и реализация педагогических условий во внеурочной деятельности способствует формированию экологической ответственности у младших школьников. Заявленные условия предполагают:
- включение младшего школьника в процессы рефлексии и осмысления экологической составляющей деятельности человека;
- организацию деятельности младшего школьника по освоению экологических знаний;
- обогащение ментального опыта младших школьников через решение проектных задач с экологическим контекстом и разработку мыслеобразов.
Наблюдения, опросы и анализ продуктов образовательной деятельности показали положительную динамику формирования у младших школьников экологической ответственности по всем заявленным компонентам исследуемого качества.
Заключение
В целом исследовательская работа показала, что ориентация младших школьников во внеурочной деятельности на ответственное отношение к природе, обогащает их мировоззрение не только знанием экологической направленности, но и способствует становлению представления о месте человека в системе природа-общество, помогает выбирать средства, видеть последствия своих действий в масштабе краткосрочных и долгосрочных перспектив.
Конфликт интересов
Не указан. |
Conflict of Interest
None declared. |
Список литературы / References
- Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176) «О стратегии развития экологической безопасности Российской федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. – 04.12.2017. – № 49. – ст. 4775
- Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркин. – М.: Просвещение, 2011. – 176с.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с.
- Гринева Е. А. Экологическая культура младших школьников: духовно – нравственный аспект: монография / Е. А. Гринева, Л. Х. Давлетшина. – М.: Прометей, 2015. – 158 с.
- Маслова Н.В. Ноосферное образование. Как превратить обучение в естественное познание мира / Н.В. Маслова. – М.: Концептуал, 2017. – 248с.
- Суравегина И. Т. Как учить экологии / Суравегина И. Т., Сенкевич В. М. – М.; Просвещение, 1995. – 96 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2018. – 53 с.
- Хруцкий К. С. О необходимости экологизации современного образования / К. С. Хруцкий, Л. А. Москвина // Вестник Новгородского государственного университета. – 2015. – С. 20 – 22.
- Цагараева Е. Ф. Экологическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности / Е. Ф. Цагараева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – – №4. – С. 228 – 230.
Список литературы на английском языке / References in English
- Ukaz Prezidenta RF ot 19.04.2017 № 176) «O strategii razvitija jekologicheskoj bezopasnosti Rossijskoj federacii na period do 2025 goda» [Decree of the President of the Russian Federation of April 19, 2017 No. 176) “On the strategy for the development of environmental safety of the Russian Federation for the period until 2025”] // [Collection of legislation of the Russian Federation]. – 04.12.2017. – No. 49. – Art. 4775 [in Russian]
- Vorontsov A.B. Proektnye zadachi v nachal’noj shkole: posobie dlja uchitelja [Design tasks in elementary school: a guide for teachers] / A.B. Vorontsov, V.M. Zaslavsky, S.V. Egorkin. – M .: Education, 2011 .- 176 p. [in Russian]
- Grigoriev D.V. Vneurochnaja dejatel’nost’ shkol’nikov. Metodicheskij konstruktor: posobie dlja uchitelja [Extracurricular activities of schoolchildren. Methodical constructor: a manual for teachers] / D.V. Grigoriev, P.V. Stepanov. – M .: Education, 2010 .- 223 p. [in Russian]
- Grineva E. A. Jekologicheskaja kul’tura mladshih shkol’nikov: duhovno – nravstvennyj aspekt: monografija [Ecological culture of primary schoolchildren: spiritually – moral aspect: monograph] / E. A. Grineva, L. Kh. Davletshina. – M .: Prometey, 2015 .- 158 p. [in Russian]
- Maslova N.V. Noosfernoe obrazovanie. Kak prevratit’ obuchenie v estestvennoe poznanie mira [Noosphere education. How to turn learning into natural knowledge of the world] / N.V. Maslova. – M .: Conceptual, 2017 .- 248p. [in Russian]
- Suravegina I. T. Kak uchit’ jekologii [How to teach ecology] / Suravegina I. T., Senkevich V. M. – M .; Education, 1995 .- 96 p. [in Russian]
- Federal’nyj gosudarstvennyj obrazovatel’nyj standart nachal’nogo obshhego obrazovanija [Federal state educational standard of primary general education]. – M .: Education, 2018 .- 53 p. [in Russian]
- Khrutskiy KS O neobhodimosti jekologizacii sovremennogo obrazovanija [On the need for greening modern education] / KS Khrutskiy, LA Moskvina // [Bulletin of the Novgorod State University]. – 2015 .- P. 20 – 22. [in Russian]
- Tsagaraeva EF Jekologicheskoe vospitanie mladshih shkol’nikov v ramkah vneurochnoj dejatel’nosti [Ecological education of younger students in the framework of extracurricular activities] / EF Tsagaraeva // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologija [Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology]. – 2018. – No. 4. – P. 228 – 230. [in Russian]