АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Научная статья
Нагаева И.А.1, *, Кузнецов И.А.2
1 ORCID: 0000-0002-5090-2622,
1, 2 АНОВО «Московский международный университет»
* Корреспондирующий автор (i.a.nagaeva[at]yandex.ru)
Аннотация
Актуальность заявленной темы заключается в применении инновационных образовательных технологий в образовательном процессе. Цель исследования – показать применение принципа равных возможностей в обеспечении доступности образования для всех категорий детей, молодежи и взрослого населения. Реализация принципа равных возможностей заключается в создании безбарьерного пространства в обучении посредством инновационных образовательных технологий.
Ключевые слова: принцип равных возможностей, инновационные образовательные технологии, модернизация сферы образования, социальная стратификация, смешанное обучение.
RELEVANCE OF APPLYING INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN IMPLEMENTING THE PRINCIPLE OF EQUAL OPPORTUNITIES IN EDUCATION
Research article
Nagaeva I.A.1, *, Kuznetsov I.A.2
1 ORCID: 0000-0002-5090-2622,
1, 2 Autonomous Non-profit Organization of Higher Education “Moscow International University”, Moscow, Russia
* Corresponding author (i.a.nagaeva[at]yandex.ru)
Abstract
The relevance of the topic is related to the use of innovative educational technologies in educational process. The purpose of the study is to show the application of the principle of equal opportunities in ensuring access to education for all categories of children, youth and adults. The implementation of the principle of equal opportunities lies in the creation of a barrier-free space in learning through innovative educational technologies.
Keywords: principle of equal opportunities, innovative educational technologies, modernization of education, social stratification, blended learning.
Введение
В настоящее время существует уникальная возможность получения интересующей информации из любого уголка мира, в любое время (24/7) при наличии информационно-коммуникационных технологий. В информационном обществе главной ценностью являются знания, которые позволяют адаптироваться в стремительно изменяемом мире. Появляются новые специальности, требуются новые компетенции, совершенствуются IT-технологии, следовательно, иные профессии теряют актуальность, и меняется рынок труда.
Целью Программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы является обеспечение соответствия направлений и качества подготовки по образовательным программам меняющимся запросам личности и общества и перспективным задачам развития российского общества. Одной из основных стратегических задач Программы является предоставление равных образовательных возможностей гражданам России [2].
Согласно закону «Об образовании» граждане Российской Федерации обладают правом на доступность образования независимо от принадлежности к той или иной группе населения, по которой можно разделить людей между собой. Доступность образования характеризуется предоставлением возможностей для поступления в различные учебные заведения и успешного завершения обучения [1].
Образование должно быть доступным представителям разных социальных слоёв: классов, возрастов, уровней развития и образования, мест проживания, гендерных различий, вероисповеданий и т.д. Априори граждане разных социальных групп имеют неодинаковые возможности получения образования.
Согласно П. Сорокину, стратификация (от лат. stratum – слой, facio – делаю) – дифференциация, выражаемая в самом существовании различных слоёв. Сущность дифференциации заключается в естественном неравномерном распределении власти, привилегий, обязанностей, ответственности и прав [10].
Расслоение – аналог социологического термина «стратификация» и отражает процесс группирования людей на разных социальных уровнях и социального неравенства. Рассматривая расслоение как «структурированные неравенства между различными группами людей», исследователь Э. Гидденс фокусирует внимание на стабилизирующей роли стратификации [3].
Исследователь Т. Парсонс выделяет критерии престижа и власти в качестве основных дифференцирующих оснований и предлагает рассмотреть стратификацию как механизм поддержания самообновления, приспособления и экспансивности общества [9].
В современном информационном обществе существует потребность в новых знаниях и компетенциях, новой информации и в формировании своего видения мира. Происходит стремительное обновление информации на профессиональном и бытовых уровнях. В то же время продолжается рост социального расслоения населения по уровню доходов и характеру потребления, следовательно, происходит изменение структуры общества. Вышеуказанное неравенство можно рассматривать как причину социальной активности, поддержания потенциала выживания, перспективу социально-профессиональной мобильности.
Существует четыре главных измерения стратификации – доход, власть, образование, престиж. Образование играет не последнюю роль в этом перечне измерений, т.к. является инвестициями в будущее развитие члена общества. Система образования всегда была средством вертикальной социальной циркуляции. В обществах, где учебные доступны всем его членам, институт образования представляет собой «вертикальный лифт». Получение востребованного и престижного образования может послужить «социальным лифтом», «трамплином» для перехода из одной страты в другую, реализацией своих интеллектуальных способностей и возможностей в соотвествии со своими знаниями и опытом. Сформированные мобильность мышления и способность к самообучению будут соответствовать не только современному социальному, но и обновляемому профессиональному окружению.
Впервые систематическое исследование проблемы доступности образования каждому члену общества было начато А.М. Новиковым, рассматривающего доступность образования как возможность получить качественное образование под запросы любого гражданина, т.е. возможность поступления в учебные заведения и успешное завершение обучения [7]. В трудах по проблемам демократизации отечественного образования А.М. Новиковым определены условия реализации принципа равных возможностей [8].
Но не только социальная стратификация влияет на доступность получения образования. Существуют категории людей, которые нуждаются в получении образования, но в силу различных причин, таких как экономические, территориальные, возрастные, социально-психологические и другие, но не могут их получить в рамках существующей образовательной системы. Поэтому реализация равных возможностей в получении образования особенно актуальна на территории страны с неравномерно развитой инфраструктурой, различным уровнем территориальных возможностей.
Следует отметить, что А.М. Новиковым предложено развивать такие формы образования, как дистантное, открытое и другие, которые позволяют доставлять образовательные услуги «на дом» [8]. Вновь возвращаются термины «домашнее обучение», «экстернат», «корреспондентское обучение», но с акцентом на современные реалии. По сути, это различные вариации заочной формы обучения с упором на педагогические инновации.
Руководствуясь вышеизложенным, предлагаем обеспечить реализацию принципа равных возможностей получения образования посредством применения инновационных образовательных технологий: электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. В результате использования технологий инновационного обучения мы можем значительно упростить решение существующих проблем в образовательной сфере. Введение в учебный процесс инновационных образовательных технологий обладает следующими преимуществами:
-увеличение круга лиц, которым станет доступным качественное образование;
-новый уровень социально-профессиональной мобильности;
-обеспечение эффективных инструментов управления обучением;
-освоение обучаемыми современных средств организации работы и коммуникаций;
-социализация и адаптация в современных условиях.
Поэтому целесообразно обратить особое внимание на следующие основные направления применения инновационных образовательных технологий:
-формирование и размещение в открытом доступе образовательных ресурсов коллективного пользования;
-построение системы опережающей профессиональной переподготовки граждан;
-создание единого образовательного пространства страны;
-эффективное использование научно-педагогического потенциала;
-обеспечение компьютерной техникой и доступа к глобальной сети [6].
Современная структура образовательного процесса учебного заведения предполагает включение академических и инновационных моделей обучения, традиционных и интерактивных форм взаимодействия участников учебного процесса в реальном и виртуальном пространстве. Единая информационно-образовательная среда учебного заведения на базе веб 2.0 предполагает реализацию интеграции электронных образовательных информационных ресурсов институтов, факультетов и кафедр, персональных сайтов и / или блогов сотрудников учебного заведения, а также создание виртуальных кафедр и отделений, организацию и проведение виртуальных олимпиад.
С целью реализации принципа равных возможностей следует разработать и внедрить педагогические технологии, позволяющие поднять учебный процесс на более высокий уровень посредством электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: оптимизации поиска учебной информации; разработки электронных учебно-методических ресурсов; подготовки и проведения интерактивных лекций и вебинаров; организации электронного тестирования, проведения виртуальных экскурсий.
Характерной чертой обучения с применением инновационных образовательных технологий является комплексное и оптимальное использование технологий, как упорядоченной совокупности методов осуществления деятельности:
-информационных (методы сбора, хранения, преобразования и передачи информации);
-образовательных (методы взаимодействия с обучаемыми с целью освоения содержания);
-коммуникативных (методы взаимодействия всех участников учебного процесса).
Один из путей решения проблемы – создание безбарьерного пространства в обучении с помощью инновационных образовательных технологий. Основные направления внедрения современных образовательных технологий в процесс обучения:
-смешанное обучение (blended learning): интеграция электронного и традиционного обучения;
-мобильное обучение (mobile learning): технологии, позволяющие организовать процесс обучения с помощью устройств мобильной связи, таких как мобильные телефоны и коммуникаторы;
-геймификация (gamification): процесс использования игрового мышления и динамики игр для вовлечения аудитории и решения задач;
-создание сетевых сообществ как сообществ обмена знаниями (communities of practice): связующими объектами являются материалы цифровых коллекций и информационные приложения, обеспечивающие коллективное использование этих материалов в учебных целях;
-эдьютейнмент (edutainment): внедрение игровых практик в традиционные форматы учебного процесса;
-визуализация (visualis): приёмы представления информации в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа [4], [5].
Очевидно, что для применения образовательных инноваций необходима организационная, научно-исследовательская и методическая работа по внедрению современных технологий и методик обучения в учебный процесс, подготовке и переподготовке преподавателей и сотрудников.
Основу учебного процесса в системе обучения с применением инновационных образовательных технологий составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по электронной или обычной почте, в чате или форуме, а также личного контакта.
Заключение
Для разрешения противоречия между текущим состоянием образования и декларированными положениями необходим комплекс мер, направленных на включение различных категорий обучаемых в учебный процесс. Мы предлагаем следующую формулировку принципа равных возможностей, как предоставление равных условий для получения образования вне зависимости от социально-экономического и географического положения обучаемых, на основе интеграции образовательных инноваций и педагогических традиций, включая традиционные и инновационные модели обучения, академические и интерактивные формы взаимодействия в реальном и виртуальном образовательном пространстве.
Реализация принципа равных возможностей обеспечивает удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей человека, постоянную адаптацию к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Отсутствие равного доступа фактически означает закрепление экономического, социального и культурного неравенства. Только качественное образование может гарантировать человеку устойчивое общественное положение и хорошо оплачиваемую работу. Доступность образования в равной степени для всех слоёв общества поможет осуществить реорганизацию его социальной структуры, что позволит снизить напряжённость в обществе.
Конфликт интересов
Не указан. |
Conflict of Interest
None declared. |
Список литературы / References
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в акт. ред. Федеральных законов от 25.12.2018 N 497-ФЗ)
- Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы»
- Гидденс Э. Стратификация и классовая структура / Э. Гидденс // Социология: учебник 90-х годов (Реферированное издание). Челябинск. – 1991. – С.48-69.
- Нагаева И.А. Актуальность применения дистанционных образовательных технологий при реализации идеи равных образовательных возможностей / И.А. Нагаева // Мир науки, культуры, образования. – 2017. № 6 (67). – С. 130-131.
- Нагаева И.А. Смешанное обучение в современном образовательном процессе: необходимость и возможности / И.А. Нагаева // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. № 6 (33). – С. 56-67.
- Нагаева И.А. Необходимость создания образовательной информационной среды для организации дистанционного обучения / И.А. Нагаева // Достижения вузовской науки. Труды Международной научно-практической конференции. Издательство: Московский государственный областной университет (Москва). – 2014. – С. 304 – 308.
- Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. / А.М. Новиков – М.: Издательский центр ИЭТ. – 2013. – 268 с.
- Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития. / А.М. Новиков – М.: Эгвес. – 2000. – 271 с.
- Парсонс Т. Система современных обществ. Перевод на русский язык: Л.А. Седов и А.Д. Ковалев. / Т. Парсонс — М., 1998. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. – URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5395 (дата обращения: 17.07.2019)
- Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность / П. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество. – 1992.
Список литературы на английском языке / References in English
- Federalnyj zakon «Ob obrasovanii v Rossijskoj Federacii» [About education in the Russian Federation] ot 29.12.2012 (akt. Red. ot 25.12.2018 N 497-FZ) [in Russian].
- Postanovlenie Pravitelstva RF ot 15.042014. N 295 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 2013 – 2020 gody» [Resolution of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 N 295 “About the approval of the state program of the Russian Federation “Development of education” for 2013 – 2020″] [in Russian].
- Giddens E. Stratifikaciya i klassovaya struktura [Stratification and class structure] / E. Giddens // Sociologiya: uchebnik 90-x godov (Referirovannoe izdanie) [Sociology: the textbook of the 90th years (The reviewed edition)]. Chelyabinsk. – 1991. – 48-69 p. [in Russian]
- Nagaeva I.A. Aktualnost primeneniya distancionnyx obrazovatelnyx texnologij pri realizacii idei ravnyx obrazovatelnyx vozmozhnostej [Relevance of use of remote educational technologies at realization of the idea of equal educational opportunities] / I.A. Nagaeva // Mir nauki, kul`tury`, obrazovaniya [the World of science, culture, education]. – 2017. № 6 (67). – 130-131 p. [in Russian]
- Nagaeva I.A. Smeshannoe obuchenie v sovremennom obrazovatelnom processe: neobxodimost i vozmozhnosti [The mixed training in modern educational process: need and opportunities] / I.A. Nagaeva // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika [Domestic and foreign pedagogics]. – 2016. № 6 (33). – 56-67 p. [in Russian]
- Nagaeva I.A. Neobxodimost sozdaniya obrazovatelnoj informacionnoj sredy dlya organizacii distancionnogo obucheniya [Need of creation of the educational information environment for the organization of distance learning] / I.A. Nagaeva // Dostizheniya vuzovskoj nauki. Trudy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Izdatelstvo: Moskovskij gosudarstvennyj oblastnoj universitet (Moskva) [Achievement of high school science. Works of the International scientific and practical conference. Publishing house: Moscow state regional university (Moscow)]. – 2014. – 304 – 308 p. [in Russian]
- Novikov A.M. Pedagogika: slovar sistemy osnovnyx ponyatij. [Pedagogics: dictionary of a system of the basic concepts] / A.M. Novikov – M.: Izdatelskij centr IET [IET publishing center]. – 2013. – p. 268. [in Russian]
- Novikov A.M. Rossijskoe obrazovanie v novoj epoxe: paradoksy naslediya, vektory razvitiya. [Russian education in a new era: heritage paradoxes, development vectors] / A.M. Novikov – M.: Egves. – 2000. – p. 271. [in Russian]
- Parsons T. Sistema sovremennyx obshhestv. Perevod na russkij yazyk: L.A. Sedov i A.D. Kovalev. [System of modern societies. Translation into Russian: L.A. Sedov and A.D. Kovalyov] / T. Parsons – M., 1998. [Electronic resource] // Centr gumanitarnyx texnologij [Center of humanitarian technologies]. – URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5395 (accessed: 17.07.2019)
- Sorokin P. Socialnaya stratifikaciya i mobilnost [Social stratification and mobility] / P. Sorokin // Chelovek. Civilizaciya. Obshhestvo. [Person. Civilization. Society.] – 1992. [in Russian]